Последняя юная лыжница, пострадавшая в завале во время гонки на Спартакиаде учащихся в Сочи, в понедельник была выписана из больницы. Федерация лыжных гонок России проводит по поводу случившегося внутреннее расследование. Но страсти вокруг событий 8 марта не утихают. Известный комментатор Дмитрий Губерниев назвал организаторов соревнований «недопрофессионалами» и «бездарями, лицемерами и врунами». А тренер сборной России Егор Сорин заявил, что острый на язык журналист — «мерзавец». Таким образом наставник пополнил список специалистов из зимних видов спорта, конфликтующих с Губерниевым.
Комментатор сразу занял жесткую позицию в отношении инцидента на детских соревнованиях в поселке Эсто-Садок, где из-за сильного тумана упали на сложной олимпийской трассе и получили травмы 18 девочек. Губерниева возмутило, что представители Федерации лыжных гонок России поначалу хотели переложить вину на самих спортсменок, которые якобы не обладали достаточной квалификацией для выступления на таком уровне. По мнению Дмитрия, организаторы гонки сами проявили халатность, не отменив старт, несмотря на неблагоприятный прогноз погоды.
«Это про здоровье наших детей. Там сложные переломы! Одну девочку, насколько я знаю, еле нашли, она в лесу потерялась, — написал в соцсетях журналист и давний оппонент главы ФЛГР Елены Вяльбе. — Да, туман спустился незаметно. Вопрос — почему гонку не остановили? Ребят, вы на своем месте вообще хоть немножко работаете? Я считаю, это преступление и люди должны ответить по закону. Кто те люди, которые проводят такие соревнования? Козлы и придурки. Три черепно-мозговые травмы, два открытых перелома ног и много переломов пальцев рук и кистей — это итоги лыжной гонки девушек в Сочи».
«Давайте не будем драматизировать, — предложил в ответ Егор Сорин. — Отдавая в профессиональный спорт своих детей, мы не можем не осознавать риски. Да, жюри не угадало итог гонки в такой туман. Но термин «угадало» больше подходит, чем «ошиблось», потому что видимость была достаточной для проведения соревнований данного возраста. Трасса гораздо проще, чем олимпийский вариант. Спуск прямой, без поворотов, скорости невысокие, учитывая свежий снег. Но падение и эмоции нескольких лыжниц привели к массовой панике. Жюри, безусловно, могло перестраховаться. Но тогда мы будем отменять много стартов: в мороз, в снегопад, в дождь или на леденистых трассах... Поэтому всех прошу не искать виноватых. Люди, отвечающие за проведения данных соревнований, сделают выводы и в будущем постараются обезопасить спортсменов (особенно молодых)».
«Недопрофессионалы из команды Вяльбе соревнования проводить не имеют права, — парировал Губерниев. — Они полностью показали, что абсолютные бездари, лицемеры, вруны. Могут только перекладывать ответственность. Обвинили детей. Реакция госпожи Вяльбе вообще запредельная, с моей точки зрения. Господин Морозов, заместитель министра спорта, усиленно лоббировал спартакиаду для учащихся именно на этих сложных трассах. Хотя его предупреждали обо всех опасностях и писали письма федерации. Я не сомневаюсь в компетентности министра спорта Олега Матыцина. Он разберется, сделает правильные выводы. Ну и, естественно, слово за правоохранительными органами и Следственным комитетом. Спускать на тормозах такое нельзя. Речь идет не только о развитии спорта в нашей стране, но и о здоровье наших детей».
«Дмитрий, мерзавец — это вы. Вы поливаете грязью людей, используя свои возможности на ТВ, до окончания официальной проверки и оценки действий людей, которые ответственны за проведение гонки и спартакиады в целом», — отметил Сорин.
«Для крепостного тренера Сорина, его хозяев и приспешников: мне до окончания расследования нельзя называть мерзавцами людей, которые сотворили такое с нашими детьми? А им уже можно обвинять в произошедшем детей, юных лыжниц, которые, дескать, оказались неготовыми к соревнованиям и испугались?» — написал Губениев в своем Telegram-канале.
Известный комментатор и глава российских лыж критикуют друг друга уже семь лет — с чемпионата мира по биатлону 2017 года. На том турнире Губерниев назвал Мартена Фуркада за его антироссийские выходки «свиньей», что покоробило некоторых болельщиков. Вскоре Вяльбе прокомментировала высказывание Дмитрия порталу Life.ru: «Уважаю его как профессионала, но оскорбления в адрес Фуркада звучали неподобающе. Считаю, что нельзя опускаться до такого. Если ты комментатор федерального канала, прививай людям любовь к спорту, его красоте, а не к скандалам. Если же по-другому не можешь, то существуют же другие кнопки, где любят интриги, расследования».
Через год в эфире программы «На лыжи» олимпийская чемпионка подбросила дров в огонь конфликта, отвечая на вопрос: «Хотели бы вы, чтобы в лыжах была программа, похожая на «Биатлон с Губерниевым»?» «Конкретно с Губерниевым — нет, — сказала Вяльбе. — Журналисты в любом случае найдут что написать и показать. Главное, чтобы не лезли в личную жизнь, чем грешит Дмитрий Губерниев. Кто с кем живет и у кого какие трусики — это лишнее и ненужное. Нами должны гордиться, а не грязное белье полоскать».
Еще через год, когда у «Матч ТВ» появились права на показ чемпионата мира по лыжным видам спорта, Губерниев сообщил болельщикам, что Вяльбе извинялась за слова о «грязном белье». На это глава федерации ответила комментатору в соцсетях: «Будем всячески сопротивляться в интервью Губерниеву. К сожалению, он сейчас больше шоумен, а не спортивный комментатор, а был ведь таковым еще совсем недавно». Тут в комментарии пришел сам Дмитрий. «Леночка, милая, я редко беру интервью, поэтому огради лыжников от глупости и забвения», — с этих слов можно вести отсчет активной фазы конфликта.
Губерниев комментировал ЧМ-2019, параллельно пикируясь с Вяльбе, а после турнира сказал в одном из интервью, что его «не интересует ни Елена Валерьевна, ни ее мнение». На это олимпийская чемпионка бросила: «Я не называю больше этой фамилии, полный игнор. Ничего не читаю и ни с кем не обсуждаю. Для меня моя позиция — самая прекрасная».
Перед ЧМ-2021 Губерниев сообщил, что помирился с Вяльбе: «Пожали руки друг другу и договорились продолжать рабочие отношения. За отдельные действия и высказывания попросил извинить меня, Вяльбе было непросто, но все в итоге хорошо. Спасибо, Елена Валерьевна, наши лыжники с вами всех победят!» Но оказалось, что до завершения противостояния далеко.
«Человеку нужен хайп, он таким образом его зарабатывает, — говорила Вяльбе «Телеспорту». — Руководство «Матч ТВ» считает, что он великий комментатор. Я считаю, что он просто базарная баба, вот и все. Миллион раз говорила, что победы любят тишину. И не надо лишний раз никакой медийности перед стартами и вот этого всего, воплей и криков о том, что мы будем показывать».
В общем, конца этому нет, и не предвидится. Время от времени глава ФЛГР критикует Дмитрия, который отвечает Вяльбе не менее дерзко. Полемика идет уже не один год, и хейт вокруг инцидента в поселке Эсто-Садок — это его продолжение. У Губерниева в прошлом также были конфликты с биатлонными звездами — чемпионом мира Павлом Ростовцевым и олимпийским чемпионом Александром Тихоновым. Теперь этот список пополнил лыжный тренер Егор Сорин.
Еще в 2021 году Егор на «Матч ТВ» пенял Губерниеву за его высказывание о Вяльбе как о «даме с семечками». Дмитрий накануне сказал, что олимпийская чемпионка «совсем ничего не читает, не знает и не комментирует», и посоветовал «купить даме семечки». «Заявление Дмитрия по поводу «женщины с семечками» — это, я считаю, хайп, и не очень красивый, — заявил тогда Сорин. — Потому что это некультурно и неправильно. Я не буду разбирать, кто начал первый. Все-таки Вяльбе — уважаемый человек, тут вопрос не в том, начальник она или нет».
«Хотелось бы, чтобы Дмитрий все-таки следил за своими высказываниями, — говорил Сорин «Телеспорту». — Особенно это касается подкаста, который они выпускают. Я один раз посмотрел, меня очень сильно передергивало, когда они обсуждали тренеров, спортсменов. Может быть, это кому-то интересно, но я как профессионал считаю, что это абсолютно неправильно. У нас все-таки не какое-то телешоу, не «Дом-2». Это реальный спорт, где спортсмены показывают результат, борются, и любые высказывания могут на них повлиять».
«Прекрасно, что я волную и интересую людей, — говорил Дмитрий о своих оппонентах. — Раздражение — эмоция приятная. Люди пишут, тратят время. Если мне не нравится певец, я что, буду заходить на его страницу? Я его просто не слушаю. А меня слушают и обсуждают. Я счастливый человек. Мне глубоко наплевать, что будет написано в комментариях, хотя иногда их просматриваю. Но главное, что эти комментарии есть».