3 марта 2009, 07:40
СВОЯ КОЛОНКА
Говорите, что хотите, но летящий помидор - зрелище во многом вдохновенное и даже прекрасное. Есть в нем что-то отчаянно жизненное, глубоко символичное и даже трансцендентальное. Что-то такое, чего нет ни в чем, кроме помидора в полете...
Нет, на вашего корреспондента не нахлынули воспоминания о детстве на юге советской Родины, где он в числе других пятиклассников отправлялся порой в колхоз на сбор томатов (с предсказуемыми, хочу добавить, результатами как для сельского хозяйства Молдавской ССР, так и для дисциплины внутри пионерской дружины имени Светланы Савицкой), и не об овощах идет речь.
Речь на самом деле идет о виде спорта под названием сноуборд - зрелищном, развлекательно-молодежном, слегка экстремальном и олимпийском. И о самом ярком и самом талантливом его представителе - американце Шоне Уайте по прозвищу Летающий Помидор. Так Шона называют за его возмутительно рыжую шевелюру и тот факт, что он, собственно, летает. При помощи своего сноуборда. В своей родной Америке, как нетрудно догадаться, этот юный синьор Помидор пользуется немалым успехом, особенно в олимпийскую пору.
В свете этого, думаю, всем, кто считает, будто сноуборд был пропихнут на Олимпиады тяжелой рукой американского империализма, будет интересно узнать, что сборная США по этому виду спорта не сможет даже завершить нынешний сезон. Денег нету. Кризис, однако. Тренеры американцев жалуются, что все подорожало: билеты на самолет стоят дороже, за перевес багажа (а у сноубордистов багаж, конечно же, всегда здорово перевешивает) надо платить больше, а спонсоры вдруг все взяли и куда-то подевались. И так все стало плохо в мире снежных досок, что сборная США скорее всего не сможет завершить текущий Кубок мира. Помидору-то ничего - ему за коммерческие турниры нормально платят, а каково будет его коллегам? Перезимуют ли до Ванкувера? А вы говорите "тяжелая рука". Где она теперь-то, с хлебушком?
Кризис, понятное дело, ударил не эксклюзивно по снежной молодежи. Несладко сейчас всем, а в ближайшее время станет еще менее сладко. О потере спонсоров вы наслышаны и по правую сторону Атлантики: большая часть команд футбольной премьер-лиги играет с красивыми, чистыми футболками, а логотип обанкротившегося мега-концерна AIG на форме "Манчестер Юнайтед" разве только сыпет соль на раны. В Америке рекламой форму не поганят, зато ее активно используют в названиях стадионов, и вот, пожалуйста: завершается постройка великолепных арен для клубов по американскому футболу в Нью-Йорке и Далласе, а спонсоров все нет.
Маркетинг - одна из первых жертв кризиса, а то, что называется "установление брэнда", - то, чем жертвует сам маркетинг. Дорогостоящая реклама за счет спортивных команд и поп-звезд - это и есть "установление брэнда". Какому-нибудь из знаменитых американских газированных напитков можно годик-другой пересидеть, не пиарясь на форме и стадионах. Любители газировки о них и так не забудут. А спортивные команды теряют важнейшую статью доходов, к которой привыкли и которая вписана в долгосрочные бюджетные планы.
И вот уже НБА увольняет девять процентов своих служащих, и "Дженерал Моторс" разрывает рекламный контракт с великим гольфсменом Тайгером Вудсом, и бейсбольный клуб "Торонто Блю-Джейз" заявляет, что скорее всего не подпишет в этом сезоне ни одного свободного агента. Если уж бейсболистам приходится скрипеть зубами, то что говорить о зимних видах спорта?
В результате в Америке срываются планы подготовки сборных, ставятся под угрозу медальные надежды, и неоткуда ждать помощи. Не вписаны Бараком Обамой в его план финансовой помощи отечественной промышленности ни сноуборд, ни биатлон, ни даже керлинг. Правительство в США спорт больших достижений не финансирует из принципа: все олимпийские команды существуют за счет спонсоров и частных сборов. Американские помидоры летают без вмешательства агропрома. Остается только поражаться тому, что американцы все еще остаются в мировой спортивной элите.
Ну а самим американцам остается завидовать своим северным соседям. Уж хозяева-то Игр правительственную поддержку получают в полной мере, и кризис им нипочем. У всех свои приоритеты. Канадские помидоры к полету готовы.
Вашингтон