Осталось каких-то четыре месяца. 22 сентября – венец полугодичного эксперимента "СЭ" и IRONSTAR. Простой журналист выйдет на старт самых тяжелых однодневных соревнований в мире. Очень надеюсь, что через пару дней после этого смогу написать репортаж о том, сколько соленой воды пришлось выпить за 3,86 км, как чувствовала себя пятая точка где-нибудь на 160-м километре велоэтапа и какие мысли лезли в голову, когда после этого всего бежал марафон.
Пока же расскажу о первых полутора месяцах подготовки.
ПРЕЗЕНТ ОТ КОРОТЫШКИНА И СОВЕТ ОТ ЧУПКОВА
Если изначально прохождение каждой из трех дисциплин триатлона представлялось мне смутно и размыто, то теперь картинка постепенно проясняется. И чего ждать от плавательного этапа, я уже хотя бы примерно представляю.
Оказалось, что при более или менее регулярных занятиях проплывать 3 км за тренировку – совершенно нормально. Понятно, что 25-метровый бассейн, где только и успеваешь отталкиваться от бортика, и открытая вода, в которой из-за одновременного старта большого количества участников бывает настоящая мясорубка, – совсем разные истории. Но все-таки на фоне бесконечно длинных вело и бегового этапов 1,5-2 ч работы в воде представляются скорее разминкой, из которой нужно выйти по максимуму сохранив запас сил и заряд энергии.
Научиться не уставать – вообще одна из главных задач в "железном человеке". Умение не тратить лишнего в данном случае не рекомендация, а необходимость. Иначе просто не доберешься до финиша.
Один из тренеров школы I love triathlon (раз в неделю я там плаваю и еще раз занимаюсь велоспортом) объяснил, что я плыву неэффективно – слишком часто гребу. Так можно проплыть 100, 400, пусть даже 1000 м, но у нас ведь побольше будет. На длинные дистанции гораздо эффективнее грести реже, но протягивать руку как можно дальше. Это менее энергозатратно.
Поспособствовал моему прогрессу в бассейне и вице-чемпион Олимпийских игр в Лондоне, а ныне президент Московской федерации плавания Евгений Коротышкин – он подарил кое-какой тренировочный инвентарь. В частности, "лопатки". Чемпион мира-2017 Антон Чупков посоветовал мне больше плавать с ними, чтобы научиться "цепляться за воду", – что я и делаю.
МОСКВА – НЕВЕЛОСИПЕДНЫЙ ГОРОД
Велосипед – самый тяжелый этап для меня и самый длинный для каждого из участников. Мастера проезжает 180 км и за 5 ч, но мне предстоит крутить педали, наверное, часов 7-8.
Для столь серьезных объемов нужна хорошая база. Те, кто готовится к IRONSTAR-226 с мыслью о победе, а не просто финише, регулярно выезжают на сборы. На тот же Кипр. Там все условия. А Москва, увы, пока абсолютно невелосипедный город. Набирать километры в нашей столицы практически негде.
Есть круг в Крылатском, где готовятся практически все велосипедисты, не желающие рисковать на проезжей части, но и там не все так просто. Есть серьезная опасность, что даже его, одно-единственное специализированное место в огромное городе, вскоре закроют. Предприимчивые люди хотят использовать эту территорию под строительство очередного бизнес-центра. Сколько там у нас российских гонщиков на "Джиро"? Двое? Ну-ну.
Тратиться при таких раскладах на хороший шоссейный велосипед нет никакого смысла. Меня, как и многих других, спасает RENTSTATION. Там можно взять на прокат велосипед, шлем, велотуфли и, что должно быть интересно любителям триатлона, – даже гидрокостюм для плавания. Суть в том, что люди, которые по каким-либо причинам не пользуются своим инвентарем, могут сдать его туда в аренду – и с каждого проката получать свой процент. Классический "плюс-плюс" по заветам Стивена Кови – все стороны получают только выгоду.
Я на улице успел покататься пока лишь трижды. Естественно, не обошлось без падения – с непривычки не успел "выстегнуть" туфли из педалей после торможения. Как говорится, не поваляешься – не поедешь.
По 70-80 км в итоге наматывал, но было очень тяжело. А ведь это, по идее, цветочки. Как и в плавании, тут важно научиться не уставать. Для этого нужно много практиковаться. Хотя бы по части своевременного переключения скоростей. Как кто-то справедливо заметил: "Хочешь, чтобы стало легко? Сделай тяжелее, а потом верни как было".
Нюансов вообще полно. Взять подъем. Перед ним имеет смысл поднажать и хорошенько в него поработать. 10 секунд потерпеть оказывается проще, чем мучиться полминуты в черепашьем темпе на легкой передаче.
Впереди, чувствую, у меня еще много подобных открытий.
НА НОСУ ПЕРВЫЙ ПОЛУМАРАФОН
Бег – самый доступный вид спорта, поэтому им я могу заниматься в полной мере. Пока больше 15 км не пробовал, но в следующую субботу планирую преодолеть первый в жизни полумарафон. Думаю пробежать в районе 1.45.
Где-то месяц назад случайно открыл для себя прекрасное движение – parkrun. Просто бегал кроссик и увязался за толпой бегущих – не каждый день такое встретишь. Выяснилось, что каждую субботу в 9 утра во многих парках по всему миру собираются люди – и бегут 5 км. Просто так – для себя. Все совершенно бесплатно и организовывается силами волонтеров. На забеги приходят люди самого разного уровня подготовки – от профессионалов, до пожилых любителей спорта и семей с маленькими детьми. После забегов желающие остаются и пьют чай, общаются друг с другом.
Я в своем первом забеге показал 19,40 – просто не представлял, как бежать эту дистанцию и хотел разменять 20 минут. Второй раз получилось уже 18,51. Третий – 18,33. Четвертый еще быстрее – 18,17. Наконец, в прошлую субботу – 18,15. Хотелось бы летом выбежать из 18. Скоростные тренировки дают прибавку и на длинные дистанции. Бежать 10-12 км сейчас могу чуть в более высоком темпе, чем месяц назад.
А вот касательно более серьезных забегов говорить пока сложно. Наверное, после предстоящего полумарафона понимания по этой части будет немного больше.