6 октября 2013, 21:45

Подвиг Мустафиной

СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА. ЧЕМПИОНАТ МИРА

Олимпийская чемпионка Алия Мустафина, выступавшая в Антверпене "на зубах", принесла сборной России три медали из четырех, в том числе единственное золото.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Антверпена

За три заключительных дня чемпионата наши завоевали в Антверпене одну золотую, две бронзовые и одну серебряную медали. Три первые награды принесла команде Алия Мустафина, впервые ставшая чемпионкой мира на бревне, а также получившая бронзу в многоборье и на брусьях. Чемпион Европы-2012 Александр Баландин выиграл серебро в своем коронном виде программы – на кольцах.

ПАТЕНТ НА СЛОЖНОСТЬ

Накануне первого финала – в мужском многоборье – в пресс-центре появилась распечатка с перечнем гимнастических элементов, которые впервые были показаны именно в Антверпене и по традиции получают имена спортсменов, эти элементы выполнивших. Когда я подошла в зале к тренеру Баландина Виталию Бубновскому, чтобы узнать правильное "гимнастическое" название элемента, получившего имя его ученика, тренер махнул рукой: "Это долго объяснять, да и ни к чему. Напишите просто – Баландин-3".

По-хорошему, судьям, оценивавшим мужской финал на кольцах, стоило принять во внимание тот факт, что российский спортсмен уже третий раз становится владельцем своеобразного патента на сложность. Тем более что отработал Александр блистательно, показав самую сложную по базовой стоимости комбинацию. Но не сложилось. Золото отдали олимпийскому чемпиону Артуру Набаретте Занетти. И осталось ощущение, что лондонский титул бразильца не был оставлен судьями без внимания.

Мустафина была заметно расстроена своей второй бронзой. Не на такой результат рассчитывала олимпийская чемпионка на своих любимых брусьях, хотя все получилось объяснимо: базовая стоимость комбинации Мустафиной в финале оказалась на 0,2 ниже, чем на том же снаряде днем ранее, – в многоборье. Плюс от накопившейся за дни выступлений усталости Мустафина уже едва таскала ноги.

Достаточно неожиданным получилось серьезное падение с брусьев китаянки Циньнань Яо, показавшей в Антверпене и в квалификации, и в финале многоборья наиболее сложную программу ("база" – 6,9) и самый высокий результат. С другой стороны, тем и непредсказуемы послеолимпийские чемпионаты: начинается массовое усложнение программ, подгонка комбинаций под изменившиеся правила, и как следствие – падает стабильность. Можно оказаться в выигрыше – как у той же Циньнань Яо на брусьях в многоборье, когда она получила 15,333, а можно потерять все, что и произошло с китаянкой в финале отдельного вида.

Теми же причинами объясняется целая серия падений на бревне в женском финале многоборья. Не случись их, Мустафина вполне могла бы остаться без медали. С другой стороны, гимнастика – это еще и умение не упасть. Именно поэтому первая бронза Алии стала без преувеличения выдающимся результатом.

Она и сама сказала по этому поводу:

– Цель, собственно, заключалась в том, чтобы выполнить целиком ту усложненную программу, которую мы сделали на брусьях. И не упасть ни на одном из снарядов.

А на вопрос о том, что именно помешало на равных бороться с двумя американками, Мустафина ответила:

– Не хватило здоровья...

С ЛУНЫ – НА ПОМОСТ

В этом сезоне на Мустафину свалилась гораздо более серьезная нагрузка, нежели на любую другую гимнастку сборной. Она прекрасно отработала чемпионат Европы в апреле, взяв золото в абсолютном первенстве и на брусьях. Потом выиграла четыре медали на июльской Универсиаде в Казани, причем лишь одна из наград (на бревне) стала серебряной, а не золотой. А в Антверпене все три медали Мустафиной были добыты "на зубах". В точности по прогнозу известной в прошлом гимнастки, олимпийской чемпионки Лидии Ивановой, сказавшей накануне чемпионата: "Рассчитывать, боюсь, мы сможем только на Алию. Причем не столько на ее готовность, сколько на характер".

Главный тренер российской сборной Андрей Родионенко, как и его супруга Валентина, ставшая после Игр в Лондоне старшим тренером женской и мужской сборных, сделали до начала чемпионата все возможное, чтобы внушить общественности мысль, проходившую лейтмотивом сквозь их интервью: в сборной все травмированы. А кто не травмирован, тот болен и борется с инфекцией. То есть рассчитывать на высокий результат в Бельгии заведомо не приходится.

Звучало и объяснение свалившемуся на команду количеству напастей: мол, женская сборная, которую болячки и травмы коснулись в большей степени, была просто до последнего предела выхолощена олимпийским сезоном. В частности, действиями прежнего старшего тренера Александра Александрова, который попросту "загнал" команду.

Когда я озвучила эту версию на трибуне, откуда в субботу наблюдали за соревнованиями олимпийские чемпионы прошлых лет, включая Наталью Шапошникову, Светлану Богинскую, Богдана Макуца, Игоря Коробчинского, Валерия Беленького, они лишь недоуменно переглянулись: списывать отсутствие результата на травмы в их кругу всегда считалось не очень приличным. "Знаете, – сказал Беленький, – жаловаться на последнем старте сезона на травмы может разве что тот, кто упал на помост с Луны. По-вашему, все остальные выступают без травм? Такого в спортивной гимнастике нет и никогда не было".

Версия о выхолощенности женской команды после Лондона тоже не выдерживает никакой критики.

То, что Олимпийские игры влекут за собой мощный физиологический спад, понятно любому профессиональному тренеру. Это отнюдь не гимнастический феномен. Можно вспомнить выигравшего три золота в плавании на Играх в Барселоне и через год сошедшего Евгения Садового, двукратного олимпийского чемпиона Атланты Дениса Панкратова, чьи результаты больше никогда не поднимались до олимпийского уровня, фигуриста Алексея Ягудина, заплатившего тазобедренным суставом за олимпийское сверхнапряжение Солт-Лейк-Сити, или даже Евгения Плющенко, который ушел из спорта сразу после победы в Турине и нашел в себе силы вернуться на любительский лед лишь через три года.

Другими словами, примеров такого плана в спорте всегда хватало. Совершенно не исключаю, что после Лондона "накрыло" и Мустафину, и Викторию Комову, и Ксению Афанасьеву, и Марию Пасеку, вернувшихся с Игр с медалями.

Загнанность команды накануне приезда в Бельгию, безусловно, имела место. Просто, если принять версию, что усталость была накоплена еще год назад, сразу возникает слишком много вопросов. Почему, например, сборную, невзирая на ее состояние, погнали начиная с весны по всем стартам, даже не попытавшись от каких-то из них отказаться? Зачем, в частности, нужно было отправлять ту же Мустафину на Универсиаду в Казань, скоропостижно выписав ее из больницы?

По поводу чемпионки мира и вице-чемпионки Олимпийских игр Виктории Комовой одним из близких к команде людей мне было честно сказано: в состоянии спортсменки нет ничего удивительного. Вику выписали из больницы с недолеченным инфекционным заболеванием, и первая же серьезная нагрузка дала осложнение в виде менингита. Не могла не дать.

Не очень понятно и то, зачем нужно было заявлять в Антверпене в квалификационный турнир Татьяну Набиеву, хотя было совершенно очевидно, что у спортсменки – достаточно тяжелое сотрясение мозга, полученное на одной из последних тренировок. На помосте Татьяна, по ее собственным словам, с трудом контролировала свои действия и начинала "плыть" уже от того, что слишком яркий свет софитов попадает в глаза. Ради чего эти крайние меры? В надежде, что вдруг "прокатит"?

Понятно, что Андрей Родионенко стал в какой-то степени заложником сложившейся ситуации: признать вслух перед журналистами, что июльский старт команды в Казани был вынужденным исполнением приказа вышестоящих спортивных руководителей он, естественно, не мог. Вот и пришлось на ходу придумывать достаточно нелепо звучащие объяснения. И пресекать все просьбы журналистов прокомментировать выступление команды не менее нелепой фразой: "Результат – на табло".

ГОД НА ОБКАТКУ

На самом деле в результате россиян на ЧМ-2014 нет ровным счетом ничего трагичного. Зато есть целый ряд плюсов. Например, усложненные программы той же Мустафиной и всей мужской сборной, которые полностью соответствуют нынешним гимнастическим требованиям. И не беда, что эти программы не дали результата при первой "обкатке". Есть неудачный опыт, но он, если вовремя сделать правильные выводы, может оказаться ничуть не менее ценен, нежели опыт победный.

Главное же, как мне кажется, заключается в том, что Антверпен дал почувствовать всем участникам чемпионата, как быстро уходит время. Всего год назад комбинациями той же Мустафиной на брусьях восхищался весь мир, единодушно признавая ее превосходство. А в Бельгии стало очевидно, что уже не Алия, при всем ее героизме и самопожертвовании, задает тон на этом снаряде. Уже не ее комбинация наиболее интересна и сложна. А ведь уже в следующем году борьба пойдет куда серьезнее – начнется первый этап олимпийской квалификации.

Организаторы соревнований, загнав трибуны для прессы под самый потолок, откуда почти ничего не было видно, на самом деле сослужили лично мне неплохую службу: вынудили искать возможность смотреть чемпионат с другой точки. И этой точкой оказалась трибуна, где собирались гимнастические звезды прежних времен. Было достаточно показательно, что в их комментариях к выступлениям россиян не чувствовалось никакого пессимизма. В большинстве случаев звучала одна и та же фраза: "Надо просто работать. И все обязательно получится!"

Материал подготовлен при содействии банка ВТБ – генерального спонсора Федерации спортивной гимнастики России, официального партнера чемпионата мира.

Чемпионат мира по спортивной гимнастике. Антверпен (Бельгия). 4-6 октября. Женщины. Многоборье. 1. Байлз (США) - 60,216. 2. Росс (США) – 59,332. 3. МУСТАФИНА – 58,856... 16. РОДИОНОВА – 53,298.

Отдельные виды. Мужчины. Вольные упражнения. 1. Шираи (Япония) – 16,000. 2. Дэлтон (США) – 15,600. 3. Учимура (Япония) – 15,500. Конь. 1. Камеяма (Япония) – 15,833. 2-3. Уиттлок (Великобритания), Коррал Баррон (Мексика) – 15,633... 7. ПЕТРОВ – 15,416. Кольца. 1. Набаретте Занетти (Бразилия) – 15,800. 2. БАЛАНДИН – 15,733. 3. Уинн (США) – 15,666. Прыжок. 1. Хан Сеон Ян (Корея) – 15,533. 2. Легендре (США) – 15,249. 3. Томас (Великобритания) – 15,233. Брусья. 1-2. Лин Чаопан (Китай) и Учимура (Япония) – по 15,666. 3. Орозко (США) – 15,533.

Женщины. Вольные упражнения. 1. Байлз – 15,000. 2. Феррари (Италия) – 14,633. 3. Иордаке (Румыния) – 14,600. Брусья. 1. Хойдань Хуан (Китай) – 15,400. 2. Росс – 15,266. 3. МУСТАФИНА – 15,033. Прыжок. 1. Макмэрони (США) – 15,724. 2. Байлз – 15,595. 3. Хон Ю Чжон (Корея) – 15,483… 5. Чусовитина (Узбекистан) – 14,583. Бревно. 1. МУСТАФИНА – 14,900. 2. Росс – 14,833. 3. Байлз – 14,333... 8. РОДИОНОВА – 13,100.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Светлана БОГИНСКАЯ, трехкратная олимпийская чемпионка:

– Очень рада за Алию. Чувствуется, что у нее феноменальный запас прочности и поистине несокрушимый характер. Когда я увидела, что на бревне Мустафиной достался первый стартовый номер, подумала: очень хорошо. Это такой снаряд, где спокойнее выступать, не зная результата соперниц. И победа Алии для меня – один из наиболее ярких моментов этого чемпионата. Также сильное впечатление произвел, пожалуй, опорный прыжок в исполнении Маккайлы Марони. У нее такая невероятная фаза полета, что захватывает дух. Я даже подходила к тренеру Марони Артуру Акопяну и спрашивала: "Объясни, как она это делает?" Он лишь плечами пожимал.

Если говорить о мужчинах, меня, как и многих других, не оставил равнодушным Кензо Шираи с его четырьмя винтами в вольных упражнениях. Хотя... У девочек, например, на вольных есть требование: хотя бы в одной диагонали нужно обязательно исполнить двойное сальто. Этот элемент с винтами всегда сложнее и рискованнее, чем просто винты. Впрочем, мастерства японца это, конечно, не отменяет.

4