Корреспондент "СЭ Интернет" на открытой тренировке сборной России, которая ведет подготовку к чемпионату мира в Италии (25 сентября - 10 октября), пообщалась с двумя доигровщиками команды - Тарасом Хтеем и Юрием Бережко.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
из Новогорска
Доигровщик Тарас Хтей, один из самых опытных волейболистов в составе нынешней команды признался: самым главным испытанием для волейболистов в период подготовки стала разлука с семьями.
- Сегодня довелось услышать, как вы рассказывали одному из коллег подробности финала чемпионата мира-2002, в котором Россия уступила Бразилии на тай-брeйке. Часто вспоминаете тот матч?
- Да. На тот момент то поражение не казалось таким обидным. Но годы идут, и Россия не завоевывала серьезных титулов лет восемь, если не больше. Начинаешь невольно задумываться: почему тогда все вышло так, а не иначе. Снова прокручиваешь в голове каждый розыгрыш, особенно тот, когда Паша Абрамов, посчитав, что мяч уходит в аут, не пошел за ним. А судья показал, что аута не было. Он на самом деле он попал в линию, мы потом много раз пересматривали повтор. А ведь подача было совершенно несложной, просто ввод мяча. Жаль, когда в твоей карьере всего было два, предположим, чемпионата мира, а ты упустил такой шанс. Обидно, досадно, часто чуть ли не снится.
- Ваш партнер по команде Алексей Вербов признался, что более опытные игроки острее переживают это затянувшееся отсутствие больших побед, и перед чемпионатом мира это может пойти во вред. Согласны?
- Он совершенно прав. У игроков должна быть раскованность. Почему Бразилия всех побеждает? Они словно играючи выходят на финал и обыгрывают соперника, который, может быть, немного зажат, нервничает, боится совершить ошибку. А на тренировке эта команда, вполне возможно, показывала блестящий волейбол, но в решающий момент не справилась с грузом ответственности. Хотя до финала чемпионата мира еще далеко. Тренер правильно говорит: не нужно заглядывать вперед и стремиться быть только первыми. Если будем выигрывать каждый матч, как раз к победе и придем.
- Может, в финале Мировой лиги-2010 команде как раз раскованности и не хватило?
- Не знаю, на самом деле. Наверно, скорее уверенности в собственных силах. Ведь мы выигрывали, но до конца не верили, что так может быть. Счет 20:16, преимущество 4 очка в концовке - это очень серьезный отрыв. Но раз ту партию проиграли, значит, не хватает уверенности. Немного наглости – и никто не будет лучше нас. В сборной собраны первоклассные игроки. Как в поговорке: все равны как на подбор, с ними дядька Черномор.
- Есть уверенность, что к старту чемпионата мира получится обрести и раскованность, и уверенность в себе?
- А тут все зависит только от нас. Все эти качества получаешь от игры к игре. Сейчас мы показываем хорошую игру, все страна надеется и ждет побед. А если не идет, тогда и возникает зажатость и прочие проблемы. Сможем уверенно пройти весь турнир, будем так же играть и в финале, почему нет?
- Перед сборной стоит задача попасть в тройку вместо категоричной "победа и только победа". Вам от этого комфортнее?
- Да, наверно. Хотя, честно говоря, для меня это был сюрприз. Раньше нам говорили, что положительным результатом будет попадание в финал. А задача максимум – первое место. А сегодня прочитал в прессе, что и третье место не будет считаться провалом. У нас в команде все максималисты. Думаю, мы не зря проделали такую огромную работу. Действительно, мы находимся где-то близко к успеху, еще бы немного спортивного везения. На команду возлагаются большие надежды, будем стараться их оправдать.
- Не устали друг от друга? Все же команда провела вместе четыре месяца.
- Да, пока это, возможно, не так чувствуется, но по ходу турнира вполне может сказаться. Я замечаю, что ребята немного друг другу надоели что ли. Наверно, нужно было дать игрокам два-три свободных дня перед чемпионатом мира. Мы почти месяц не видели ни детей, ни жен. Сейчас находимся в Новогорске, и у московских ребят есть преимущество. Сегодня тренер их отпустил, и вечер они могут провести с семьями. Но половина команды – иногородние, и такой возможности у нас нет. Хотелось бы побыть с близкими, пожарить шашлык, понянчить детей. Тогда со спокойной душой можно было бы поехать на чемпионат мира. Общение с семьей – лучшее "топливо" для игрока.
- Кто-то пытался высказывать Баньоли такие пожелания?
- Это право тренера – составлять график. Он же не может ломать его под отдельных людей. Мы все профессионалы, все воспринимает адекватно. Так что никакой обиды нет. Хотелось бы конечно, но ничего страшного. Может быть, жена приедет в Италию поболеть, если дойдем туда, куда планируем.
- Если судить по открытой тренировке, с атмосферой в сборной, тем не менее, все в порядке.
- У нас отличный коллектив, об этом говорят даже те, кто был в прошлой сборной. Микроклимат в команде хороший, в мелочах, в быту. Наверно, сказалось то, что не стало разделения на возрастных игроков и молодежь. Самым старшим – 28-30 лет. И новички не зажимаются, наоборот, на тренировках они показывают просто великолепную игру.
- Опыт "стариков" наверняка еще пригодится на чемпионате мира. Где-то нужное слово сказать, плечо подставить.
- Думаю, прежде всего, в концовках нам нужно будет брать на себя больше ответственности, вот тут опыт и должен проявляться.
- Получается не думать о том, что фактически сразу после чемпионата мира предстоит с ходу входить в клубный сезон?
- Перед чемпионатом мира все постарались отбросить в сторону бытовые, семейные и прочие посторонние проблемы. Мы нацеливаемся только на этот турнир. Хотя это обычное дела для волейболиста: после сборной три-четыре дня на раскачку никто не даст, надо сразу вписываться в состав. Хорошо, что здесь несколько человек из "Локомотива-Белогорья", получается сохранять некую сыгранность. Какая-то усталость все равно будет, надеемся на поддержку тех, кто остался в клубе. Там и Спайич, и Косарев, и Ильиных, который мог бы принести немалую пользу и в сборной.
Юрий БЕРЕЖКО: "САМ ХОЧУ ВСЕ ВЫИГРАТЬ!"
Доигровщик Юрий Бережко подчеркнул: его, как и партнеров, не смущает поставленная перед командой задача попасть в тройку призеров. Также волейболист, который в межсезонье перебрался из российской суперлиги в итальянский чемпионат, рассказал о надеждах, связанных с новым этапом в его карьере.
- Как восприняли озвученную накануне федерацией задачу попасть в тройку?
- Абсолютно не важно, какие цели ставит руководство или федерация. Имеет значение лишь, какие цели ставишь ты сам для себя. Никакой нервозности от того, что нам надо занять место не ниже третьего, я не испытываю. Сам хочу все выиграть!
- После четырех месяцев тренировок насколько велика усталость от нагрузок, партнеров?
- Естественно, такое есть. Но все прекрасно понимают, что к чемпионату мира нужно иметь хорошие физические кондиции. Поэтому постоянные тренировки, длительные сборы неизбежны. Но хочется, конечно, посмотреть уже на другие команды. Любое соревнование такого уровня – это новый этап в твоей жизни.
- На недавнем "Трофее Белграда" была возможность увидеть кое-кого из будущих соперников. Какое впечатление оставили Сербия, Куба и Болгария?
- Сейчас я бы не стал судить. Все команды находятся в разных кондициях, никому не надо пока выходить на пик формы. Думаю, этот турнир стал отличным спаррингом, как у боксеров. Ведь игровая практика должна присутствовать обязательно.
- В этом году чемпионат мира пройдет в Италии, где вам предстоит играть в предстоящем сезоне в составе "Модены". Не возникает каких-то особых эмоций по этому поводу?
- Разве что самые минимальные. Думаю, человек не должен отвлекаться на что-то, кроме спорта. Есть площадка, есть волейбол. Естественно, интересно посмотреть, как будет реагировать публика. Но не так, чтобы это мешало.
- Лично вы чего ждете от этого переезда?
- Планирую просто поменять обстановку, научиться играть в волейбол. Можно сидеть на одном месте, не создавая себе никаких трудностей, и постепенно тебя все забудут. А можно поездить, поучиться, посмотреть мир. Хочется подтянуть какие-то профессиональные вещи, может, здоровье немножко подправить. Все-таки это совсем другой уровень.
- Вы имеете в виду организацию, медицинское обеспечение и подобные вещи?
- Да. Плюс тренерский состав там очень хороший. Не говорю, что в России плохой. Есть и здесь коллективы хорошие, но там все поставлено на абсолютно другой уровень.