Допинг
22 августа 2017, 14:45
Попытка вылечить солнечные ожоги на губах в итоге будет стоить Олимпийских игр одной из самых ярких современных лыжниц. Напомним официальную версию того, как развивались события.
В начале сентября 2016 года, тренируясь в Италии на палящем солнце, Йохауг получила повреждения кожи на губах. Доктор команды порекомендовал использовать крем для заживления ожогов под названием "Трофодермин". На упаковке крема не только было указано содержание там запрещенного в спорте анаболика клостебола, но и имелась яркая надпись "Допинг!". В соответствии с итальянскими законами, такое предупреждение наносится на все лекарства, в состав которых входят запрещенные в спорте средства.
Тем не менее, Йохауг на протяжении десяти дней использовала крем. А впоследствии сдала положительную пробу на тот самый клостебол. Правда, обнаружен он был в минимальной концентрации, которая как раз подтверждала версию о том, что препарат попал в организм через крем, а не принимался внутрь.
Олимпийский комитет Норвегии в феврале 2017-го принял решение о дисквалификации Йохауг на 13 месяцев, начиная с даты положительной пробы – 18 октября 2016-го. Это означало, что лыжница фактически пропускала только один сезон. Получив возможность возобновить выступления уже с конца ноября, Йохауг могла квалифицироваться на Олимпиаду в Пхенчхане и выступить на главном старте четырехлетия.
Однако международная лыжная федерация (FIS) с этим не согласилась. По мнению FIS, Йохауг допустила непростительную халатность и заслуживала наказания на срок от 16 до 20 месяцев. И вот CAS поддержал апелляцию федерации – Йохауг получила 18 месяцев дисквалификации.
Казалось бы, срок отстранения увеличился всего на пять месяцев, но для норвежки эти месяцы решают все. Теперь она точно не выступит на Играх в Пхенчхане, где считалась бы фаворитом на любой дистанции, кроме спринта. Учитывая, что в карьере Йохауг нет ни одной личной олимпийской золотой медали, пропуск Олимпиады в пиковый момент выступлений будет для нее очень болезненным.
ИЛЮКОВ: ЙОХАУГ ПОЛУЧИЛА СУРОВОЕ НАКАЗАНИЕ
CAS мотивировал свое решение тем, что Йохауг была недостаточно внимательна при использовании назначенного доктором средства. При этом важно понимать, что в намеренном использовании допинга спортсменку никто не обвиняет, а ее версия о креме от ожогов по-прежнему не подвергается сомнению.
– Мисс Йохауг не осмотрела упаковку, на которой не только было указано содержание запрещенного ингредиента, но и имелось предупреждение о присутствии допинга, – говорится в решении CAS. – В соответствии с антидопинговыми правилами, панель арбитров должна была выбрать санкцию, соответствующую мере вины спортсменки. В ситуации непреднамеренного использования допинга Всемирный антидопинговый кодекс предусматривает срок отстранения между 12 и 24 месяцами. Учитывая обстоятельства этого дела, арбитры сочли уместным срок отстранения в 18 месяцев, начиная с 18 октября 2016 года.
– На мой личный взгляд, наказание суровое, – заявил "СЭ" эксперт Эстонского антидопингового агентства Сергей Илюков. – Учитывая все нюансы случая Йохауг, там было достаточно фактов, помимо утверждения спортсменки и ее команды, указывающих на непредумышленное попадание клостебола в организм. Решение CAS еще раз демонстрирует тот факт, что никакого "норвежского лобби", в котором упрекали и на которое ссылались некоторые источники, не существует.
CAS действительно словно пошел на поводу общественного мнения. После допинговых случаев с двумя лидерами команды – Мартином Сундбю и Терезой Йохауг – только ленивый не обвинил норвежцев в системном использовании допинга. При этом Сундбю, попавшийся на препарате от астмы, отделался минимальным сроком дисквалификации и практически ничего не потерял в спортивном плане. В случае с Йохауг общественность требовала "крови".
CAS мог вменить норвежке как 14 месяцев дисквалификации, которые еще оставляли шанс на выступление в Пхенчхане, так и 18. Выбран второй вариант, а уж по каким причинам – известно только троим арбитрам, которые подписали этот вердикт.
РОССИЯ СКОРО СТАНЕТ ПОХОЖЕЙ НА ИТАЛИЮ
Есть в деле Йохауг и еще один интересный аспект. В соответствии с Национальным антидопинговым планом, который был разработан в России независимой комиссией под руководством Виталия Смирнова, теперь и в нашей стране на упаковках каждого лекарства отдельно будет указано содержание там допинговых средств. Естественно, произойдет это не завтра, и для полного перехода на маркированные лекарства потребуется время.
Но уже в обозримом будущем Россия станет в этом плане похожей на Италию. И нашим спортсменам будет куда сложнее оправдываться, будто бы о содержании допинга в той или иной добавке они не знали и знать не могли. А значит, и наказания за такое непредумышленное использование станут суровей.
Будь итальянские законы иными, на том же "Трофодермине" содержание клостебола было бы указано где-нибудь мелко в инструкции, а не большими красными буквами "ДОПИНГ" прямо на упаковке. Тогда степень халатности Йохауг была бы вообще минимальна, и кто знает, скорее всего, норвежская лыжница все-таки выступила бы в Пхенчхане. Так законы отдельной страны повлияли на жизнь человека, который даже не является ее гражданином. А чистый случай порой отделяет моменты триумфа от жестокого разочарования.