12 декабря 2018, 19:30

Нортуг ушел на покой. Уступил дорогу Большунову?

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Великий норвежский лыжник двукратный олимпийский чемпион Петтер Нортуг объявил о завершении карьеры.

- Я принял решение завершить карьеру, – заявил Нортуг на пресс-конференции. – Решил, что не могу больше тратить всю энергию и силы для продолжения карьеры. Надеялся изменить ситуацию, но сейчас я удовлетворен. Это лучшее решение для меня. Я принял решение несколько дней назад, мне было непросто. Я мог бы поблагодарить многих, кто помогал мне на протяжении карьеры, но они и так все знают.

На протяжении последнего десятилетия Нортуг оставался явным лидером и даже символом лыжных гонок. Он 13 раз выигрывал чемпионаты мира, перебив рекорд своего легендарного соотечественника Бьорна Дэли. Всего Нортуг завоевал 20 (!) медалей чемпионатов мира и Олимпийских игр – это тоже историческое достижение. Относительно скромно Петтер выступал только на Олимпиадах. На его счету только два титула, которые были завоеваны в Ванкувере-2010. На Играх-2014 в Сочи Нортуг сенсационно остался без наград, а в Пхенчхан-2018 не отобрался.

Пьяное ДТП и удивительная принципиальность

Нортуг для лыжных гонок всегда был больше, чем просто чемпионом. По харизме и экстравагантности его можно сравнить с Усэйном Болтом. "Бегать быстро, как Болт" – сейчас это уже почти штамп. Так же и в лыжах, слова "Ну, ты прямо Нортуг!" означают высшую степень признания.

Нортуг выигрывал много, всеми стилями и все дистанции, от спринта до марафона. Его убийственный финишный рывок, когда он буквально за пару шагов делал отрыв, долгое время никто не мог повторить. Именно Нортуг первым стал использовать тактику "отсидеться за спинами на дистанции и потом выскочить вперед на финише". Сейчас это уже общее место в масс-стартах. Но пока Петтер был в расцвете, все лыжники мира пытались уйти в отрыв, не дожидаясь финишной прямой. Хотя действительно убежать от Нортуга удавалось единицам. И одним этим он делал лыжные гонки прекрасней.

Петтер никогда не был и даже не пытался казаться ангелом. В 2014-м он попал в ДТП и в буквальном смысле сбежал от полиции. Позднее в своей автобиографии норвежец признался, что был за рулем сильно пьяным и из-за этого пострадал его пассажир (сломал ключицу). Именно тогда Нортуг принял решение: чтобы искупить все грехи, он забудет о вечеринках и сосредоточится на тренировках. Уже на следующий год на чемпионате мира в шведском Фалуне он выиграл четыре золотые медали и стал "королем лыж".

Нортуг заканчивал гонки спиной вперед, за что мировая пресса обвиняла его в неуважении к соперникам. Менял девушек, встречался с топ-моделями. Увлекался покером и даже выиграл заметную сумму на чемпионате мира, хотя в Норвегии азартные игры запрещены законом. Всячески поддевал своих главных соперников на лыжне – шведов, с которыми у норвежцев исторически сложные отношения. Однажды Петтер даже финишировал в эстафете со шведским флагом в руке, а шведы в ответ признали его спортсменом года в своей стране.

Но чего Нортугу всегда было не занимать – так это принципиальности. Начиная от отношений со спонсорами, когда он вопреки мнению родной федерации выступал только на устраивавших его условиях, и заканчивая позицией в допинг-скандалах.

– Нельзя судить человека только потому, что его имя упоминается в докладе Макларена, – заявил Нортуг, когда практически все звезды сборной России были отстранены международной федерации по подозрению в допинговых махинациях на Играх-2014 в Сочи. – Олимпийская медаль, полученная таким образом, мне не нужна.

Много ли вы знаете звезд мирового спорта, которые, не будучи никак связаны с Россией, осмелились бы заявить что-то подобное?..

Крюков: Еще в прошлом году думал, что Нортуг скоро закончит

– Для меня Нортуг – это человек-легенда, – говорит олимпийский чемпион Никита Крюков. – Он вывел лыжные гонки на принципиально иной уровень. Своей харизмой влюбил в наш вид спорта огромное количество людей. Все его выходки, жесты, бешеные финиши спиной или боком... Он показывал и отдавал всего себя. Может, где-то переигрывал, но люди ждали не только его результатов, но и того, как он это будет делать. Я им восхищаюсь и рад, что мне выпало бегать в то время, когда Нортуг был королем. А еще больше горжусь тем, что мне в некоторых гонках удавалось снимать с его головы корону.

– Вне лыжни, Нортуг – приятный в общении человек?

– Конечно, ему приходилось держаться своего образа. Но я с ним нормально общался и всегда мог подойти и спросить, если что-то было нужно.

– Он полностью реализовал свой талант, или стоило бы еще задержаться в спорте?

– Я думаю, он уходит вовремя. Не нужно забывать, что на протяжении более чем десяти лет он держал высоченную планку. Ресурс организма рано или поздно исчерпывается, мы же не роботы. Рано или поздно его тело должно было сказать: "Петя, хватит". Лично мое мнение: тот же Бьорндален немного пересидел в спорте. Появляются новые имена, новые звезды. Нортуг уже всем все доказал, а сейчас пришло время других, более молодых спортсменов.

– Какая для вас самая запоминающаяся гонка в исполнении Нортуга?

Марафон на 50 км на чемпионате мира 2015 года в Фалуне. Там была просто сумасшедшая история. Буквально за 2,5 км до финиша Нортуг ехал на каком-то 15-м месте. Оставался только длинный спуск и один спринтерский круг. Я тогда сказал: "Нортуг сегодня не поборется". Даже с учетом его финиша, отрыв для участия в медальных разборках был слишком велик. Но когда они вышли на спринтерский круг и оставались два подъема, он начал приближаться. На заключительном подъеме он вышел на шестое-седьмое место. На финиш выходил третьим-четвертым. А там включил какое-то нереальное ускорение и выиграл. Я никогда не видел такого финиша на марафоне. Причем надо учитывать, что там на протяжении всей дистанции была сумасшедшая скорость. Нортуг все 50 км работал, а не сидел за спинами. На мой взгляд, это была одна из его лучших гонок.

– Удивила его поддержка лично вас и других россиян, которых изначально пытались лишить олимпийских медалей Сочи по подозрению в употреблении допинга?

– Нортуг вообще молодец. Раньше времени ничего не комментировал, и правильно делал.

– Новая норвежская звезда Йоханнес Клэбо уже трехкратный олимпийский чемпион – то есть по титулам на Играх круче Нортуга.

– На мой взгляд, Нортуг точно круче. Он все-таки 13-кратный чемпион мира, Король лыж. Хотя, конечно, так нельзя сравнивать. Эпоха Нортуга закончилась, сейчас начинается эпоха Большунова и Клэбо, или может, кого-то еще.

– Зная Нортуга, чем он может заняться после завершения карьеры? Будет развлекаться и наслаждаться жизнью или, может, тренировать?

– Будет ездить на машине пьяный и пытаться проучить всех шведов (смеется). Но если серьезно, трудно предположить. Единственное, еще в прошлом году, видя его, я мог предположить, что Нортуг скоро закончит. Он вроде бы тренировался все лето вместе со своей сборной, но я изначально думал: если хотя бы поднимется на подиум Кубка мира – это будет максимум. Самая главная проблема – в мотивации. Я сам сейчас ее ощущаю: вроде бы занимаюсь, тренируюсь, но мотивации, как была, чтобы выигрывать Олимпиаду, нет. Я думаю, у Нортуга были похожие чувства.

"Не бегаю на лыжах, чтобы быть каким-нибудь 34-м"

Под занавес карьеры путь Нортуга переплелся с судьбой его великого соотечественника, биатлониста Оле Эйнара Бьорндалена. Прошлой зимой они оба боролись за участие в своей последней Олимпиаде. Но оба в команды не попали – не прошли по спортивному принципу. Королями Игр стали молодые наследники норвежских ветеранов, которых даже зовут одинаково, Йоханнес – Клэбо в лыжах и Бе в биатлоне.

Вскоре после Игр в Пхенчхане 44-летний Бьорндален объявил о своем уходе из спорта. Нортуг, которому всего 32, задержался лишь на несколько месяцев дольше. Но, несмотря на перспективный по лыжным меркам возраст, не было никаких сомнений, что Петтер вскоре уйдет. В отличие от Бьорндалена, он никогда не жил одним только спортом. У Нортуга масса увлечений и талантов, от покера до игры на гитаре. Для него лыжи – скорее способ самореализации, чем глобальный смысл существования.

– Я не бегаю на лыжах, чтобы быть каким-нибудь 34-м, – говорил Нортуг. – Таких лыжников хватает. Единственная причина, чтобы я был в игре – это победа.

Нортуг ушел ровно тогда, когда риск стать "каким-нибудь 34-м" оказался выше шансов победить. Очевидно, что он абсолютно прав. Но как же нам всем будет его не хватать...

3