9 июля 2011, 16:33
Интервью "СЭ" в преддверии ЧМ-2011 в Шанхае дала чемпионка мира в плавании брассом Юлия Ефимова.
Рассуждая об отъезде в США чемпионки мира в плавании брассом Юлии Ефимовой, один из ведущих тренеров российской сборной сказал: "Самое главное – у нее счастливые глаза. Если спортсмен тренируется и выходит на старт с таким настроением, он сможет все, что угодно".
Наблюдая за Ефимовой на тренировочной базе "Озеро Круглое", трудно было не заметить, что спортсменка и на чамом деле счастлива. Хотя и сказала в интервью, что для нее предпочтительней было бы отправиться на чемпионат мира в Шанхай прямо из Калифорнии, чтобы не преодолевать двойную акклиматизацию перед главным стартом сезона.
- Как у вас прошел заключительный этап американской подготовки?
- Все это время я тренировалась в Лос-Анджелесе. Там очень хорошо. И постоянно солнце. Никто не заставляет ничего делать, но одновременно с этим присутствие тренера и его готовность помочь постоянно ощущается.
- Могли бы сравнить свое нынешнее состояние с тем, что было на чемпионате России в конце апреля?
- Сейчас я изменилась.
- В каком смысле?
- Прежде всего в эмоциональном. Пересмотрела очень многое в своей жизни. Стала спокойнее. А главное, научилась относиться ко всему спокойнее. И проще. От этого моя жизнь стала более радостной, что ли.
- Когда человек пересматривает свои жизненные установки, этому, как правило, всегда предшествует какой-то жизненный кризис.
- В моем случае толчком послужил сам переезд в Америку. Новый и совершенно непривычный для меня образ жизни. У каждого человека есть своя собственная и вполне определенная цель и что мне очень нравится, что американцы уважают любую твою цель. Неважно, собираешься ты выиграть Олимпийские игры, или первенство штата по поеданию гамбургеров. Более того, все, кто рядом, охотно помогают тебе добиться своей цели.
- Как много людей помогают добиться результата вам?
- Достаточно много. Прежде всего это мой папа, мой тренер Дэвид Сало, его помощники и все те, кто плавает со мной в одной группе. Например, Джессика Харди (действующая рекордсменка мира на дистанциях 50 и 100 м брассом – прим. Е.В.) учила меня правильно делать эстафетный старт.
- В каком смысле – правильно?
- Я всегда просто наклонялась, стоя на тумбочке, ждала, когда приплывет предыдущая спортсменка и прыгала в воду. Джессика же учила меня стартовать как бы с разбега, помогая себе очень сильным взмахом рук. Это помогает более быстро уходить на дистанцию. Джессика долго смотрела, как я делаю старт, потом подошла и спросила, почему я не прыгаю с тумбочки, как американцы. Я честно призналась, что не умею. Она мне и говорит: "А в чем проблема-то? Не умеешь – пошли учиться". И сама находилась рядом со мной до тех пор, пока у меня не стало все получаться. Для американцев это нормально – быть заинтересованным в том, чтобы соперник плыл быстрее. Они стремятся не просто побеждать, а побеждать достойного противника в жестком соперничестве. Поэтому в тренировках друг другу помогают просто все. И постоянно говорят, если вдруг видят какие-то ошибки.
Я и сама теперь чувствую, что мой старт действительно стал более эффективным. Более мощным.
- В Америке, насколько знаю, тумбочки в бассейнах приспособлены именно под такой старт – они более длинные.
- Да. Первое, что я почувствовала, приехав на "Круглое", что мне стало очень непривычно прыгать в воду с тумбочек нашего образца. Для "большого" старта не хватает места.
- То, что Джессика остается одной из ваших основных соперниц, как-то в тренировках ощущается?
- Нет. Как раз это и стало для меня самым неожиданным. Когда я тренировалась в России и видела ту же Ребекку Сони только на соревнованиях (Ребекка Сони – олимпийская чемпионка да дистанции 200 м брасс и чемпионка мира на стометровке – прим. Е.В.), мне казалось, что она просто робот, выиграть у которого живому человеку невозможно. Но когда начала тренироваться с Ребеккой в одной группе, неожиданно для себя поняла, что она – такая же, как я. Может смеяться, может расстраиваться, переживать, может уставать и даже проигрывать. На тренировках, например, я несколько раз ее обгоняла, когда мы плавали на время со старта. Это придает очень большую уверенность в себе.
- Получается, вам просто крупно повезло в том, что вы оказались в бригаде Сало?
- Да, это так.
- На чемпионате мира в Шанхае вы намереваетесь плыть все три дистанции брассом?
- Да. Я не так давно стала пробовать серьезно плавать комплекс и мы решили, что еще рано выступать в этом виде на крупных соревнованиях. Но я совершенно не исключаю, что отбираться на Олимпийские игры в Лондон буду и в комплексном плавании тоже.
- Почему вы решили приехать в Москву, а не лететь в Шанхай из США, как это, знаю, сделает Роман Слуднов?
- Я бы с удовольствием полетела бы напрямую – из-за акклиматизации. Но мне сказали, что так нельзя. С другой стороны, я рада, что получиа возможность подольше побыть в российской команде. У нас команда дружная и я действительно скучаю по девочкам, когда нахожусь в США. На "Круглом" посидели в первый же вечер, поели тортика, конфет...
- А как обстоит дело с весом?
- Проблем с ним у меня не было никогда. Тем более они исключены в США: там ни один тренер не рискнет сказать спортсменке, что она толстая. Я поправилась в Калифорнии на пару килограмм, но это – мышечный вес, с которым я чувствую себя совершенно комфортно. И плыть легче.
- Какой-то контакт со своим американским тренером вы сейчас поддерживаете?
- Конечно. Ежедневно пишу ему по электронной почте. Он присылает план тренировок, я отчитываюсь о выполнении, включая свое самочувствие, какие-то скоростные ощущения.
- Английский язык, надо полагать, у вас улучшился?
- Пока еще недостаточно для того, чтобы чувствовать себя совсем комфортно. А переводить письма тренеру мне помогает Google.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ