9 апреля 2018, 17:00

Борцы объявили войну бойкотам. Что они придумали?

Владимир Иванов
Обозреватель
Президент Объединенного мира борьбы Ненад Лалович собирается сделать так, чтобы большой спорт оставался все политики

В последнее время в спортивном мире все больше хаоса. Рейтинги во многих видах падают, скандалы зашкаливают, а теперь появилась новая мода – внезапные недопуски, бойкоты и неприезды на соревнования. Причем зачастую, в ущерб исключительно себе. Спорт все еще обладает удивительной способностью объединять, чему пример – недавнее выступление объединенной команды Южной и Северной Кореи на Играх в Пхенчхане. Однако в последнее время он все чаще используется в противоположных целях.

Не так давно ряд биатлонистов отказался ехать на этап Кубка мира в Тюмени. В скандал превратился Кубок мира по борьбе в США – россиянам отказали в выдаче виз, а иранцы сами бойкотировали турнир. Самое же абсурдное решение принято украинскими властями – они вообще запретили своим спортсменам выступать на территории России. В результате чего атлеты теряют деньги, рейтинговые очки, лицензии на крупные соревнования.

Так, например, прославленный "классик", чемпион мира и серебряный призер Олимпиады Жан Беленюк уже высказал опасения, что в случае пропуска чемпионата Европы, который пройдет в начале мая в Каспийске, его команде могут запретить выступать на последующем чемпионате мира, что чревато проблемами с квалификацией на Игры-2020. При этом российская сторона видеть украинских спортсменов будет только рада. О чем во время визита в Дагестан был еще раз проинформирован президент Объединенного мира борьбы (UWW) Ненад Лалович.

В СТРАНАХ, КОТОРЫЕ ЗАПРЕЩАЮТ ВЪЕЗД ДРУГИМ, ТУРНИРОВ НЕ БУДЕТ

В 1980-е годы прошлого века уже была ситуация, когда страны пачками бойкотировали крупнейшие спортивные события, включая Олимпийские игры. Понимая тупиковость такого подхода и осознавая, что он ведет к развалу спортивного движения, опытнейший политик Хуан Антонио Самаранч, возглавлявший в то время Международный олимпийский комитет (МОК), добился внесения правок в устав МОК, согласно которым государство, бойкотирующее Олимпиаду по политическим причинам, автоматически пропустит и следующие Игры, а также может быть исключено из МОК.

Вероятно, только столь же кардинальными мерами можно устаканить и нынешнюю ситуацию. И пока некоторые президенты международных федераций хлопают глазами, думая только о том, как держать хвост по ветру, кто-то принимает меры. Так раздосадованный Лалович во время пресс-конференции на Кубке мира в США заявил следующее:

– Некоторые страны позволяют политике вмешиваться в спортивные соревнования. В случае с борьбой эта проблема существует среди наших ключевых партнеров. Если каждый политический конфликт будет переходить на спортивную арену, а мы не сможем этому противостоять, то это поставит под удар весь спорт. Каждая страна и каждый олимпийский вид спорта должны уважать Олимпийскую хартию. Мы никогда не допустим неуважения к каким-либо странам-участникам, как и МОК. UWW сейчас проверяет все города-устроители турниров, а также национальные федерации, чтобы убедиться, что они не участвуют в политических спорах, которые могут пойти в разрез с идеей об открытой и честной борьбе. В странах, в том числе, запрещающих въезд другим странам, турниры проводиться не будут.

Вскоре после этого появилось сообщение, что юношеский чемпионат Европы, который должен был пройти в конце апреля в Киеве, перенесен на середину мая в македонский Скопье. Украинские власти не собирались пускать в свою страну представителей Косово и часть российской делегации.

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО

Неизвестно, когда теперь и США получат крупный борцовский турнир. Лалович известен тем, что не боится плыть против течения. В марте, например, сербский чиновник в интервью insidethegames.biz выступил в роли примирителя между Всероссийской (ВФЛА) и Международной (ИААФ) федерациями легкой атлетики, озвучив логичную, но непопулярную в спортивно-политических европейских кругах позицию.

– Есть условия, которые русские выполнили, есть, которые нет. Но некоторые из них принять действительно трудно, – посетовал Лалович. – Например, признать доклад Макларена. Получается, они должны принять то, что не принял CAS. Это сложно. Два месяца назад я читал, что российская легкая атлетика на хорошем пути к решению проблем, а потом вдруг ИААФ говорит о возможном полном исключении российской легкой атлетики. Эти перемены настроения за два месяца кажутся немного странными. Возможно, случилось что-то, о чем мы не знаем. Но я убежден, переговоры – единственное решение. Правда всегда где-то посередине и выход из этой сложной ситуации должен существовать. Он пойдет на пользу всем.

Увы, ждать благоразумия и логики от IAAF не приходится. Там изначально контрпродуктивная позиция: "Мы главные и вы должны делать то, что скажем". А грамотного переговорщика, который убедил бы, что не все так просто, у нас нет.

Но можно порадоваться, что есть еще федерации, которые настроены на здравый смысл и диалог. Где борются с бойкотами. Где хотя бы пытаются отделить спорт от политики и стремятся к тому, чтобы двери в домах на одной улице были открыты для соседей, а на входе в подъезды не стоял суровый фейс-контроль. Где помнят кота Леопольда, который всегда призывал жить дружно. В спорте сейчас этого очень не хватает.

9