29 июля 2001, 18:37

Герой Фукуоки не хочет в Москве быть туристом

     Сегодня в японской Фукуоке завершился чемпионат мира по водным видам спорта. Серебро Романа Слуднова на дистанции 50 м брассом и бронза Алексея Филипца на полуторакилометровой дистанции вольным стилем - вот воскресные достижения нашей команды. Подробности последних двух дней чемпионата сообщает специальный корреспондент "СЭ" в Японии Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ.

     Трое русских против китаянки Гуо Цзиньцзинь - так воспринимали финал на трехметровом трамплине все без исключения иностранцы. Несмотря на то, что Ирина Лашко значилась в протоколе как представительница Австралии, она слишком много времени провела в форме другого цвета. Да и все главные титулы выиграла в доавстралийской жизни.

     Титулов, впрочем, у Лашко, Юлии Пахалиной и Веры Ильиной с лихвой хватило бы на сборную любой страны. На троих - 15 золотых наград чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр.

     В синхронных прыжках с трамплина на чемпионате мира-98 Лашко и Пахалина выступали вместе и стали чемпионками. А в субботу боролись друг с другом, представляя две разные страны.

     Именно этот спор и был наиболее принципиальным, а вовсе не судьба золотой медали.

     Лашко сама создала себе проблемы, испортив первый финальный прыжок настолько, что дальнейшие мысли о победе можно было отбрасывать за ненадобностью. Пахалина и Ильина тоже не избежали ошибок. А при их наличии, увы, конкурировать с представителями Китая почти всегда бесполезно.

     В отличие от прошлого чемпионата, где сборная Китая потерпела фиаско, проиграв индивидуальные финалы во всех видах, в Фукуоку страна привезла на редкость сильный состав. Россия же могла рассчитывать только на чудо: состязания  на метровом трамплине довольно ясно показали, что и Ильина, и Пахалина находятся не в лучшей форме.

     Лашко выглядела увереннее, к тому же у нее был колоссальный стимул: доказать в очной борьбе на коронном для всех троих снаряде, что ее совершенно незаслуженно списали с олимпийского счета еще год назад.

     Она и оказалась более удачливой из троих.

     Пахалиной было тяжелее. Год в чужой стране, с чужим тренером - большое испытание. Увы, после Игр в Сиднее спортсменке пришлось выбирать. На одной чаше весов лежала перспектива грядущих побед, на другой - учеба в американском университете и в какой-то мере гарантированное будущее. Вот только из США Юля вернулась неузнаваемой: прибавила в весе, растеряла привычную технику…

     Она и сама заметила после награждения: "Эта награда дорога мне, как никакая другая".

     Я же с грустью вспоминала слова тренера и отца спортсменки, сказанные им накануне: "А ведь если бы не отъезд, могла бы прыгать несколько лет, не зная себе равных".

     Матч за бронзовую медаль между ватерпольными сборными России и Италии вполне мог бы стать украшением любого финала. Именно эти две команды демонстрировали наиболее интересную игру, но споткнулись за шаг до финиша.

     Особенно обидным был результат игры сборной России с Югославией. Победный гол, забитый в ворота Ильи Смирнова, грех было не забить: вратарь по неопытности выплыл из сетки слишком далеко и через мгновение был вынужден лишь провожать взглядом брошенный навесом мяч-бабочку.

     Сейчас, конечно, нет смысла рассуждать о том, прав ли был Александр Кабанов - главный тренер российской сборной - когда в ничего не решающей четвертьфинальной игре с испанцами поставил на ворота второго голкипера, дав отдохнуть Смирнову. Возможно, России было бы легче пробиться в финал, выиграй команда тот матч и попади в полуфинале на итальянцев. А возможно, нет.

     Важно другое: пережив сильнейший психологический удар, команда сумела собраться и провести блестящий матч. Повели в счете итальянцы. Но уже на первый перерыв команды уходили при перевесе россиян: голы забили сначала Дмитрий Горшков, затем - Александр Ерышов. На первой минуте второго периода счет стал 3:1, но затем итальянцы резко активизировались. Им сильно помогало то, что российская победа явно не входила в планы судей: за два периода россияне были наказаны 20-секундным удалением пять раз, Италия - ни одного.

     Следующие семь минут матча главным героем был, пожалуй, Смирнов, отражавший бросок за броском, включая мячи из разряда неберущихся.  Россия по-прежнему находилась под неусыпным прессингом арбитров, но то, что команда превосходит соперника, под конец поняли и они: было бы совсем неприлично свистеть в одну сторону на глазах новоиспеченного президента МОК Жака Рогге, наблюдавшего за игрой из ложи VIP вместе с президентом ФИНА Мустафой Ларфауи.

     А вот финал явно не удался. Он завершился скоре с футбольным, нежели ватерпольным счетом 4:2 в пользу испанцев. Это было неудивительно. Обе команды демонстрировали чисто оборонительный и от этого на редкость скучный стиль.

     - Я не люблю, когда так играют, - поделился Кабанов. - Все строго схематично, никаких импровизаций. Забивают лишь тогда, когда та или другая команда имеет численный перевес. Хотя надо отдать должное испанцам. Они умеют собраться даже в самой тяжелой ситуации. И сделать невозможное.

     - Чего не хватило вашей команде?

     - Вратаря. Николай Максимов, который играл в Сиднее, уехал играть за испанский клуб. Думаю, что через год снова вернется в сборную. Но при том, что мы не выиграли, меня порадовало, что команда играла. Красиво, разнообразно, весело. Даже в заключительном матче. Хотя нет ничего труднее, чем играть за третье место. Поражение на заключительном этапе всегда особенно сильно бьет по психике. Сразу наступает реакция - приходит усталость, апатия. Ребята же справились. Я доволен.

     Серебряной медалью Романа Слуднова на 50-метровой дистанции брассом и бронзой Алексея Филипца в заплыве на 1 500 метров  завершился для России заключительный день чемпионата.

     В субботу российская комбинированная эстафета 4х100 метров в составе Владислава Аминова, Дмитрия Коморникова, Владислава Куликова и Дмитрия Чернышева тоже завершилась бронзой. Команда финишировала четвертой (с пятого места ее вытащил на последнем этапе Чернышев), но после финиша судьи в очередной раз дисквалифицировали американскую четверку - за фальстарт.

     Итого на счету России золото, два серебра и три бронзы. Результат вполне достойный, хотя и не лишенный ностальгического оттенка: как не вспомнить, что на чемпионате мира-94 в Риме мы расправились с Америкой в командном зачете легко и непринужденно силами пловцов-мужчин одного волгоградского клуба. В Фукуоке медальный подсчет получился иным: Австралия - 13 золотых, США - 9, Германия - 3. В целом та же Германия завоевала 15 наград разного достоинства. Россия - шесть. И десятое место в таблице, в которой Украина, приехавшая в Японию составом из восьми человек, - пятая.

     В общем зачете чемпионата по всем дисциплинам картина более утешительная - 21 медаль. Из них 6 золотых, 8 серебряных, семь бронзовых. И четвертый (после Австралии, Китая и США) результат.

     Если бы не Австралия, воскресенье вполне можно было бы назвать украинским днем. В первом же заплыве Слуднова победил Олег Лисогор, а на дистанции 400 метров вольным стилем первенствовала двукратная олимпийская чемпионка Яна Клочкова. Спортсменка взяла достойный реванш за поражение на двухсотметровке комплексным плаванием.

     Авторами главных сенсаций, тем не менее, вновь стали желто-зеленые. Совершенно умопомрачительный рекорд мира, перекрыв прежнее достижение соотечественника Кирена Перкинса более чем на семь секунд, установил Грант Хаккетт. А ведь рекорд Перкинса держался семь лет! На трибуне при этом вовсю прыгал и визжал от восторга обидчик Хаккета в финале на 800 метров вольным стилем Йан Торп. Уже после церемонии закрытия, где Торпа официально признают лучшим пловцом чемпионата, Грант заметил: "Если бы не он и не постоянная необходимость конкурировать на более коротких дистанциях, я, наверное, не смог бы настолько улучшить результат".

     Победная точка была тоже поставлена Австралией. Четверка девушек обыграла США в комбинированной эстафете.

     Общее количество рекордов, включая национальные, не сумел пока подсчитать даже главный статистик ФИНА Ник Тьери, сказав: "Их было чересчур много!" Только мировых получилось десять (как тут, опять же, не вспомнить, что пять - на счету единственного пловца - Торпа).

     Короче, праздник удался. Пыл пловцов в какой-то мере охладил Жак Рогге. На специальной пресс-конференции его спросили, не намерен ли  МОК, по примеру ФИНА ввести в олимпийскую программу 50-метровые дистанции брассом, баттерфляем и на спине. Президент вежливо, но жестко ответил, что программа чемпионата мира не имеет никакого отношения к олимпийской. Что же касается предложений ФИНА о введении новых дисциплин (среди которых будет значиться и 10-километровая дистанция в открытой воде), МОК рассмотрит их в сентябре.

     Зайдя на трибуну участников для того, чтобы попрощаться, я наткнулась на Майкла Клима и Йана Торпа, разрисованных в австралийские цвета. Поинтересовалась, собираются ли они на чемпионат мира-2002, который пройдет в Москве. Торп задумчиво ответил: "Мне говорили, что в Москву надо ехать туристом. Что это слишком красивый город, чтобы уехать, так и не посмотрев его. Если же я приеду в составе команды, быть туристом мне совершенно не захочется".