Греко-римская

9 сентября 2015, 09:30

Махов и Курак до золота не дотянули

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Итоговым медальным результатом россиян стали во второй день чемпионата мира стали две бронзы, одну из которых завоевал Адам Курак (до 71 кг), вторую – трехкратный чемпион мира Билял Махов.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Лас-Вегаса

Во второй день соревнований борцы греко-римского стиля разыграли награды в четырех видах, два из которых – категории до 71 и 80 кг – не являются олимпийскими. Наиболее драматичным поединком утренней части турнира во вторник стала встреча Махова и двукратного олимпийского чемпиона Михала Лопеса – они встречались в первом круге. Победу в этой схватке с минимальным преимуществом в один балл одержал кубинец, после чего российским болельщикам невольно пришлось переключить свои симпатии именно на Лопеса: шанс завоевать олимпийскую лицензию оставался у Махова лишь в том случае, если никто из соперников не сумеет остановить кубинца на пути к финалу.

Результат поединка с кубинцем стал для Махова достаточно тяжелым ударом. Вся подготовка к чемпионату мира шла у борца с лейтмотивом, что он чувствует в себе достаточно сил, чтобы биться за победу в двух видах борьбы – греко-римской и вольной. При этом главный тренер "греко-римлян" пятикратный чемпион мира Гоги Когуашвили до последнего был против того, чтобы "его" спортсмен распылял себя еще и на вольную категорию.

Видимость, что эти два стиля можно совместить, довольно обманчива. Сделать это пытались многие. Добивались успеха – единицы. Например, эстонец Август Энглас, который выиграл свой первый чемпионат мира в статусе вольника, а уже следующий титул (через год) добыл как классик.

Но то было более шестидесяти лет назад, когда сам Энглас входил в сборную СССР – команду, спортсмены которой заведомо выходили на мировой помост, не имея слабых сторон. Да и сама борьба была иной – гораздо менее динамичной.

Считается, что переходить из греко-римской борьбы в вольную несколько проще, нежели наоборот: первый вид требует гораздо более мощного плечевого пояса и рук, а значит, большей работы и большего опыта. Из "греко-римлян" в свое время пришел американец Брэндон Слэй, причем помимо своего увлечения единоборствами парень серьезно занимался американским футболом и даже становился со своей командой чемпионом штата. Другими словами, представлял собой в физическом плане гору хорошо прокачанных и достаточно быстрых мышц. На своих единственных олимпийских Играх – в Сиднее – Слэй в первой же схватке победил российского олимпийского чемпиона Бувайсара Сайтиева, затем дошел до финала, где уступил немцу Александру Лайпольду. Но стал, тем не менее, чемпионом: после того, как Лайпольда дисквалифицировали за присутствие в его допинг-пробе анаболических стероидов, его золотая медаль перешла к американцу.

Махов шел иным путем: начинал, как вольник и до Игр в Лондоне выиграл три золота и серебро мировых первенств. На Олимпиаду Билял ехал побеждать, но вернулся в итоге лишь с бронзой. Тогда-то он и задумался о перемене специализации.

С Лопесом российский борец встречался лишь однажды – на прошлогоднем мировом первенстве в Ташкенте. И тоже проиграл – уступил сопернику один балл из-за того, что пропустил накат. Просто по тогдашним правилам этот прием оценивался в балл, по нынешним – в два.

Надо отдать кубинцу должное: он досконально изучил стиль россиянина и просто ни разу не дал ему возможности почувствовать себя в достаточной степени комфортно, чтобы провести хотя бы один захват. Сыграла роль и иезуитская жеребьевка: противостоять совершенно свежему и гораздо более тяжелому кубинцу для Махова оказалось слишком сложной задачей.

По мере продвижения Лопеса к финалу факт встречи российского и кубинского борцов в первом круге выглядел все более абсурдно: все-таки эти двое были заметно сильнее прочих, что подтверждали и результаты. По правилам Махову (чтобы дойти до матча за третье место) нужно было встретиться с теми, кого обыграл Лопес – бронзовым призером Олимпийских игр в Пекине литовцем Миндаугасом Мицгайтисом и двукратным чемпионом мира-2006 и 2013 эстонцем Хейки Наби.

Обоих российский борец разгромил, причем Мицгайтис покинул ковер со сломанной рукой – неудачно приземлился после броска. Махова же ждал матч за бронзу с американцем Робертом Смитом, с которым Лопес разделался в полуфинале досрочно.

В вечерней части соревнований за медаль кроме Махова боролся (и то в неолимпийской категории) лишь Адам Курак. Евгений Салеев (еще одна неолимпийская категория – до 80-ти кг) выбыл из борьбы в четвертьфинале – проиграл там грузину Лаши Гобадзе.

Поединок Махова за бронзу отчаянно накпоминал другой, 15-летней давности – тот, что случился в олимпийском Сиднее между трехкратным олимпийским чемпионом Александром Карелиным и американцем Гарднером с живописным именем Рулон. Смит имел аналогичную "рулонную" комплекцию с массивным животом и еще более массивным задом, а руки и лицо борца были украшены татуировками и бородой.

К счастью на этом сходство с печально известным карелинским поединком заканчивалось: если в Сиднее все решил единственный балл, крайне сомнительно заработанный американцем в принудительном захвате, то в Лас-Вегасе к третьей минуте встречи Махов уже вел в счете 7:0.

И тут, когда итог вроде бы был предрешен, начались крайне неприятные сюрпризы. На последних секундах первой половины встречи американец броском отыграл у российского борца два балла, на первых секундах второго периода – еще два и снова броском. К исходу пятой минуты счет на табло был 9:8 в пользу Махова, что с одной стороны не укладывалось в голове, а с другой невольно заставляло в который раз вспомнить знаменитое карелинское: "На ковер люди не из больниц приходят" – сколь бы нелепая внешность у них ни была.

После того, как бронза, а с ней и лицензия, ценой совершенно невероятных усилий были наконец добыты, Махов еле держался на ногах. Долго восстанавливал дыхание в микст-зоне, потом сказал:

– Не знаю, что случилось. Может быть дело в третьем дне акклиматизации – меня просто "накрыло" в какой-то момент. Вообще не понимал, что происходит, работал на автопилоте. Даже странно – сами видели, как я начал бороться, а потом вдруг в одну секунду все переменилось. С утра тоже сонливое состояние было – видно все-таки не удалось мне проскочить акклиматизацию без последствий.

– То есть шанса выиграть в утреннем поединке у Лопеса тоже не было?

– Шанс был. Я сам недоработал – не выполнил установку тренеров.

– В чем она заключалась?

– Долгая история.

– А если бы вы встречались с кубинцем в финале?

– Думаю, все было бы совсем иначе в этом случае. В финале совершенно иной настрой, иная мотивация, иной адреналин.

– Не жалеете сейчас, что участвуете в этом чемпионате сразу в двух турнирах?

– Наоборот. К тому времени, как начнут соревноваться вольники, думаю, прийду в себя и все станет иначе.

– Понимаете, что теперь от вас будут ждать только золота?

– Понимаю. Прошу меня простить за то, что не получилось сегодня.

А завершился вечер все-таки сенсацией: в финале супертяжелой категории Лопес не сумел одолеть турка Ризу Каялпа: потерял балл и так и не смог его отыграть.

Чемпионат мира. Греко-римская борьба. До 59 кг. 1. Борреро (Куба). 2. Байрамов (Азербайджан). 3. Вон Чол Юн (КНДР) и Кебиспаев (Казахстан)… 13. МАРЯНЯН. До 71 кг. 1. Чунаев (Азербайджан) 2. Варданян (Украина). 3. КУРАК и Таллрот (Швеция). До 80 кг. 1. Чеби (Турция). 2. Сасуновский (Белоруссия). 3. Гадерян (Иран) и Гобадзе (Грузия)… 8. САЛЕЕВ. До 130 кг. 1. Каялп (Турция). 2. Лопес (Куба). 3. МАХОВ и Чернецкий (Украина).