Калининград — пожалуй, один из немногих регионов России, где волейбол сейчас — вид спорта номер один. А с учетом результатов выделяется даже на этом фоне — за первые два года существования новосозданный женский волейбольный клуб «Локомотив» завоевал два серебра чемпионата России. При этом постоянно собирает полный зал «Янтарный» на 6800 мест. С сезона-2018/19 Всероссийская федерация волейбола обязала клубы Суперлиги всерьез заниматься маркетингом и продвижением своего клуба. И даже по дороге из аэропорта в город чувствуется, что в Калининграде взялись за дело как-то уж очень по-европейски основательно. «СЭ» поговорил с руководителем одного из самых успешных клубов России о важности детей, упущенном золоте Суперлиги и том, как развивать спортивный проект в условиях, когда спорт не бывает самоокупаемым.
Сейчас Косырьков обсуждает предстоящий Кубок губернатора 27-29 августа, на который приедет и сборная России. Главный вопрос — допустят ли зрителей?
— Сильно мешает коронавирус?
— Непросто нам, как и всем. Не знаю такую отрасль, которую пандемия не задела бы. Стараемся приспособиться к этим условиям. Человек ко всему привыкает. Но, надеюсь, жизнь скоро вернется в нормальное русло, — Косырьков на удивление оптимистичен.
— Болельщиков допустят на Кубок губернатора?
— У нас на днях была встреча с региональным Роспотребнадзором, и было принято решение допустить болельщиков на трибуны — 10% от вместительности зала. Надеюсь, когда начнется клубный сезон, разрешат заполнять трибуны хотя бы на 25 процентов. Потому что спорт — это шоу. Предматчевая программа, сама игра — все это мы делаем для зрителя. Иначе смысла нет. У нас Дворец спорта «Янтарный» рассчитан на 6700 мест и почти всегда заполнен. Вы в России на волейболе больше нигде не увидите такой атмосферы.
— Клубу два года. Если поставить на паузу и проанализировать промежуточные итоги — вы довольны тем, как «Локомотив» развивается?
— Когда мы обсуждали с РЖД и губернатором Антоном Алихановым проект развития клуба, то речь шла о том, что бронзовые медали мы планируем выиграть через три года. С приставкой — если все сложится (смеется). В первые два сезона рассчитывали на четвертое — пятое место и путевку в еврокубки. Так что опережаем график. Мы сами подняли для себя планку. Всегда хочется чего-то большего.
Но вообще подход к делу в клубе глобальный и местом в турнирной таблице не исчерпывается. У нас как-то не все это осознают, но основа развития клуба — детский волейбол. И мы уже смогли выстроить своеобразную пирамиду. Есть детский турнир «Локоволей», который активно развивается. Есть спортивная школа. У нас есть успехи и на уровне областных команд, в прошлом году две молодежные сборные попали в финал первенства страны, одна из них впервые в истории области стала четвертой в России. Следующая ступень — молодежная команда. В этом году построили и сдали детский интернат в Зеленоградске. Девочки из «молодежки» живут на первой линии моря, до школы — пять минут ходьбы. Где еще такие условия?! И как вершина пирамиды — клуб Суперлиги. Надеюсь, что через несколько лет мы сможем пополнять состав уже собственными воспитанниками.
— Какие задачи у «Локомотива» на следующий сезон?
— Еще предстоит встреча с руководством РЖД, правительством Калининградской области, где и будут озвучены наши цели. Отталкиваясь от того, что в двух предыдущих сезонах мы стали серебряными призерами, ниже опускаться нельзя. Так что на этот раз задачи в Суперлиге будут максимальными. В Лиге чемпионов — выйти из группы. А там в плей-офф произойти уже может все что угодно. Я вообще по жизни — максималист. Играть в той же Лиге чемпионов только для того, чтобы просто «побороться в группе»? Это неспортивный подход. Да, в прошлом сезоне нам в Лиге чемпионов не повезло. Как футбольному «Локомотиву» в группе достались «Атлетико» и «Ювентус», так и нам — «Савино Дель Бене» и «Вакыфбанк» — два суперклуба. И мы бились с ними практически на равных. И Калининград увидел два, пожалуй, самых ярких матча прошлой Лиги чемпионов. Да, оба раза мы уступили в пяти партиях. Но это те поражения, за которые не стыдно.
— Сложно было собирать команду в первый сезон?
— Да, непросто. И я очень благодарен тому коллективу, который провел первый в истории клуба чемпионат и выиграл первые медали. Далеко не каждый игрок готов перейти в команду, создаваемую с нуля. Люди вообще любят стабильность. Сейчас нам несколько проще. Все уже знают, какие условия для игроков созданы в клубе, какой замечательный город Калининград и какой здесь статус у волейбола. Многие волейболистки говорят, мол, круто было бы у вас поиграть. Это лестно слышать. Значит, тренеры, менеджеры, которые работают в «Локомотиве», постарались.
— На клубную электронную почту приходят заявления «возьмите меня»?
— Кстати, да. Вот на прошлой неделе пришло письмо от юной волейболистки с просьбой рассмотреть ее кандидатуру в молодежную команду. И такие послания появляются регулярно. Родители молодых игроков звонят, с просьбой взять их детей. И это логично — сначала ты работаешь на репутацию, а потом репутация работает на тебя. Хотя еще два года назад, перед стартом первого нашего сезона мы молодежную команду собирали буквально по крупицам. Снимали девочкам квартиры, при этом очень строго за ними следили. Тренерский штаб, сотрудники клуба ежедневно и очень тщательно контролировали девчонок. Чтобы в 22 часа был отбой.
— А как же личная свобода?
— Это спорт, и здесь нужна дисциплина, закладывать которую необходимо с детства. Девочки должны понимать, что сейчас на их место по пять кандидатов. Поэтому, если хотите добиться результата, то нужно работать и где-то терпеть. Не стоит забывать то, что родители доверили нам своих детей. И мы несем за них ответственность.
— Система у «Локо» отстроена круто — убедили. Но давайте вернемся к теме золота Суперлиги. Оно же могло быть у вас, если бы не та поездка на Сахалин резервным составом. Поражение оставило команду на втором месте. Не обидно?
— На тот момент мы все делали правильно. Тогда еще никто и подумать не мог о пандемии. Поставьте себя на наше место. Лидерам той команды было за 30 лет — Бояна Дрча, Ана Клегер, Екатерина Орлова, Юлия Подскальная... Только поездка на Сахалин — туда и обратно — занимает 39 часов! А через день после возвращения нам надо было лететь в Краснодар на первый матч четвертьфинала. А ведь плей-офф — это отдельная история, на него все настраиваются особо. Тогда два матча с «Динамо» (Краснодар) получились очень непростыми. Так что, повторюсь, на тот момент мы поступили верно.
— Дальние перелеты — это проблема? Может, как в КХЛ, сделать конференции?
— У нас все-таки команд поменьше — на Запад и Восток не разделишь. Но я очень рад, что у нашего вида спорта такая широкая география и на Сахалине есть профессиональный волейбол. Жаль, что они опустились в Высшую лигу А.
— Разрешите спровоцировать — Казань полноценный чемпион в ваших глазах?
— Ну в финале бы мы с ними побились! (Смеется.) Но они заслужили чемпионство, ничего не скажешь.
— На Кубке губернатора отыграетесь?
— Составы уже другие, конечно... Но нам бы хотелось выиграть этот турнир. Чтобы Кубок нашего губернатора остался бы в Калининграде. И турнир будет особенным, потому что Всероссийская федерация волейбола на нем проведет награждение трех призеров Суперлиги. Нам особенно приятно получить свои награды дома.
— Зарубежные клубы и ли сборные пригласить на турнир было совсем нереально?
— Сейчас это сделать невозможно. Не везде визовые центры работают. Даже рейсов в нашу страну нет. С легионерами до сих пор проблемы! Нам только недавно разрешили приглашения для них делать. Надеюсь, наша новая связующая Лаура Дейкема из Голландии подъедет в середине августа.
— В Калининграде в 2022 году пройдут и матчи мужского чемпионата мира по волейболу. Это шанс для популяризации волейбола этого вида спорта? Реально ли будет увидеть что-то похожее на атмосферу футбольного чемпионата мира?
— Еще как. Это будет грандиозное событие для всего мирового спорта. Я уверен, в Калининграде все пройдет на самом высоком уровне. Тем более, есть опыт проведения футбольного чемпионата мира. И болельщиков будет много. Рядом с Калининградом — Польша, где волейбол один из самых любимых видов спорта. Германия недалеко, там тоже волейбол популярен. Не сомневаюсь, зал будет заполнен до отказа. Планируем открыть и специальные фан-зоны. Мне кажется, мы проведем грандиозный чемпионат мира.
— Про выступление сборной России на чемпионате мира по футболу как-то жестко высказалась Екатерина Гамова — мол, футболистам дают звания заслуженных мастеров спорта за выход в 1/4 финала, а волейбольные успехи так не ценятся. Есть доля правды?
— Так скажу: если у наших футболистов попадание в четвертьфинал считается отличным результатом, за который можно дать ЗМС, то в волейболе такое звание присваивается за победу на чемпионате мира и Олимпийских играх. Которые, кстати, наши сборные не раз выигрывали. А дальше каждый пусть решает сам, что заслуженно, а что — нет.
— Спорт в России в большинстве случаев финансируется на государственном уровне. Спортивные клубы для госкорпораций — социальная нагрузка. И если в футболе у них нет прибыли, то в волейболе — тем более, извините, если вам неприятно это слышать. Правильная интерпретация или есть нюансы?
— Это важная тема. Расскажу вам, как я вижу эту ситуацию. Ни один клуб в России, хоккейный, футбольный или волейбольный, не будет в прибыли. Бессмысленно спорить. Слишком большая у нас затратная часть, а компенсировать ее невозможно за счет получаемой выручки. Тот же итальянский «Ювентус» только за счет продажи футболок Роналду за два месяца отбивает половину его контракта. В России это нереально. За счет проданных билетов тоже невозможно выйти на самоокупаемость. Но — есть большая разница, стремишься ты хотя бы к этой самоокупаемости или нет. Один вариант — стараться город заразить любимым видом спорта, поддержкой клуба. Другой подход — сидеть ровно на месте, зная, что у тебя есть какой-то бюджет и не думать о большем.
— Как увидеть разницу?
— Мы за два сезона получили несколько наград от Всероссийской федерации волейбола — за лучшую посещаемость, за работу соцсетей и маркетинг, за лучшую организацию матчей. Мы много уделяем внимание рекламе. Не надо стесняться «пиариться»! Да, мы стараемся работать в разных направлениях. Наш генеральный спонсор — РЖД. Но есть и другие партнеры из абсолютно разных отраслей, с которыми мы сотрудничаем. Стараемся это делать на безвозмездной основе. Например, Кузбасская топливная компания. Казалось бы, где Кузбасс и где Калининградская область? Но она в первый год существования подарила нам автобус. Мы тесно работаем с региональными СМИ — радио, печатные и интернет-издания, телевидение. Без этого невозможно привлечь болельщиков, познакомить их с командой, поддерживать интерес к клубу, к волейболу. При всем этом у нас билеты на игры стоят недорого по сравнению с большинством других видов спорта.
— Сложно игроков убеждать пиариться?
— Это часть их работы. Участие в рекламных акциях — обязанность по контракту. Понимаю, хочется выходной провести с семьей. Но час или два для продвижения клуба всегда можно найти. Ведь волейболисткам самим нравится, когда зал заполнен — при полных трибунах играть намного приятнее.
Другая сторона процесса в том, что мы стараемся привлекать внимание не только к себе, но и сами помогать людям. У нас, например, есть подопечные — воспитанники социального приюта в Правдинске, называется «Берег надежды». Игроки, тренерский штаб сами собирают деньги для них. Покупаем подарки, ездим в гости. Дети бывают на всех домашних матчах «Локомотива». Даже о братьях наших меньших не забываем. Сейчас, в пандемию, был тяжелый период для калининградского зоопарка, но игроки, персонал клуба помогли, корм закупили.
Да, в спорте в России сложно найти чистую бизнес-историю. Но так или иначе — он все равно для нас всех, для нашего досуга, эмоций, хорошего времяпрепровождения. Надо просто работать для людей.