6 декабря 2019, 00:15
Дмитрий Дзукаев — руководитель московского спинального нейрохирургического центра ГКБ № 67, специализируется на лечении заболеваний и травм позвоночника.
В предыдущей колонке я отмечал, что в спорте самую серьезную нагрузку на шейный отдел позвоночника испытывают борцы. Особенно «вольники». Во время схватки тебя хватают за шею, выворачивают, бьют головой о ковер, ты сам в него упираешься, пытаясь выкрутиться...
Неудивительно, что среди пациентов нашей клиники борцов хватает. Но случай Сослана Рамонова, олимпийского чемпиона Рио-2016 в категории до 65 кг, стоит особняком.
Мы познакомились весной 2016-го. Он приехал на консультацию, пожаловался на сильные боли в шейном отделе позвоночника. Выполнив МРТ, поняли, что виной всему грыжа между 6-м и 7-м позвонками. Сразу встал вопрос об операции. Но тогда Рамонов не успел бы восстановиться к чемпионату России, на котором отбирали борцов в олимпийскую заявку.
Решили попробовать консервативное лечение. Разработали комплекс упражнений, позволяющий закачать шейный отдел и нейтрализовать воздействие на нервные структуры позвоночника. Месяц Сослан провел в нашем реабилитационном центре и в конце мая улетел в Якутск на чемпионат России. Выиграл, получил путевку в Рио. Ну а там сокрушил всех. В финале в одну калитку вынес олимпийского чемпиона-2012 Тогрула Аскерова из Азербайджана!
Время спустя грыжа вновь дала о себе знать. У Рамонова пропала скорость, фирменные броски не проходили. Немела рука, ослаб захват, он уже не мог упираться головой в корпус соперника. Боль нарастала с каждым днем.
Когда приехал к нам на обследование, стало ясно — без хирургического вмешательства теперь точно не обойтись. Причем думать в первую очередь следовало не о продолжении карьеры. А о том, как избежать инвалидности. Грыжа была уже настолько велика, что сдавливала нерв и спинной мозг, повреждение которое может привести к полному параличу.
Перед сложнейшими операциями на позвоночнике пациенты обычно спрашивают: «Я выживу? Какие риски? Смогу самостоятельно передвигаться?» От Рамонова этого не слышал. Ни разу! Твердил об одном: «Доктор, я хочу бороться. Сделайте так, чтобы поскорее приступил к тренировкам».
Он и во время реабилитационного периода поражал запредельным настроем. Среди наших пациентов бывают спортсмены, которые говорят, мол, вернусь на высокий уровень, у меня амбиции, характер, то, се... Но заглядываешь в глаза — а там пустота. И ты понимаешь — это лишь красивые слова.
У Рамонова глаза горели. Было видно — ради возвращения на ковер парень действительно готов на все. Невероятно волевой!
Но сначала была операция. 5 декабря 2018-го мы устранили крайне опасную компрессию спинного мозга, удалили грыжу между 6-м и 7-м шейными позвонками, скрепили их титановой пластиной.
После такого обычно прописывают абсолютный покой. На два-три месяца. А Сослан уже через неделю в нашем реабилитационном центре приступил к растяжке и силовым упражнениям. Оберегая шейный отдел, нагружал остальные группы мышц. И уже к середине февраля с точки зрения «физики» был в порядке. Особенно впечатляла устойчивость на специальной балансировочной платформе. На которой трудно сохранять равновесие просто за стенку держась. А он стоял на одной ноге, невзирая на попытки инструктора сбросить Сослана с этой штуковины. Кому интересно, могут открыть Instagram Рамонова, посмотреть видео.
Он не сомневался, что восстановится и продолжит карьеру. Хотя ни в одной клинике ему бы этого не советовали. Либо отнеслись к подобной перспективе скептически. А мы поставили задачу не только вылечить спортсмена, но и сделать все, чтобы он попал на Олимпиаду в Токио-2020.
Его соперники, прочитав колонку, возможно, подумают: ага, сейчас шея — самое уязвимое место Рамонова. Туда и нужно бить. Разочарую! Вмонтированная конструкция сделала его позвоночник прочнее и надежнее, чем все остальные позвоночники мира!
Октябрьский турнир в Грозном, где Сослан дошел до финала, стал для него первым стартом после паузы длиной почти в год. На очереди выступление во Владикавказе. Тренеры сборной России отмечают, что Сослан стремительно набирает форму. Вернулась скорость, сила, уверенность. Он становится прежним Рамоновым. О котором еще недавно говорили, что это самый быстрый борец на планете. Надеюсь, следующим летом будем болеть за него в Токио.
Впрочем, как бы не складывалась дальнейшая карьера Рамонова, для меня он уже победитель. Потому что после таких операций в борьбу еще никто не возвращался.