Среди нововведений, которые были приняты на прошедшем в Дубровнике конгрессе Международной федерации лыжных видов спорта, – общий старт в гору в последней гонке “Тур де ски”, ограничения на использование шлифмашин и вакс-грузовиков, которые могут серьезно повлиять на подготовку лыж, в том числе и россиян. При этом в календаре Кубка мира хоть и появились новые гонки, а также малопонятная смешанная эстафета. Хотя радикальных изменений не произошло – добавился лишь один скиатлон при обилии спринтов."СЭ" расспросил Юрия Бородавко, который находится со своей группой на сборах в Крыму, как он относится к решениям и как к ним будут адаптироваться российские лыжники.
Надо подтягивать остальных к лучшим, а не тянуть обратно нас
– Одно из нововведений – ограничение по шлифмашинам и использованию вакс-грузовиков, то есть ограничение работы сервис-бригад. Это по России ударит?
– Это ударит не только по нам, по всем лыжным державам, которые экипированы лучше. Разговоры ведутся давно, так понимаю, что теперь принято решение – Скандинавский кубок (пройдет 15-23 февраля 2020 года. – Прим. “СЭ”) все спортсмены будут ехать на одном поезде, жить в одних условиях. Кто не ночевал в поезде – снимается с соревнований. Ограничение по сервисерам предлагалось, потому что они пытаются выстроить равные условия. Действительно, сборные Норвегии, Швеции, России, Финляндии имеют некоторое преимущество перед такими странами, как, например, Казахстан, у которого всего три смазчика. FIS пытается усреднить всех, чтобы дать возможность другим приблизиться. Вернее, скорее поставить лыжные державы в одни условия с малыми. Что из этого выйдет – непонятно, пока это пробные шаги.
– Вы как относитесь к такой “уравниловке”?
– Мое мнение – что нужно подтягивать отстающих к лучшим, а не нас обратно к ним. Законодатель мод у нас – норвежская федерация, у нее есть все для лучших результатов своих спортсменов. Многие, равняясь на них, покупают двухэтажные трейлеры, передвижные шлифовальные машины.
– Деньги же нужны, вряд ли они есть у FIS в таком количестве, чтобы их просто раздавать.
– Такими проявлениями толерантности вряд ли чего-то добьешься. FIS – это общественная организация, а финансируют лыжников министерства спорта соответствующих стран. К сожалению, равного финансирования нет, у всех разные ресурсы.
– А что нам делать с этими шлифмашинами? Продавать?
– Как было, так и будет. Ограничениябудут действовать эпизодически, на каких-то отдельных турнирах, этапах. А команды продолжат работать, искать лучшие шлифты. На чемпионатах мира и Олимпиадах такие ограничения непозволительны, никто не сможет остановить прогресс.
– Есть радикальные предложения заставить всех бегать на одной смазке или вообще на голом пластике. Это можно опробовать, как вам идея?
– Утопия. Слишком много заинтересованных сторон. Производителям смазки что теперь, закрыться? Этого не произойдет.
– Но и по Норвегии, и по нам меры FIS ударят одинаково?
– Абсолютно, никакой разницы.
– Был представлен новый календарь, и несмотря на небольшие изменения, спринтов по отношению к дистанционным гонкам все равно много. Вам нравится такой расклад?
– Спринтов действительно много, это зрелищные соревнования, есть люди, которые ярко в них себя проявляют. Их невозможно запретить. Самое интересное, что и у нас есть люди, которые проявляют себя в них. Другое дело, что в “Тур де ски” те бонусные секунды, которые начисляются за спринт, чрезмерны, и спринты определяют победителя. Лучше бы пересмотрели эти правила в пользу длинных гонок, на 15 или 35 километров.
Полный календарь сезона-2019/20
– Вы с подопечными на сборах в связи с этим делаете упор на короткие дистанции?
– Всегда, когда уделяешь много внимания чему-то одному, теряешь в другом. Мы пытаемся комплексно подходить к тренировочному процессу. Что Большунов, что Непряева чувствуют себя хорошо и на дистанции, и в коротких гонках. Мы не хотим делать из них одноногих. Хочется универсализма, чтобы они преуспевали везде.
– Но вы согласны, что большое количество спринтов продолжает работать на наших соперников, на Клебо?
– Конечно, Клебо – лучший спринтер мира, и у него получаются некоторые дистанционные гонки. Поэтому да, на сегодняшний момент система соревнований больше подходит для него. И потом, посмотрите – в календаре же одни “пятнашки”. Куда мы катимся? Мне просто непонятно. Во времена классических лыжных гонок 15 километров считались спринтом, сейчас я снова почти не увидел в графике длинных дистанций, там один скиатлон и один “полтинник”.
– Российский этап Кубка мира мы заслужили? Ведь проблемы с допингом, которые если и были, вроде бы позади.
– Насколько я знаю, Елена Валерьевна Вяльбе поехала с предложениями о проведении у нас соревнований. Они внесены в проект, остается ждать решения, дадут ли нам их, на какой год поставят.
– Вы довольны тем, в каком состоянии сейчас Большунов?
– Сезон был очень тяжелый, да и после сезона непростой период. Много было переездов, личных встреч, на отдых он съездил вот, недавно вернулся. Сейчас потихоньку, как все, втягивается в работу. Невозможно требовать от спортсмена, чтобы и зимой и летом он был в оптимальной форме. Сейчас наступил спад, и постепенно спортсмен приходит в нужные кондиции, чтобы выполнять необходимые нагрузки.
– Переход из одного региона в другой на нем сказался?
– Переход и переход, ничего особенного. Есть некоторые моменты, но они никак не повлияли на его мировоззрение, стремление побеждать.
– Как-то вообще это может повлиять на карьеру? Финансовые условия изменить?
– Было предложение, спортсмен его рассмотрел, принял. Говорить о том, что здесь играли роль деньги или что-то еще, неэтично.
– Недавно Андрей Собакарев рассказывал, что с вами у него пошел спринт буквально за год. Если не брать наших звезд, видите еще у кого-то задатки для того чтобы выстрелить в следующем сезоне?
– Собакарев действительно метко выступал в спринте, у него есть к нему предрасположенность. И Александр Терентьев был чемпионом мира среди юниоров в этом виде программы. Да и Большунов их неплохо бегает. У нас есть своеобразная мини-группа, в которой мы, естественно, отрабатываем некоторые моменты спринтерской работы. Думаю, сотрудничество этих трех спортсменов, их совместная работа может дать определенный сдвиг в результатах для всех троих.