В понедельник в Нью-Йорке 24-летняя Алиса Клейбанова одержала свою первую победу на турнирах "Большого шлема" после длительного лечения от рака. Следующей соперницей россиянки вчера ночью по московскому времени стала экс-первая ракетка мира сербка Елена Янкович. Все мы, конечно, желали Алисе очередной победы. Но даже если добиться ее и не удалось, это не имеет никакого значения. Ведь эта история не о победах в теннисе. И даже не о теннисе как таковом.
Сергей БУТОВ
из Нью-Йорка
НОВЫЙ ДЕВИЗ
В феврале 2012-го, когда Клейбанова объявила о выздоровлении и возвращении в караван WTA Tour, официальный сайт теннисистки опубликовал результат ее последнего матча: "Алиса Клейбанова – Лимфома Ходжкина – 6:0, 6:0".
Лимфома Ходжкина – это смертельно опасная злокачественная опухоль лимфатической системы. А Клейбанова – это Клейбанова, заразительно хохотавшая поздним вечером в понедельник на пресс-конференции, куда ее привели после победы над пуэрториканкой Моникой Пюих.
Впервые за два стартовых дня US Open в главном зале, где после своих матчей общаются с журналистами Рафаэль Надаль, Роджер Федерер и Серена Уильямс, побывала российская теннисистка. Вне всяких сомнений, эту компанию пополнила бы и Мария Шарапова, если бы не снялась с турнира. Но другие россияне пока что дают интервью в крошечных (с трудом помещаются три стула) стеклянных закутках у самого выхода из пресс-центра, вокруг которого вечно царит суета, а из расположенной напротив столовой кто-то постоянно выбегает с тарелкой макарон.
Клейбанову – теннисистку, куда менее титулованную, чем, к примеру, Светлана Кузнецова, – выделили из общего ряда. Что наглядно свидетельствует о мировом внимании общественности к ее рядовой, с турнирной точки зрения, победе над малоизвестной пуэрториканкой.
– Все, что не убивает тебя, делает сильнее, – заявила свой девиз Алиса под восхищенные взгляды репортеров со всего мира.
Она на этот девиз имеет полное право.
– Я безумно рада снова принимать участие в турнире такого ранга, – сказала Клейбанова. – Собственно, я вообще рада соревноваться. Я наслаждаюсь этим каждый день. Пока не могу сказать, что будет со мной в отдаленной перспективе. Я сыграла не так много матчей, чтобы делать далекоидущие выводы. Я просто счастлива, что снова могу играть в теннис с лучшими из лучших. Что все то, что со мной приключилось, осталось позади. Что я вышла победителем в этой битве.
Действующую чемпионку Уимблдона француженку Марион Бартоли, которая ушла из спорта на самом пике карьеры, спросили в Нью-Йорке о Клейбановой.
– То, как она вернулась, говорит мне о ее невероятном желании снова играть в теннис, – ответила Бартоли. – Я преисполнена уважения к ней. Не могу даже представить, через что ей пришлось пройти.
– В последнее время я часто слышу от людей, что являюсь для них примером для подражания, источником вдохновения, – пожала плечами Алиса, которой, очевидно, не совсем по себе подобные разговоры. – Но я не стараюсь делать что-либо на публику. Я сижу перед вами потому, что играю в теннис на приличном уровне, а не потому, что герой. Впрочем, если моя история дает людям веру, в таком случае мне это в радость.
НОВАЯ ЖИЗНЬ
В конце 2000-х Клейбанова считалась восходящей звездой мирового тенниса. В первом своем профессиональном турнире Алиса выступила, когда ей едва исполнилось 14. В первую сотню пробилась еще в 2008-м, и в том же году дебютировала на всех четырех турнирах "Большого шлема", наведя шороху на Уимблдоне, где дошла до четвертого круга.
В следующем, 2009-м, Клейбанова за малым не попала в четвертьфинал Australian Open, а затем обыграла Винус Уильямс. Очень скоро с Алисой стало трудно играть всей первой двадцатке. Дело в этих поединках зачастую доходило до третьего сета, как, к примеру, случилось в 2009-м в двух противостояниях Клейбановой с трехкратной на тот момент чемпионкой турниров "Большого шлема" Марией Шараповой.
Сезон-2010 Алиса закончила 25-й ракеткой мира, выиграв два турнира WTA. Высокую, фактурную теннисистку за мощную подачу и силовую игру сравнивали с современным прообразом американки Линдсэй Дэвенпорт. Казалось, еще немного – и она войдет в десятку, откуда вытеснить ее будет совсем непросто.
Но 22 июля 2011-го, в свой 22-й день рождения, Клейбанова обратилась к болельщикам, объявив, что у нее обнаружили лимфому Ходжкина. Когда-то эта же болезнь едва не оборвала жизнь легендарного Марио Лемье.
– Это тяжело признавать, но в моей жизни наступил очень сложный период, – написала Алиса. – Я всегда показывала себя, как сильную личность, но то, что мне предстоит пережить, испытывать раньше еще не доводилось. Определенно меня ждет самый сложный период в жизни.
Никто в действительности не знает, что происходило в жизни преуспевающей спортсменки в 2011 году, хотя бы потому, что сама Алиса, несмотря на публичное признание, никогда не погружала людей в детали того, что ей пришлось пережить.
Ужас человека, столкнувшегося с раковой опухолью, можно понять только по обрывочным фразам в ее интервью. Вот таким, например: "Было жутко, когда во время сеансов химиотерапии стали выпадать волосы".
Клейбановой, конечно, повезло. Она лечилась в онкологической клинике итальянского города Перуджа, в шаговой доступности от своей квартиры. А наблюдавший ее профессор оказался светилом европейской онкологии.
Ей передавала приветы легендарная Мартина Навратилова, когда-то выигравшая свой поединок с раком. В Италию к ней прилетали подруги по сборной России Вера Звонарева и Екатерина Макарова.
НОВЫЙ ТЕННИС
После того как на стадионе Артуша Эша закончилась пресс-конференция, мы говорили с Алисой еще около 20 минут. Клейбанова не изменяла себе, сохраняя дистанцию между личным и очень личным.
– Я еще ни разу не давала подробного интервью о том, через что мне пришлось пройти, – сказала Алиса. – Я вам честно говорю, что не готова об этом рассказывать. Это совсем не то, что говорить о самом эмоциональном теннисном матче. Это настолько трудно описать…
Я сказал Алисе, что ее матч против пуэрториканки Пюих очень сильно напоминает ее карьеру в кратком изложении. Яркое начало (выигрыш первого сета), затем очень серьезные проблемы (поражение во втором), долгая игра туда-сюда и, наконец, победа.
– Ну если в конце победа, то я согласна, – засмеялась Клейбанова.
– Я не привыкла пасовать перед трудностями, – продолжила Алиса. – У меня в жизни было столько разных проблем, через которые пришлось пройти… Мне потребуется еще немало времени, чтобы в мою игру вернулась стабильность по ходу матча. Пока же я могу по-разному играть один сет. Радуюсь другому: чувствую себя все лучше и лучше. Понимаю, что у меня будут неудачные матчи, что путь будет нелегким. Но, знаете, я готова. Хочу вернуться сначала в первую сотню, а затем и туда, где была, пока не случилось то, что случилось.
Мне всего лишь показалось или ажиотаж вокруг ее персоны Клейбанову немножко тяготит?
– Меня сейчас часто спрашивают, чувствую ли я себя – как бы это сказать – особенной? – сказала она. – Безусловно, чувствую. Понимаю, что люди на моих матчах зачастую приходят смотреть не столько на теннис, сколько на "ту самую", что победила рак. Я к этому отношусь спокойно. Вижу, что очень многие люди в туре скучали по мне и рады снова видеть меня на корте. И это здорово.
В концовке матча с Пюих на трибуны пришло очень много российских болельщиков. Я чувствовала их поддержку. Такой шум начался после каждого розыгрыша, что я перестала разбирать, кто за кого болеет.
Я не хотела бы быть в центре внимания только потому, что прошла через испытания. Хочу быть интересной оттого, что хорошо играю в теннис. Потому что мне нравится играть в теннис, и я знаю, что умею делать это хорошо.
Сейчас, когда дела явно пошли на поправку, Клейбанову, несомненно, беспокоит то, как ее организм поведет себя в дальнейшем. Что говорили ей об этом врачи? На что ей надеяться после многочисленных сеансов химиотерапии? К чему готовиться?
– Я наверняка знаю только то, что мой организм никогда не будет прежним. Профессиональный спорт – не физкультура. Это жесточайшие нагрузки, пережить которые может далеко не каждый здоровый человек. Врачи никогда не могут сказать заранее: у тебя будет то-то и то-то, готовься. Все очень индивидуально. Но организм у меня молодой, тренированный, сильный – это должно помочь. Что будет через 10 – 20 лет, никто сейчас не знает. Бывали случаи, когда у людей проблемы проявлялись с возрастом – сердце, и все такое прочее. Но сейчас я чувствую себя хорошо, несмотря на то, что понимаю: тело ведет себя не так, как раньше.
Снова окунувшись в жизнь тура, очень трудно не смотреть на остальных. А надо сосредоточиться на себе, даже отгородиться ото всех. На турнирах "Большого шлема" всегда кажется, что все вокруг тренируются как сумасшедшие. Но на самом деле мне сначала нужно разобраться в себе, а уж потом глядеть на других.
НОВЫЙ ВЗГЛЯД
Когда Клейбанова была совсем юной, она считала примером для подражания Монику Селеш. По удивительному стечению обстоятельств, Селеш также пришлось пройти сквозь непростые испытания, начиная с 1993 года, когда на нее во время матча набросился психопат с разделочным ножом.
– Вы знаете, я никогда не думала о Селеш в том плане, о котором вы сказали, – подняла брови Алиса. – Мне нравилась ее игра. Она никогда не позволяла себе показывать страх или нервы. Просто тренировалась, выходила на корт, била и не смотрела, кто там на другой стороне. Навязывала свою игру. Была сильна: физически и психологически.
Возможно, Селеш не подпадает под нынешние стандарты тенниса, который постепенно превращается в шоу-бизнес. Но этим она мне нравится еще больше. Ей было все равно, что про нее говорят, нравится кому-то или нет. Когда не соответствуешь каким-либо стандартам, бывает непросто доказывать, что ты – лучший. Но Селеш доказывала. Выходила на корт и побеждала.
Решительно невозможно было избежать параллелей между историями Клейбановой и легендарного американского велогонщика Лэнса Армстронга – пожалуй, самого известного (а с недавних пор самого опозоренного) спортсмена, победившего рак. И я такие параллели, отбросив допинг, конечно же, провел.
– Меня еще никто никогда не спрашивал про Армстронга, – сказала Алиса. – Я слышала про хоккеиста Марио Лемье, который после этого вроде как стал выступать еще лучше. Преклоняюсь перед ними обоими. Вернуться в спорт, победив рак, – очень большое достижение.
Я понимаю желание людей узнать побольше обо мне в период болезни. Но когда мне задают такие вопросы, я снова мыслями возвращаюсь в прошлое. А я не хочу туда возвращаться. Вот вы сказали сейчас о книге Армстронга, а я подумала: ведь мало кто решится публично рассказать о том, что пережил. Это тяжелая психологическая и физическая травма, которую стараешься забыть и жить дальше. И страх, и боль, когда наизнанку выворачивает все тело. И душу.
ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ КЛЕЙБАНОВА ИГРАЛА ТОЛЬКО В АМЕРИКЕ
Результаты Алисы Клейбановой после того, как стало известно о ее болезни
Год |
Месяц |
Турнир |
Призовой фонд, $ |
Результат |
Матчи |
2012 |
март |
Майами |
4 828 050 |
1/32 |
1-1 |
2013 |
май |
Лэндсвилл |
10 000 |
Титул |
5-0 |
2013 |
июнь |
Баффало |
10 000 |
Финал |
4-1 |
2013 |
июль |
Сакраменто |
50 000 |
1/4 |
5-1* |
2013 |
август |
Торонто |
2 369 000 |
1/32 |
0-1 |
2013 |
август |
Цинциннати |
2 369 000 |
1/16 |
1-1 |
* C учетом квалификации.