Все интервью

Все интервью

15 апреля 2011, 02:40

Доната Римшайте: новая русская

СОВРЕМЕННОЕ ПЯТИБОРЬЕ

СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

В Википедии помимо даты рождения о Римшайте сказано лишь то, что она занимается современным пятиборьем и была участницей Олимпийских игр-2008 в Пекине. Что и говорить, негусто, а ведь в свои 23 года эта спортсменка успела добиться того, на что у многих уходит в спорте целая жизнь. Римшайте дважды выиграла финал Кубка мира, в 2008-м стала чемпионкой Европы в команде, а в прошлом сентябре завоевала серебро чемпионата мира в самой престижной категории - индивидуальном первенстве.

Тот чемпионат, проходивший в китайском Чэнду, стал для Донаты последним международным стартом, где она представляла Литву. На этапе Кубка мира, который сейчас проходит на Сардинии, спортсменка дебютирует на международной арене под флагом России.

Накануне этих соревнований мы встретились на подмосковной спортивной базе поселка Северный, где традиционно тренируется российская сборная.

БЕГЛЯНКА

Стоило Донате озвучить свое намерение сменить гражданство, как на нее набросилась вся литовская пресса. "Уехавшая в Россию Римшайте и ее опекуны лезут из кожи вон, пытаясь добиться разрешения на ее участие в сборной России" - писало одно издание. "Сбежавшая в Россию Римшайте пока не может представлять свою новую родину - установки Олимпийской хартии не позволяют ей участвовать в международных соревнованиях. Это злит руководителей российской федерации современного пятиборья - они стараются получить документы, которые откроют перед Римшайте двери на ЧМ и Олимпийские игры", - вторило другое.

Президент НОК Литвы Артурас Повилюнас в середине января заявил, что обманувшая литовское спортивное сообщество Римшайте ни при каких обстоятельствах не получит разрешения на участие в лондонской Олимпиаде-2012 в составе сборной России.

При этом сама Доната стояла на своей позиции твердо. "Я намерена жить в России и получить гражданство этой страны. Не могу жить без спорта, хочу состязаться с лучшими спортсменами мира", - написала она в конце марта президенту Международного олимпийского комитета Жаку Рогге.

- Доната, спортсменов вашего уровня в небольших странах обычно носят на руках, сдувая с них пылинки. Я столько раз наблюдала это, что мне, признаться, сложно понять, как вы решились уехать.

- Значит, не носили, - звонко рассмеялась спортсменка. - В Литве, к сожалению, большой спорт сейчас несколько подзабыт. Тренируясь там, я много раз думала о том, что смогу выступать максимум до лондонских Игр. Потом все равно пришлось бы уйти: трудно работать, когда для этого нет никаких условий.

Перспективы тренировок и продолжения карьеры в России виделись мне совершенно другими. Вот я и подумала: "А почему нет? Почему не попробовать свою карьеру продлить?"

- Что создавало вам сложности - условия работы или же проблемы с тренером?

- Главным образом, условия. У нас в Вильнюсе, да и вообще в стране, большая проблема со спортивными базами - нет денег, чтобы строить новые или реконструировать старые. Нет денег и для того, чтобы отправлять спортсменов тренироваться за границу. А иногда - и на соревнования. Понимаю, что результаты литовских пятиборцев говорят о другом, но было действительно сложно заставлять себя к чему-то стремиться.

К тому же личные обстоятельства сложились таким образом, что я вышла замуж и переехала в Москву.

- Но вы же наверняка понимали, что, сменив гражданство, можете лишиться возможности выступить на Олимпийских играх в Лондоне. Не пугало?

- Если честно, то нет. Если бы эти Игры были моей единственной целью в спорте, то, возможно, считала бы иначе. Но это не единственная цель. Я хочу выступать долго и связываю свою жизнь с Россией.

ПЯТИБОРЬЕ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

- Понимаю, что вы много раз отвечали на этот вопрос, но что подвигло вас заняться современным пятиборьем?

- Просто так сложилось. Вначале плавала.

- Не давали покоя лавры литовской олимпийской чемпионки Лины Качюшите?

- Нет, что вы. Я тогда даже не знала, кто это. Больших результатов у меня не было. Вообще никаких не было, чтобы говорить об этом серьезно. Но мне очень нравилось болтаться в бассейне. Там меня и заметил тренер по пятиборью. Пригласил попробовать свои силы, и мне понравилось. Особенно увлекло фехтование. Для меня это самый сложный из пяти видов. Чтобы добиться результата, там нужны не только талант и большая работа, но еще очень много практики. Если же таланта недостает, приходится заниматься намного больше. Но именно на примере фехтования я поняла, что работой можно сделать любой результат.

- Могли бы сформулировать, что означает для вас пятиборье?

- Это образ жизни. Часть меня. Естественно, это и заработок тоже, но больше всего радует, что я зарабатываю тем, что мне очень нравится.

- Вы сильно расстраиваетесь, когда проигрываете?

- Ну а кому это нравится? Особенно когда уже что-то выиграл? Хотя сама я смотрю на это несколько иначе: если ты не первый, значит, есть стимул двигаться вперед, работать еще больше.

- Не надоедает?

- Устаю, конечно. Все-таки нагрузки в пятиборье достаточно высоки.

- Какое из поражений стало наиболее обидным?

- Навскидку вспоминается прошлогодний этап Кубка мира в Берлине, где я осталась четвертой. На последний стрелковый рубеж прибежала лидером и "застрелилась". Это был такой пинок… Очень неприятно вспоминать до сих пор.

Хотя вообще расстраиваться из-за неудач в пятиборье достаточно бессмысленное занятие. Стартов много, выиграть все невозможно. Тем более что у нас существует вообще непрогнозируемый вид - конкур.

- Какие у вас отношения с лошадьми?

- Рабочие. В целом я их очень люблю. Но когда речь идет о совместной работе, это порой и страх, и недостаток опыта, что особенно чувствуется, если попадается новая лошадь, и растерянность. Сказать, что мне по силам справиться с любой лошадью, пока не могу.

- От кого-то из спортсменок я слышала, что самые страшные лошади - в Германии. Это так?

- И в Британии тоже. Они большие и очень тяжелые. Кстати, мой самый первый этап Кубка мира был как раз в Англии. Мне тогда только исполнилось 18 лет. Когда увидела маршрут, который предстоит проехать… Эту безумную высоту барьеров, эти маленькие расстояния между ними… А когда увидела самих лошадей… А еще прямо передо мной кого-то из девочек сбросила лошадь, и ее увезли на "скорой"… В общем, желание у меня там было только одно: немедленно спрыгнуть с лошади и убежать. А результат неожиданно оказался очень хорошим - в общем зачете стала пятой.

- А самую неожиданную свою победу вспомните?

- Да. Когда впервые выиграла финал Кубка мира в 2008-м. До этого я вообще ни разу не выигрывала каких-либо серьезных соревнований. Да и вообще в призы не попадала. На Олимпийских играх в Пекине осталась 13-й, потом немного отдохнула и поехала на финал. Думала, если честно, что тот мой результат - абсолютная случайность. И только через год, когда выиграла финал Кубка мира во второй раз подряд, почувствовала, что появляется уверенность в собственных силах.

ОТ ЛИТВЫ ДО РОССИИ

- Какое впечатление произвели на вас Олимпийские игры?

- В спортивном плане у меня все там получилось как-то средненько. И вроде бы никакого отличия от каких-либо других соревнований я не ощутила. Но ажиотаж, безусловно, был жутким, несмотря на то, что перед литовскими спортсменами никто высоких задач не ставил. И в итоге все было до такой степени сконцентрировано, что многих моментов я сейчас просто не помню. Как будто та неделя, что я провела в Олимпийской деревне, пролетела в один миг.

- Всего неделя?

- Так мы же выступали чуть ли не в последний день Игр. Приехали в Пекин за 3-4 дня до старта, отсоревновались, дождались закрытия - и все.

- В Пекине вам было всего 20 лет, и вы собирались завершить карьеру после Лондона? Но это же вообще не возраст для пятиборья - 24 года.

- Надо же на что-то жить... Спортивной стипендии, которую я получала в Литве, для этого не хватало. Результаты тоже никак не поощрялись. Заставлять себя к чему-то стремиться, когда с трудом сводишь концы с концами, достаточно непросто. Поэтому и не хотелось строить далеко идущие планы.

- И все-таки, почему вы выбрали Россию, а не какую-либо из европейских стран? Неужели никто не пытался вас переманить?

- Я особо не раздумывала вообще-то. Во-первых, благодаря папе с рождения говорю по-русски. Выросла на русской эстраде, на русских фильмах. Благодаря этому никогда не чувствовала себя в России чужой. Не думаю, что в какой-либо другой стране могла бы чувствовать себя столь же комфортно.

- Родных у вас в Литве осталось много?

- Все. Мама, папа, младшая сестра, бабушка, двоюродные братья, сестры, тети, дяди…

- Вы с такой теплотой о них говорите, что впору позавидовать. В Москве столь тесных родственных связей между людьми, как мне кажется, давно нет. Все куда-то постоянно бегут, вся жизнь на бегу и проходит.

- Это я уже успела почувствовать. Даже рада, что тренировочная база находится за пределами города. А в центре Москвы такой муравейник… Попадешься кому-то на дороге, так еще и накричат на тебя.

У нас дома все по-другому. У мамы четыре родных брата и сестра. Сейчас уже у всех семьи, по два-три ребенка, так что у меня много двоюродных братьев и сестер. Когда мы были поменьше, то каждый год все вместе приезжали на Рождество к бабушке в деревню. В Литве не сложно собраться вместе - страна-то совсем маленькая, далеко не уедешь. Если только за границу, как я.

После соревнований в Италии хочу ненадолго съездить домой. Соскучилась по сестре, по маме с папой. По всем соскучилась.

ТРЕНЕРЫ И СОПЕРНИЦЫ

- После чемпионата мира в Чэнду вы расстались со своим тренером Юрием Москвичевым. Насколько велика в вашем виде спорта роль тренера?

- Велика. До Игр в Пекине я долгое время тренировалась с Вячеславом Калининым, который сейчас занимает пост генерального секретаря литовской федерации пятиборья. Когда перешла к Москвичеву, привыкала целый год. Ведь в таких случаях все меняется - техника фехтования, например, или бега. Сейчас начала работать с Игорем Соей - тренером, который в свое время подготовил олимпийского чемпиона Дмитрия Сватковского, и знаю, что тоже будет тяжело. Взрослого человека вообще непросто переучивать, как мне кажется. Так что процесс это довольно болезненный, причем не только для спортсмена. Но мы стараемся.

- Вы сами выбрали себе тренера?

- Не совсем так. Поработать с Соей мне предложили, когда я переехала в Россию. Я согласилась. У Игоря Анатольевича до сих пор есть группа спортсменов в Нижнем Новгороде, так что в Москву он приехал только из-за меня. Знаю, что после Игр в Сиднее, где выиграл Сватковский, Соя на какое-то время уезжал работать в Корею, но та его работа носила скорее консультационный характер. А потом вернулся.

- Вы понимали, решив перебраться в Москву, что российские спортсменки, с которыми вы много лет были в очень теплых отношениях, могут не испытывать восторга, получив в вашем лице прямого конкурента за место в сборной? Какаято напряженность между вами не появилась?

- Я этого не чувствую. Если говорить о конкуренции, то на соревнованиях она все равно между нами есть. И всегда была. Если ты борешься за медаль, то совершенно неважно, за какую страну выступает твой соперник.

- А есть спортсменка, выиграть у которой вы стремитесь наиболее сильно?

- Таких две.

- Первая, видимо, трехкратная чемпионка мира Амели Казе?

- Нет. По отношению к ней у меня никогда не было никаких иных чувств, кроме огромного уважения. Я не могу объяснить природу этого чувства чем-то одним - здесь все: то, как Амели работает, как она себя ведет, каких результатов добивается… Во всяком случае, я нередко ловила себя на том, что радуюсь, если Амели выигрывает.

- Ну значит, одна из этих двух - олимпийская чемпионка Пекина Лена Шенеборн.

- На самом деле выиграть хочется у всех сразу. У кого-то больше, у кого-то меньше. Но имена я вам не скажу.

Паркур (от французского parcurs du combattant - дистанция, полоса препятствий) - это преодоление препятствий различного характера в движении. Основанный группой французов (Давид Белль, Себастьян Фукан и др.), в настоящее время он активно развивается во многих странах мирах. И боже вас упаси назвать человека, занимающегося этим, паркурщиком, только - трейсер.