В уютное кафе рядом с храмом Христа Спасителя она вошла в стильном сером полупальто, которое абсолютно точно соответствовало октябрьской мороси за окном, и с задорной улыбкой на лице. Будто и не остался позади этот непростой сезон, оказавшийся самым неудачным в карьере чемпионки US Open-2004 и Roland Garros-2009.
ТРИ МЕСЯЦА БЕЗ ТУРНИРОВ - БОЛЬШОЙ РИСК
- Вы прекрасно выглядите, Светлана. А как настроение?
- По-разному бывает. Конечно, мне сейчас очень грустно от того, как сложился нынешний год. Но я действительно сильно устала, просто выдохлась. Поэтому хочется перевести дух. Вставать с утра и ни о чем не думать, ничего не планировать.
- Не боитесь за три месяца всю форму растерять?
- Боюсь. Три месяца подряд без соревнований - для меня своего рода эксперимент, но по-другому просто не получается. Начиная с ноября я уже буду готовиться по полной программе, а сейчас, повторяю, мне необходим перерыв. Хотя я знаю, что сильно рискую и поэтому, например, сегодня утром для поддержания формы ездила на велосипеде по набережной Москвы-реки.
- Вы так устали от тенниса?
- Скорее от соревнований, бесконечных переездов. За границей я очень скучаю по России, по дому.
- Надо понимать, что дом ваш теперь в Москве, куда вы перебрались из Испании примерно два года назад?
- В Москве я чувствую себя комфортно, но дом мой в Питере.
- То есть превратиться из петербурженки в москвичку вы по-прежнему не желаете?
- Ни в коем случае. В Москве я сейчас нахожусь потому, что так сложилась жизнь. Дома, на велотреке у моего папы, есть замечательные корты, только на них не с кем тренироваться. Да и летать по миру отсюда удобнее. А в родной Питер я обязательно вернусь и обязательно что-то сделаю для него - возможно, открою свою академию.
- Где вы в Москве тренируетесь?
- На "Юго-Западной". Поскольку финансирования можно было не дождаться, моя команда решила самостоятельно уложить крытый корт. По поводу территории сумел договориться Шамиль Анвярович Тарпищев.
БЛОГИ - ПРОЙДЕННЫЙ ЭТАП
- Этот год начался для вас с заочного обмена мнениями с Тарпищевым, который в интервью вашему покорному слуге сообщил о том, что, мол, у Кузнецовой присутствуют элементы звездной болезни. Вы ответили ему в интернете, причем довольно жестко, однако вскоре неожиданно для всех отправились-таки в Сербию на матч Кубка федерации. Точка в той истории поставлена?
- Я думаю, что после нее у многих остался осадок на душе.
- В том числе и у вас?
- Я из тех людей, которые многое очень быстро забывают. Иногда даже быстрее, чем хотелось бы.
- По-моему, вы уходите от прямого ответа.
- Я независимый человек, чем и горжусь. В жизни всего добилась сама с помощью моих замечательных родителей. Благодарю господа за то, что папа решил отдать свою дочь в теннис. И за то, что они вместе с мамой правильно меня воспитали, всегда поддерживали и привили спортивную культуру. По большому счету, кроме родителей, никому ничего не должна. И считаю, что имею право высказывать свою точку зрения, даже если она кому-то не нравится.
- Судя по тому, что вы снизили свою активность в блогах, в интернете сидите не так часто, как раньше?
- Блоги для меня - пройденный этап. Писать о том, как ты проснулась и пошла на тренировку, мне уже не интересно. Поэтому я сижу на Твиттере, где за моими записями следят около 10 000 человек. Твиттер удобен тем, что можно набрать короткий текст прямо в мобильном телефоне. Это ведь на пресс-конференциях мы говорим то, что надо, а тут можно показать себя людям с другой стороны. Надеюсь, кому-то это интересно.
- Комментарии к своим записям читаете?
- Никогда. Точнее, крайне редко. Потому что порой на тебя там внезапно выливают грязь, которую читать не хочется.
- Чью критику воспринимаете спокойно?
- Родителей и близких мне проверенных людей. Да и то не всех. Известные спортсмены - как правило, тяжелые личности, и я тоже далеко не ангел, хотя считаю себя открытым доброжелательным человеком. Поэтому критику воспринимаю тяжело. Точнее, воспринимаю только то, что мне хочется воспринимать.
КУРТО - ХОРОШИЙ ТРЕНЕР, НО В ПАРИЖ НЕ ХОЧЕТСЯ
- Из Белграда после победы над сербками вы улетали в хорошем настроении, однако затем пошли неудачи. Каковы причины?
- Понимаете, нельзя сегодня играть, как Рафаэль Надаль, а завтра - как Мария Шарапова. Вот я и запуталась, пытаясь что-то поменять в своей игре. Началась черная полоса, которую до сих пор не могу преодолеть.
- Вы что, стиль игры пробовали поменять?
- Не то чтобы сам стиль. Просто в течение относительно короткого промежутка времени я работала с разными тренерами, и каждый советовал что-то свое. И еще мне кажется, что я неправильно готовилась к сезону. Я просто переработала, и, когда приехала в Австралию, мне уже ничего не хотелось. Впрочем, я никого не виню, ведь все решения принимала сама.
- К сезону вы готовились в Дубае с Андреем Ольховским?
- Совершенно верно.
- А потом, как и в прошлом году, тренировались с Ларисой Савченко?
- Да. С Ларисой в Индиан-Уэллс и Майами мы стали потихоньку возвращать мою игру. Но Лариса не могла быть со мною постоянно.
- Во время летней серии турниров на американском харде вы объявили о том, что начинаете работать с французом Луиком Курто, бывшим тренером Амели Моресмо.
- С Луиком я уже не работаю. Кстати, вы - первый журналист, который об этом знает.
- Спасибо за доверие, но разрешите поинтересоваться о причинах столь скорого расставания.
- Курто - очень хороший специалист, но во время моей подготовки он не может находиться в России. А мне не хочется в Париж. Для тенниса это, кстати, достаточно банальная ситуация.
- Отныне вы сама себе тренер?
- Нет. Уже ищу нового специалиста.
- Российского?
- Скорее всего, нет. Я поняла, что мне нужен человек, хорошо понимающий испанскую школу тенниса, из которой я вышла. И Ольга Васильевна Морозова, и Андрей, и, конечно же, Лариса, которая понимает игру с вращением мяча, - хорошие тренеры, всем им я очень благодарна. Но в настоящий момент я заинтересована в иностранном специалисте, который будет иметь возможность находиться со мной постоянно - скорее всего, испанце или южноамериканце. Варианты уже есть.
- Эмилио Санчес, в чьей академии вы росли, не зовет к себе обратно под Барселону?
- Он всегда будет рад меня видеть, но мне очень сложно поверить в то, что я туда вернусь. Хотя я звонила Эмилио, интересовалась его мнением по поводу сложившейся ситуации. Все-таки он провел со мной целых 7 лет. Однако у меня сейчас совсем другая команда. Есть менеджер, который все контролирует и решает.
- То есть тренера отныне вы выбираете не самостоятельно?
- Я, конечно же, высказываю свое мнение. Но решение принимает команда. Это раньше я была девочкой, которая, если так можно выразиться, плавала сама по себе. Теперь - нет.
- За кем остается последнее слово, когда у вас и у менеджера противоположные точки зрения по какому-то вопросу?
- Мы разговариваем и приходим к общему решению.
НОЧНЫЕ МАТЧИ - ПЛАТА ЗА РАВНОПРАВИЕ
- Тяжело вам было настраиваться на защиту титула победительницы Roland Garros?
- Никогда не думаю о том, что должна что-то где-то защищать. Просто выхожу и стараюсь показать свой лучший теннис. В Париже мне было важно не проиграть в первом круге, как получилось пять лет назад на US Open. При этом я понимала: нахожусь не в той форме, чтобы можно было на многое претендовать.
- Августовская победа на турнире в Сан-Диего обнадежила вас в преддверии Открытого чемпионата США?
- Вот к US Open я подошла в очень хорошей форме. Перед американской серией турниров вместе с Ларисой и физиотерапевтом тренировалась в Сочи, в отеле "Весна", где нам предоставили все условия. Мы очень грамотно поработали, и в Сан-Диего я это продемонстрировала. Потом в Цинциннати в первом же круге попала на Машу Шарапову, с которой всегда соперничать непросто, а сразу после выигрыша турнира - особенно. А в Монреале в полуфинале проиграла Каролин Возняцки. В принципе на US Open у меня был реальный шанс куда-то выплыть, но не вышло.
- Почему?
- Жутко обидно, что не повезло с расписанием. В субботу у меня был ночной и очень принципиальный матч против Маши Кириленко, после которого я не могла заснуть до 4 утра. В воскресенье проснулась, как привыкла, рано, весь день ходила разбитая, и следующую ночь пыталась выспаться. В итоге в понедельник в 11 утра, когда начинался матч с Доминикой Цибулковой, я была просто никакая. Между прочим, сразу после возвращения с US Open слегла дома с температурой на целую неделю. Спортсмены, которые находятся на пике формы, очень часто потом заболевают.
- Пожалуй, ни в одном другом профессиональном виде спорта спортсмены не зависят от составителей расписания так, как в теннисе. При этом на кону стоят большие деньги. Игроки как-то могут влиять на то, чтобы расписание составлялось максимально удобно для большинства?
- Большие деньги мы получаем за большие матчи, в том числе вечерние и ночные, которые проходят в прайм-тайм. После того как женщины в плане призовых добились равноправия с мужчинами, нам сказали: играйте вечером, как и они. Однако тут есть нюанс. Вечерние сессии на турнирах "Большого шлема" всегда начинаются в одно и то же время, причем порядок мужской и женской встреч каждый день чередуется. Но ведь, согласитесь, одно дело играть после трехсетового женского матча, и совсем другое - ждать, пока мужчины выяснят отношения в четырех или пяти партиях. Игроков много, всем не угодишь. Да и вообще теннисистам сложно выработать общую позицию по какому-то вопросу. У нас ведь индивидуальный вид спорта. У каждого существует свое мнение, и никто уступать не хочет.
- Неужели вы никогда не выступали единым фронтом?
- Уже довольно давно была история с мячами одной фирмы, которыми нас заставляли играть. У всех стали плечи отваливаться, и мячи те быстро запретили.
- А обратный пример можете привести?
- Когда обсуждается, должны ли топ-игроки на каких-то турнирах вступать в борьбу со второго круга, теннисистки-середняки, естественно, выступают против.
- Нынешний турнирный календарь всех устраивает?
- В конце года стало больше времени для отдыха, и это, конечно, хорошо. В то же время календарь, который был введен в действие в 2009 году, очень тяжелый. Вы заметили, что на протяжении последних двух сезонов ведущие теннисистки стали гораздо чаще проигрывать в первых кругах? А знаете почему? Сетки стали более плотные. С самого начала приходится играть с сильной соперницей, и ты не всегда оказываешься к этому готовой.
- Какое впечатление на вас производит Каролин Возняцки, которая только-только стала первой ракеткой мира?
- Нормальная молодая девчонка, которая ни во что лишнее не лезет. Дружелюбная. Общается в туре со всеми, хотя и не глубоко.
- А в теннисном плане?
- Я уважаю Возняцки за то, что она сумела подняться туда, куда мне еще подняться не удалось. Но поставить ее в один ряд с Сереной Уильямс при всем желании не могу. Сейчас уже начались разговоры по поводу того, что Каролин не имеет побед на турнирах "Большого шлема". А мне кажется, что это типичный игрок, у которого просто хватает сил хорошо и стабильно выступать на большом количестве турниров. Для многих известных девчонок этот год получился не очень хорошим. Возняцки же молода, умеет бороться, и психологически очень сильна.
ЕСЛИ БАНЯ - ТО РУССКАЯ ИЛИ ХАМАМ
- Давайте вернемся к вашей московской жизни. Чем в свободное время занимаетесь?
- Недавно ездила к родителям в Питер. А вообще хочется немного пожить без напряжения. Московская ночная жизнь меня совсем не соблазняет. Больше люблю в кино сходить, с друзьями посидеть в кафе или в бане.
- Баню предпочитаете русскую или, может, финскую?
- Русскую и хамам. Еще меня на футбол пригласили. "Зенит", за который я болею, скоро в Москве играет со "Спартаком".
- Говорят, среди теннисистов бытует такое мнение: мол, внимание, которое у нас в последнее время уделяется футболу и хоккею, не соответствует успехам в этих видах спорта. Согласны?
- В футбол сейчас действительно вливается очень много денег, а играют наши футболисты, к сожалению, не всегда удачно. Вот мы сейчас с некоторыми другими девчонками из десятки повылетали, Кубок федерации проиграли, так нас критикуют. Ни в коем случае не утверждаю, что один вид спорта лучше или хуже другого. Просто теннис в свое время поднялся благодаря Борису Николаевичу Ельцину, Шамилю Анвяровичу Тарпищеву и Анне Курниковой. И мне обидно, что сейчас теннису не уделяется столько же внимания, как и раньше. Я была бы очень рада, если бы появилось систематическое государственное или индивидуальное финансирование нашего вида спорта.
- Наверное, есть своя символика в том, что эти полчаса мы с вами провели рядом с храмом Христа Спасителя. Ведь вы - православный верующий человек.
- Совершенно верно. Хотя некоторые друзья считают неправильным, когда кафе располагается практически на территории храма. Но мне здесь очень комфортно, и потом, вера у каждого своя. Главное, чтобы она была.
Евгений ФЕДЯКОВ