1 ноября 2018, 19:30

"Охранник обалдел, когда увидел, что я подтягиваюсь в два часа ночи". Легков открыл свои секреты

Владимир Иванов
Обозреватель
Олимпийский чемпион Александр Легков – о том, почему его продолжают тестировать на допинг.

В Москве, под патронатом школы Ilovesupersport, прошла лекция, посвященная любительским лыжным гонкам. Хедлайнером мероприятия стал олимпийский чемпион Александр Легков. Добрый час он отвечал на вопросы и вспоминал истории из жизни. Спецкор "СЭ" записал самое интересное.

О хронической болезни

В Ванкувере бежал полубольным. После Олимпиады мне сделали операцию. Теперь, когда я начинаю заболевать – у меня трещат уши. Это будет со мной до конца. Но я не чувствую большого дискомфорта. Пробежал бы я тогда снова, зная последствия? Безусловно.

О начале работы с Кнауте

Изабель я знаю с 2008 года, мы познакомились на дискотеке. С тех пор общались с ней во время соревнований, я спрашивал советы, она всегда охотно помогала. Ей после Ванкувера и позвонил. На первый сбор в Рамзау она поехала в роли физиотерапевта, а на втором в Эстонии показала примерный план Маркуса Крамера, по которому можно было бы тренироваться. Схватил его и побежал к Черноусову. "Илюх, смотри"! Он посмотрел и сказал: "Да"!

Глядя на этот план было четко понятно, что и откуда выходит. Это было так прозрачно и клево, что потихоньку мы начали отходить в сторону от основной группы, с которой работал Олег Перевозчиков. Был такой мини-саботаж, все делали одно, а мы с Черноусовым другое. Так постепенно все пришло к тому, что мы стали готовиться отдельно с Изабель по планам Маркуса.

 

О свином гриппе

В 2011 году все было великолепно. У меня была "желтая майка" лидера Кубка мира. Думал, покажу всем и на чемпионате мира. Но заболел. Температура под 40. Привезли в Давос, взяли анализы – свиной грипп. Было страшно.

Потом пытались форсировать подготовку к ЧМ, но там ничего не получилось. После того сезона меня хотели вернуть в команду. Но Изабель сказала: "Руки в ноги – и иди договаривайся". Я не хотел. Как можно что-то требовать, если нет результата? Но она убедила, что нужно. В итоге пошел, и нам дали возможность продолжить работу.

Об уходе от Рето и Изабель

Сейчас у меня хорошие отношения с ними. Жизнь расставила все по местам. Когда я ушел из группы, СМИ писали о каком-то кошмаре, проблемах. Но их не было. Просто мне после Сочи нужно было выдохнуть. Как и любой обычный человек, я хотел семьи и детей. Перед Играми-2014 задумывался: у кого-то есть уже и ребенок, и медаль олимпийская, а у меня – ничего. Это напрягало. После Сочи хотел взять небольшую паузу.

Но Рето сказал: "Нет, либо ты едешь на сбор, либо занимаешься своими делами". На этом фоне мы немного поругались. Но события последних двух лет вернули все на круги своя. Когда возникла эта ситуация с обвинениями в мой адрес, они тут же вышли на меня, ведь это камень и в их огород.

Без них той медали не было бы.

О неудачах

В Сочи я ощущал энергетику болельщиков. Реально чувствовалось, как люди говорили: "Легков, хватит уже падать и ломать палки, выиграй наконец". Это придавало сил. Я, кстати, не грезил золотой олимпийской медалью. Просто понимал, что для достижения успеха нужно очень хорошо потрудиться. И грезил именно работой. Это было самым важным. Знал, что если четко выполню все планы, то и результат придет.

О бессонной ночи перед скиатлоном

В Сочи-2014 все началось по привычному мне сценарию. Провал в первой гонке, последующее закрывание в комнате…

Я не видел вообще никакой красоты вокруг. Тупо ходил на тренировку, потом запирался в комнате и просто ждал следующую. Потом ложился спать – и по новой. Перед эстафетой была бессонная ночь. Боялся, что подведу команду и болельщиков.

Александр Легков. Фото Федор Успенский, "СЭ"
Александр Легков. Фото Федор Успенский, "СЭ"

Об олимпийской эстафете

Когда начался мой этап, сначала крался каждый метр, сильно переживал. А в один момент подумал: "Саня, что ты делаешь? Зачем ты идешь с итальянцем, если вообще не закисляешься"? Дернулся. Дальше вы знаете (Легков показал абсолютно лучшее время за оба коньковых этапа, Россия в итоге стала второй. – Прим. "СЭ").

После этого я впервые вышел на балкон в своем номере. И обалдел! Как там, оказывается, было красиво. Ходил и кайфовал. Сразу позвал Изабель погулять, захотел поглядеть на соперников. Медаль лежала на тумбочке, меня отпустило!

Перед "полтинником" спал как младенец. Не только крепко, но и с улыбкой на лице. Утром пробежался, хорошо позавтракал и пошел на гонку, как на праздник. Даже с болельщиками переговорил. Наслаждался этим днем! И понимал, что буду бороться за высокие места.

О золотом марафоне

Оборачивался во время гонки – кому-то тяжело, сопли текут во всю. А я на расслабоне. Это придавало еще больше сил. После 30 км должен был поменять лыжи. Нацепил новые, а они… не едут. Как по песку! Испугался. Все было так великолепно и тут на тебе. На первом же подъеме кричу сервисерам: "Срочно менять лыжи. Верните ту пару. Эти вообще стоят".

Там паника! По рации голос Елены Валерьевны: "Вы что там! Всех разнесу"! Такое творилось.

Но дальше произошло какое-то чудо. С каждым километром лыжи начинали катить все лучше, лучше, лучше и стали даже лучше тех, которые я поменял. Просто летели! Круче было уже некуда. Тут петля, где можно "переобуться". Смотрю, весь взмокший бежит Юра, мой смазчик. "Саша, Саша, лыжи в боксах"! А я ему подмигиваю: "Все нормально, Юр". Он ничего понять не может.

О российском пьедестале

До последнего не смотрел, кто там сзади. Понимал, что есть кто-то из наших, но даже подумать не мог, что мы идет втроем. Ведь на последних 2 км шла огромная толпа. Лишь на финишной прямой боковым зрением увидел, что рядом лыжи Вылегжанина. Я вообще так себе спринтер, но тогда подумал: "Угу, не в этот раз, ребята".

Было бы еще впереди 20 км, с удовольствием бы их пробежал. Упал я на финише от кайфа, а не от усталости. Вот за год до этого выиграл Королевский марафон в Норвегии, отдался весь. Лежал тогда без сил, а на меня еще Черноусов прыгнул: "Саня, я третий"! Еле столкнул его, у меня аж сводить все начало.

В Сочи все было иначе.

О медалях

Обе пары лыж, на которых выиграл золото в Сочи, подарил. Медали тоже не прячу. Они на виду. Всегда думал, что их должны видеть дети, которых это может мотивировать. Если они просят, с удовольствием даю ее им подержать.

 

О нынешней форме

Да, форма сейчас хорошая. Вот приезжал к ребятам на сбор в Австрию. Поскоростил два дня – и один из наших лыжников после этого уехал домой с гайморитом. Очень сильно хотел обыграть меня. Ребята смеются, что ушатал парня. Но ничего, все с ним будет нормально.

О завершении карьеры

Я сказал "А", нужно говорить "Б". Не могу по-другому. Да, я живу сборами, мыслями со своей командой. Не могу без тренировок. Пробовал не заниматься день-два – мне становится плохо. Но рано или поздно заканчивать все равно придется. И чем дольше я буду оттягивать момент, тем тяжелее будет влиться потом в обычную жизнь. Мне нужно учиться чему-то новому.

А в сборной сейчас реально очень талантливые ребята. При этом мы с ними люди разных поколений. Мне 35 лет, а им по 22. У нас разные интересы. Не могу сказать, что мы не нашли бы общий язык, но все-таки у них уже немного другая жизнь. Я решил двигаться дальше. Хотя весной мне приказывали остаться. Но я подписал заявления об увольнении по собственному желанию.

Огромное уважение Максу Вылегжанину. На фоне всей этой истории с обвинениями он держал планку, и еще в прошлом сезоне залез в призы на Кубке мира. А после этого решил остаться еще на год!

Я не стал. Проблема не в страхе проиграть. Не боюсь этого. Просто отдал за последний год слишком много сил и эмоций. Мне реально было тяжело. И когда история закончилось, мне снова нужно было выдохнуть. Я очень эмоциональный. Все принимаю через сердце и не могу так просто выбросить что-то. Некоторые прут вперед, как паровозы. У меня так не получается.

О пуле РУСАДА

Мне действительно звонили из РУСАДА с вопросом по поводу продолжения карьеры, и я сказал, что продолжу бегать марафоны, любительские соревнования. Ведь лыжи – это круто!

Но чтобы стартовать на той же Марчалонге в начале, нужно быть в пуле тестирования. В противном случае на старте мне дадут 33567-й стартовый номер. А я хочу бороться за высокие места! Я максималист во всем. И готов ради этого по-прежнему проходить допинг-контроль и указывать свое местоположение в системе АДАМС.

О комментариях в интернете

"Легков по-прежнему в пуле, чтобы остаться на ставке в сборной, и я продолжать получать зарплату". Слышал и такое. Ну, не такой я человек!

Даже про прекрасный комплекс в Пересвете кто-то возмущается. Мол, Легков себе построил какие-то владения и пускает туда только за бешеные деньги. Что за бред? Весь Пересвет катается вообще бесплатно. Дети в школе – бесплатно. Стараемся какой-то инвентарь доставать. Не понимаю, как некоторые люди мыслят. Скажите, кто-то из присутствующих пишет комментарии на спортивных сайтах? (Тишина в аудитории, – "СЭ"). Вот и я за всю жизнь не написал ни одного. Кто же эти люди, которые их оставляют? Человек, который занят, не будет этим заниматься. Можно отметить друга в Инстаграме, поздравить кого-то с днем рождения, написать сообщение, но копаться в действиях и мыслях других людей, не владея информацией – это бред.

О "наркотиках"

Отдыхал я раз в год. Как правило, в марте, когда заканчивался сезон. Но даже на морском пляже или на охоте с рыбалкой, каждый день находил варианты, чтобы побегать и позаниматься. Лыжник – это нон-стоп. Я тренируюсь каждый день даже сейчас. Всегда ищу время. Рано утром, в середине дня между работой или даже ночью. Я как наркоман. И это обалденные ощущения.

Прилетел недавно к ребятам Екатеринбург. Засиделись. Время час ночи. Прощаемся, а я говорю: "Пойду-ка побегаю". Смотрят на меня, как на дурака. Выбежал из этого поселка, часочек кроссика. Возвращаюсь, вижу турники. Начинаю заниматься. Время 2:00. Неподалеку будка, из которой на меня ошарашенными глазами выглядывает охранник и вообще не понимает, что происходит и зачем человек подтягивается в 2 часа ночи.

О лени

У меня было много моментов, когда ничего не хочется. Но надо просто сделать первый шаг. Надеваешь спортивные штаны и говоришь: "Не хочу, ничего не хочу". Продолжаешь говорить это и залезаешь в кроссовки. "Я так устал, как же хочется полежать", – проговариваешь и надеваешь шапку. Под "не хочу, не хочу, не хочу" открываешь дверь и выходишь на улицу. Начинаешь бежать. Спустя 10 минут думаешь: "Как же круто".

Про тренировки со сломанным пальцем

Пару дней назад, играя в футбол, сломал мизинец. В один день практически получилось – Устюгов на руке, а я на ноге. Доиграл тот матч. Потом поехали в больницу, мне хотели наложить гипс. Но как я тогда буду тренироваться? Да и в Мособлдуму не зайдешь в одном носке. Отказался.

На следующий день пошел в зал. Сел на велосипед. Кручу аккуратно, вроде нормально заходит. Потом штанга, брусья – тоже хорошо. Дальше приседы со штангой. Думаю: "Блин, наверное, больно будет". Но ведь не попробуешь, не узнаешь? Смотрю, на пятках приседать можно. В итоге сделал полноценную тренировку. Круто же! Болит палец, ну и ладно – всегда есть варианты, как поменять подготовку и сделать работу.

Об этом же написал Устюгову. Так что впереди у меня роллеры, вечером хоккей.

Об алкоголе

Спорт привил мне какой-то внутренний барьер. Просто не хочется. Я могу выпить кружку-другую пива в бане. Но больше – не тянет.

О триатлоне

Главная проблема – плавание. Тесно общаюсь с Сашей Поповым и уже просил его: "Научи меня". Боюсь даже залезать в бассейн. Надеюсь, получится.

Зато летом впервые выступил на одном из стартов по велоспорту. Уже на первом километре меня все обматерили. Ехали в группе, а меня шатает из стороны в сторону. Когда пил, начинал вилять, и люди крыли меня. Понять не могли, что это за чудик, который занимается такими вещами в лидирующей группе.

В итоге проехал 90 км со средней скоростью 41,5 км/ч. И у меня даже четвертой зоны не было! Ехал в третьей. Разговаривал с ними, а они молчали. Не понимал почему.

Зимой планирую выступать на лыжных любительских стартах. Это Марчалонга, есть желание пробежать на Энгадине и Николовом Перевозе. Гонка Легкова, опять же.

О популярности

Спасибо всем, кто пришел. Очень приятно, что я где-то еще котируюсь. Сейчас на виду уже другие спортсмены. Не скромничаю, это правда жизни. Так и должно быть. Буду рад видеть всех-всех на любительских стартах. Если есть какие-то вопросы, пишите мне сообщения в Инстаграм. Не всегда могу реагировать оперативно, но у меня бывают наплывы, когда я стараюсь ответить всем.

Спасибо вам. И я очень рад, что вы – не те люди, которые пишут комментарии.