17 мая 2021, 14:45
Запретить фторсодержащие парафины и порошки (а это вообще все смазки, которые применяются на сегодняшний день) должны были еще год назад. Тогда FIS заявила об этом официально. Все дело в том, что выделения фтора вредны для окружающей среды. Поэтому употребление таких продуктов сейчас ограничивают во всем мире, и запрет этот затрагивает многие области промышленного производства. Скорость скольжения лыж на профессиональных соревнованиях — явно не та сфера, ради которой стоит идти на необратимые загрязнения почвы.
Поэтому FIS, а также Международный союз биатлонистов еще в прошлое межсезонье объявили мораторий на смазки и порошки с содержанием фтора. Ведущие команды спешно кинулись обновлять свой арсенал. Эксперты говорили, что теперь скорость скольжения лыж снизится на целых 15 процентов — это гигантская разница! Но оказалось, что в реальности все не так просто.
Весной традиционно сервисмены ведущих сборных обновляют парк лыж и смазок. Для этого они едут куда-нибудь на ледник, вооружившись тестерами от основных фирм-производителей, и пару недель пробуют всевозможные сочетания. Порой в таких тестах участвуют и спортсмены — например, норвежский биатлонист Уле Эйнар Бьорндален в недавнем прошлом весной откатывал себе лыжи лично.
Но весной 2020 года, как мы помним, было проблематично не то что поехать на ледник, а выйти из дома. Из-за пандемии тесты сорвались у всех команд без исключений. И FIS приняла абсолютно логичное решение отложить введение запрета на фтор на один сезон. Странно было вводить что-то принципиально новое в тот момент, когда было непонятно, состоится ли сезон в принципе.
От одного лишнего сезона экологии сильно хуже не станет, учитывая, что фторовые порошки применяются уже несколько десятилетий. Считалось, что за этот лишний год команды спокойно найдут альтернативу привычным смазкам, а международная федерация придумает эффективный механизм, как контролировать соблюдение правил. Ведь напомним, речь идет о прибавке к скорости скольжения в 10-15 процентов. Столько не дает ни один допинг, даже ЭПО или стероиды вместе взятые. А как проверить, какие порошки применялись при подготовке лыж, до сих пор не совсем ясно.
Шведская газета Expressen сообщает, что секретные тесты оборудования для проверки на фтор проводились FIS во время этапа Кубка мира в Фалуне в январе этого года. И закончились полным провалом — не для потенциальных нарушителей, конечно, а для системы тестирования. «Система, которую мы тестировали, показала себя не очень хорошо», — подтвердил гоночный директор FIS Пьер Минерей.
Результаты тестирования оказались практически случайными. Отстранять кого-то от гонок на основании столь ненадежных данных — точно абсурд. А ведь в следующем сезоне речь пойдет не только о кубковых стартах, а об Олимпиаде. Представляете, что будет, если спортсмена не допустят до старта из-за неправильной смазки лыж, а потом окажется, что все это была ошибка?!
Три недели назад команда FIS начала новую серию тестов в шведской Бруксвалларне уже с новым оборудованием. Там тоже не все гладко: в условиях лаборатории прибор определяет присутствие фтора безошибочно, но в тестах непосредственно на лыжне бывают сбои. А ведь это самое важное: предполагается, что прибор будет работать как электронный градусник. Его достаточно будет поднести к лыже, и за мгновение он покажет, использовались фторсодержащие порошки или нет. Если для прохождения проверки нужно будет каждую пару лыж везти в лабораторию, то это нереально.
Так что Совету FIS уже через пару недель, 4 июня, предстоит принять важное решение. С одной стороны — технические проблемы и объективная невозможность запретить фтор прямо сейчас. С другой — сердитые экологи и мировая общественность, которые требуют от спортивных властей заботы об окружающей среде. Пока кажется, что фтор еще на один сезон все же не запретят. И на Олимпийских играх в Пекине все побегут на привычных лыжах и с привычными смазками. Наверное, это хорошо: зимняя Олимпиада в Китае практически без тестовых стартов — и так достаточно экстремальное мероприятие, чтобы добавлять к ней еще и новые сюрпризы.