Президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе анонсировала, что 32-летняя Матвеева уйдет из спорта. Это казалось даже логичным: сезон у опытной спортсменки не удался, с чемпионата мира в Зефельде она уехала без награды.
Еще пару лет назад представить российский лыжный спринт без Матвеевой было невозможно. В Лахти-2017 она выиграла серебро мирового форума в командном спринте вместе с Юлией Белоруковой, и тогда вопроса, ставить ли Матвееву в эстафету, вообще не было. Она наверняка подошла бы в отличной форме и к Играм-2018 в Пхенчхане, если бы не обвинения в допинговых махинациях в Сочи. Матвеева, как и большинство наших лыжников, впоследствие была полностью оправдана, но приглашения в Корею так и не получила.
Сейчас у нас есть, как минимум, два отличных спринтера – Наталья Непряева и Белорукова. Но Матвеева все равно оставалась крайне важным членом команды, ее уход – это безусловная потеря.
– Прежде всего, внесите ясность: вы собираетесь окончательно заканчивать карьеру или все-таки нет?
– Получилось забавно: тихий час, я сплю, вдруг слышу – телефон. Там все пишут, куча вопросов: "Ты чего, заканчиваешь?!" Мама звонила... Я сначала не могла понять, откуда переполох, потом прочитала интервью Елены Валерьевны. Мы посмеялись с Женей Шаповаловой: там уже чуть ли не официальные проводы организуют, только нас не пригласили.
– Но ведь дыма без огня не бывает. Откуда пошли разговоры о вашем уходе?
– У нас с Маркусом Крамером был разговор о том, что в следующем сезоне я собираюсь в декрет. Там не будет ни чемпионата мира, ни Олимпиады, время очень подходящее. Но если все будет хорошо, сразу после декрета я хочу вернуться. Чтобы окончательно закончить со спортом, у меня даже мысли не было.
– Вы уверены, что в вашем возрасте есть шанс вернуться из декрета на прежний уровень?
– Я точно буду к этому стремиться. У меня есть определенные обязательства перед моим регионом, перед Росгвардией, так что вешать лыжи на гвоздь я точно не собираюсь. Но если получится вернуться на высокий уровень, почему бы и нет? Маркус тоже спросил, собираюсь ли я возвращаться. Я честно сказала: "Если получится, то да. Если нет – буду бегать просто на российских соревнованиях".
– Как вообще Крамер отреагировал на ваше решение?
– Он согласен, что пора подумать о семье. Если бы я осталась на следующий сезон, там через год был бы чемпионат мира, потом Олимпийские игры... А уходить в декрет под 40 лет – это тоже не вариант.
– Сезон у вас получился не самый выдающийся. Почему так вышло?
– Сезон не сложился. В основном, я выбывала в четвертьфиналах, и пару раз доходила до полуфиналов. Ожидания были гораздо выше. Надеялась, что сумею набрать форму хотя бы к чемпионату мира, но не вышло. Мы с Маркусом разговаривали об этом и пришли к мнению, что мы слишком много перед Зефельдом сидели на высокогорье. Два года назад перед Лахти мы тренировались на равнине, а в этом году не вылезали с гор. К тому же, в январе я переболела гриппом, а в горах это тяжелее переносится.
– Такое ощущение, что подготовка к чемпионату мира не сложилась не только у вас, а почти у всей группы Крамера.
– У нас было собрание на этапе Кубка мира в Фалуне, где Маркус спрашивал каждого об его ощущениях. Мы все вместе пришли к мнению, что слишком много сидели в горах. Крамер тоже согласен, что прокол был, и подошли к чемпионату мира не в той форме, как хотелось бы.
– Когда Устюгов схлестнулся с Клэбо в личном спринте, все вспоминали эпизод с вашим участием двухлетней давности. Вас правда дисквалифицировали ровно за то же самое, что сделал норвежец?
– Я так же перестраивалась, как Клэбо, а сзади была американка Киккан Рэндалл. Но разница в том, что мы даже не коснулись друг друга лыжами. Это был поворот на финиш, и там было место, чтобы избежать контакта. Но меня сняли за то, что я ей помешала, и если бы не мое перестроение, американка могла бы проехать на скорости и пройти дальше. Клэбо же, я уверена, видел Сергея, и специально стал закрывать "калитку", чтобы его задавить.
– Вы верили, что Большунов или Непряева сумеют взять Кубок мира?
– Наташе было сложнее, я больше надеялась на Сашу Большунова. Мы всей столовой болели за него тут, в Малиновке. К сожалению, у нас в команде вечно так: то палки ломаем, то падаем... Все время чего-то не хватает.
– В чем резерв, чтобы все-таки улучшить наши результаты?
– Я согласна с Еленой Валерьевной, что мы много пашем, но тактической грамотности не хватает. Видно, что те же норвежцы в дистанционных гонках постоянно отсиживаются за спинами. Раньше они тоже помогали вести гонку, а теперь только наши тащат всех.
– Командная тактика в российских лыжах – это реально? Вы бы согласились, например, помочь в спринте той же Непряевой?
– В спринте как раз командная тактика работает. Можно в четверть– или полуфинале договориться, вдвоем встать впереди, держать всех, а потом уже на финише каждый сам за себя. Лыжи все-таки индивидуальный вид спорта. Норвежцы вот говорят, что работают на лидера, но обратите внимание: они и едут по дистанции вместе. У нас не всегда все могут удержаться за Сашей Большуновым. И что, он должен останавливаться и ждать свою команду? А многие ребята, которые все-таки едут с ним, тоже имеют амбиции, тоже хотят выиграть.
– Елена Вяльбе считает, что спринтерская группа в сборной России не нужна. Вы с ней согласны?
– Когда я возвращалась после отстранения, Елена Валерьевна спросила, где хочу готовиться. Я тогда выбрала дистанционную команду, и мне это больше подходит. В женском спринте бывают большие круги, высокий темп с самого старта. А если в тренировках бегать только короткие отрезки, ты не сможешь держать скорость до финиша. У мужчин тактика совсем другая, вы сами видели в Зефельде, как все ходили пешком и ускорялись только после заключительного спуска. Может, в таком случае и нужна спринтерская команда. Но, я считаю, это история не для девочек.
– Лыжные гонки, наконец, становятся популярными. На чемпионате мира вам это не мешало?
– Внимания было много, но не во вред подготовке к гонкам. Елена Валерьевна запретила журналистам приходить к нам в гостиницу и тормошить спортсменов между стартами. Я считаю, это правильно: постоянные интервью выматывают. Хотя пообщаться на стадионе – вообще без проблем. Мне нравится, что популярность лыжных гонок растет. Нас больше показывают, больше узнают. Раньше дети, которые тренировались, вообще не интересовались, кто там выступает за сборную. Им лишь бы сделать свою работу, выполнить план и домой уйти. А теперь они хотят быть похожими на Большунова, Устюгова...
Наталья Матвеева, родилась 23 мая 1986 года в Москве.
Тренер – Маркус Крамер.
Серебряный призер чемпионата мира-2017 в командном спринте. Многократный победитель и призер этапов Кубка мира. Участница Олимпийских игр 2006 года.
В период 2009-2011 годов была дисквалифицирована за употребление рекомбинантного ЭПО.
Расписание чемпионата России
30 марта. Спринт, классический стиль.
31 марта. Скиатлон. Женщины – 15 км, мужчины – 30 км.
2 апреля. Раздельный старт, свободный стиль. Женщины – 10 км, мужчины – 15 км.
3 апреля. Командный спринт, свободный стиль.
5 апреля. Эстафета. Женщины – 4х5 км, мужчины – 4х10 км.
6 апреля. Женщины. Масс-старт 30 км, классический стиль.
7 апреля. Мужчины. Масс-старт 50 км, классический стиль.