5 июня 2019, 08:40

“Куда мы катимся?” Как относятся в России к реформам в лыжах

Дмитрий Кузнецов
Обозреватель
Тренер лучших российских лыжников в прошедшем сезоне Юрий Бородавко прокомментировал для “СЭ” изменения в правилах.

Среди нововведений, которые были приняты на прошедшем в Дубровнике конгрессе Международной федерации лыжных видов спорта, – общий старт в гору в последней гонке “Тур де ски”, ограничения на использование шлифмашин и вакс-грузовиков, которые могут серьезно повлиять на подготовку лыж, в том числе и россиян. При этом в календаре Кубка мира хоть и появились новые гонки, а также малопонятная смешанная эстафета. Хотя радикальных изменений не произошло – добавился лишь один скиатлон при обилии спринтов."СЭ" расспросил Юрия Бородавко, который находится со своей группой на сборах в Крыму, как он относится к решениям и как к ним будут адаптироваться российские лыжники.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В сезоне 2018/2019 в группе Юрия Бородавко будут тренироваться: Александр Большунов, Владислав Вечканов, Егор Казаринов, Андрей Собакарев, Денис Спицов, Алексей Червоткин, Лидия Дуркина, Анна Жеребятьева, Мария Истомина и Наталья Непряева.

Публикация от ФЛГР (@russianskiteam)

Надо подтягивать остальных к лучшим, а не тянуть обратно нас

– Одно из нововведений – ограничение по шлифмашинам и использованию вакс-грузовиков, то есть ограничение работы сервис-бригад. Это по России ударит?

– Это ударит не только по нам, по всем лыжным державам, которые экипированы лучше. Разговоры ведутся давно, так понимаю, что теперь принято решение – Скандинавский кубок (пройдет 15-23 февраля 2020 года.Прим. “СЭ”) все спортсмены будут ехать на одном поезде, жить в одних условиях. Кто не ночевал в поезде – снимается с соревнований. Ограничение по сервисерам предлагалось, потому что они пытаются выстроить равные условия. Действительно, сборные Норвегии, Швеции, России, Финляндии имеют некоторое преимущество перед такими странами, как, например, Казахстан, у которого всего три смазчика. FIS пытается усреднить всех, чтобы дать возможность другим приблизиться. Вернее, скорее поставить лыжные державы в одни условия с малыми. Что из этого выйдет – непонятно, пока это пробные шаги.

– Вы как относитесь к такой “уравниловке”?

– Мое мнение – что нужно подтягивать отстающих к лучшим, а не нас обратно к ним. Законодатель мод у нас – норвежская федерация, у нее есть все для лучших результатов своих спортсменов. Многие, равняясь на них, покупают двухэтажные трейлеры, передвижные шлифовальные машины.

– Деньги же нужны, вряд ли они есть у FIS в таком количестве, чтобы их просто раздавать.

– Такими проявлениями толерантности вряд ли чего-то добьешься. FIS – это общественная организация, а финансируют лыжников министерства спорта соответствующих стран. К сожалению, равного финансирования нет, у всех разные ресурсы.

– А что нам делать с этими шлифмашинами? Продавать?

– Как было, так и будет. Ограничениябудут действовать эпизодически, на каких-то отдельных турнирах, этапах. А команды продолжат работать, искать лучшие шлифты. На чемпионатах мира и Олимпиадах такие ограничения непозволительны, никто не сможет остановить прогресс.

– Есть радикальные предложения заставить всех бегать на одной смазке или вообще на голом пластике. Это можно опробовать, как вам идея?

– Утопия. Слишком много заинтересованных сторон. Производителям смазки что теперь, закрыться? Этого не произойдет.

– Но и по Норвегии, и по нам меры FIS ударят одинаково?

– Абсолютно, никакой разницы.

Не хотим делать из Большунова и Непряевой одноногих

– Был представлен новый календарь, и несмотря на небольшие изменения, спринтов по отношению к дистанционным гонкам все равно много. Вам нравится такой расклад?

– Спринтов действительно много, это зрелищные соревнования, есть люди, которые ярко в них себя проявляют. Их невозможно запретить. Самое интересное, что и у нас есть люди, которые проявляют себя в них. Другое дело, что в “Тур де ски” те бонусные секунды, которые начисляются за спринт, чрезмерны, и спринты определяют победителя. Лучше бы пересмотрели эти правила в пользу длинных гонок, на 15 или 35 километров.

Полный календарь сезона-2019/20

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Состав спортивной сборной команды России на спортивный сезон 2019/2020 годов. Тренер Перевозчиков О.О., Акимов Д.Б. Ардашев, Бессмертных, Киливнюк, Ларьков, Мельниченко, Рыбочкин, Семиков, Тимашов, Якимушкин. Тренер Крамер М., Турышев С.А. Белов, Краснов, Мальцев, Ретивых, Устюгов, Кириллов, Белорукова, Жамбалова, Кирпиченко, Нечаевская, Седова, Соболева. Тренер Бородавко Ю.В., Жмурко А.В. Большунов, Собакарев, Спицов, Терентьев, Червоткин, Дуркина, Жеребятьева, Истомина, Непряева. Тренер Сорин Е.В., Нутрихин А.В. Вечканов, Горбунов, Порошкин, Филимонов, Алешина, Баязитова, Головань, Грухвина, Дуботолкина, Кучерук, Мацокина, Смирнова. Самоподготовка: Вылегжанин, Парфенов, Доценко, Матвеева, Чекалева, Шаповалова. @LUKOIL @uc_rusal @bosco_di_ciliegi @blizeyewear @rukkasport @russianskiteam @KinetiXx-Sports @nordski_ski_sports_brand #лыжныегонки #лыжныйспорт #weareskiing #livetoski @fischernordic @atomicnordic @rossignolnordic @madshus1906

Публикация от ФЛГР (@russianskiteam)

– Вы с подопечными на сборах в связи с этим делаете упор на короткие дистанции?

– Всегда, когда уделяешь много внимания чему-то одному, теряешь в другом. Мы пытаемся комплексно подходить к тренировочному процессу. Что Большунов, что Непряева чувствуют себя хорошо и на дистанции, и в коротких гонках. Мы не хотим делать из них одноногих. Хочется универсализма, чтобы они преуспевали везде.

– Но вы согласны, что большое количество спринтов продолжает работать на наших соперников, на Клебо?

– Конечно, Клебо – лучший спринтер мира, и у него получаются некоторые дистанционные гонки. Поэтому да, на сегодняшний момент система соревнований больше подходит для него. И потом, посмотрите – в календаре же одни “пятнашки”. Куда мы катимся? Мне просто непонятно. Во времена классических лыжных гонок 15 километров считались спринтом, сейчас я снова почти не увидел в графике длинных дистанций, там один скиатлон и один “полтинник”.

– Российский этап Кубка мира мы заслужили? Ведь проблемы с допингом, которые если и были, вроде бы позади.

– Насколько я знаю, Елена Валерьевна Вяльбе поехала с предложениями о проведении у нас соревнований. Они внесены в проект, остается ждать решения, дадут ли нам их, на какой год поставят.

У нас есть спринтерская мини-группа с Большуновым

– Вы довольны тем, в каком состоянии сейчас Большунов?

– Сезон был очень тяжелый, да и после сезона непростой период. Много было переездов, личных встреч, на отдых он съездил вот, недавно вернулся. Сейчас потихоньку, как все, втягивается в работу. Невозможно требовать от спортсмена, чтобы и зимой и летом он был в оптимальной форме. Сейчас наступил спад, и постепенно спортсмен приходит в нужные кондиции, чтобы выполнять необходимые нагрузки.

– Переход из одного региона в другой на нем сказался?

– Переход и переход, ничего особенного. Есть некоторые моменты, но они никак не повлияли на его мировоззрение, стремление побеждать.

Как-то вообще это может повлиять на карьеру? Финансовые условия изменить?

– Было предложение, спортсмен его рассмотрел, принял. Говорить о том, что здесь играли роль деньги или что-то еще, неэтично.

– Недавно Андрей Собакарев рассказывал, что с вами у него пошел спринт буквально за год. Если не брать наших звезд, видите еще у кого-то задатки для того чтобы выстрелить в следующем сезоне?

– Собакарев действительно метко выступал в спринте, у него есть к нему предрасположенность. И Александр Терентьев был чемпионом мира среди юниоров в этом виде программы. Да и Большунов их неплохо бегает. У нас есть своеобразная мини-группа, в которой мы, естественно, отрабатываем некоторые моменты спринтерской работы. Думаю, сотрудничество этих трех спортсменов, их совместная работа может дать определенный сдвиг в результатах для всех троих.