12 марта 2011, 01:40
Обозреватель "СЭ" - о возвращении двукратной олимпийской чемпионки к своему первому тренеру Евгению Трофимову.
Сергей БУТОВ
Исинбаева и Трофимов встретились в Волгограде в прошлое воскресенье. Выбор дня для разговора не случаен, конечно, - прошлое воскресенье было Прощеным.
Расстались тренер со спортсменкой тогда, в 2005-м, плохо. Исинбаева в те дни изо всех сил старалась подать решение об уходе как их с Трофимовым совместное, выстраданное, но это плохо соотносилось с реакцией самого тренера, который не особенно выбирал слова в разговорах с журналистами.
Он, впрочем, не особенно выбирал их год, и два, и пять лет спустя. Вот что сказал мне прошлой весной Трофимов на просьбу прокомментировать решение Исинбаевой сделать перерыв в карьере после двух подряд громких поражений, на летнем и зимнем чемпионатах мира в Берлине и Дохе:
- Мне не очень понятен ажиотаж вокруг решения Исинбаевой, - рубанул с плеча тренер. - Что, спорт понес какую-то громадную потерю? Произошла в связи с этим серия самоубийств? Для меня очевидно одно. Лена - это скрипка Страдивари, а на ней играют, как на балалайке. С такой спортсменкой, как Исинбаева, нужно жестко управлять процессом, вне зависимости от того, чего она уже добилась. Возможно, перерыв пойдет ей на пользу в том смысле, что она сумеет переосмыслить подход к тренировкам. А тренер осознает, что с ней нужно ра-бо-тать.
Трофимов и знаменитый наставник Сергея Бубки Виталий Петров, к которому ушла Исинбаева, когда-то дружили семьями. Потом, когда между ними встала Исинбаева, - перестали. Петров рассказывал в интервью "СЭ", что когда в Москве зимой 2006-го проходил чемпионат мира в помещении, он просил тогдашнего главного тренера сборной Валерия Куличенко организовать ему с Трофимовым встречу. Довольно красноречивые слова, означающие, что, спустя несколько месяцев после ухода Елены от первого тренера, два маститых наставника такую встречу организовать самостоятельно уже не могли. Разговора в Москве тогда не получилось.
Что говорили друг другу Исинбаева и Трофимов в прошлое воскресенье, знают только они, но позволю себе предположить, что наставник сомневался недолго. Конечно, он принял свою блудную дочь обратно.
Исинбаева давно хотела вернуться в Россию. Притом, что последние годы Елена жила, не считая родного Волгограда, на два дома. Первый - в Монте-Карло, где рекордсменка мира проживала больше ради звездного статуса. Она и сейчас намерена туда периодически приезжать, чтобы поддерживать статус резидента. Второй - в итальянском Формио, где находится тренировочная база Международной федерации легкой атлетики и где давно работает Петров.
Алла Глущенко, пресс-атташе отечественной легкоатлетической федерации, которая, возможно, ближе всех общалась с Исинбаевой, рассказывала, что Елене очень не хватало все эти годы семьи рядом с собой. Короткие встречи в межсезонье не могли компенсировать постоянную нехватку атмосферы родительского дома. Если предположить, что семейный фактор стал одним из ключевых мотивов для Исинбаевой, тогда ее уход, ранний или поздний, от Петрова был предрешен – он не мог поехать с ней в Волгоград. Хотя бы потому, что там был Трофимов.
Исинбаева собиралась выступить на недавнем чемпионате Европы в Париже, но за неделю до его начала отказалась - из-за болезни. Теперь, зная ситуацию, можно нафантазировать, что произошло нечто в их отношениях с Петровым, что сорвало ее планы. Возможно, так и было, хотя Исинбаева действительно заболела после февральских "Звезд шеста" в Донецке и уехала лечиться в Волгоград. Еще до этого прыгунья и Петров приезжали в Москву на "Русскую зиму", и очевидцы рассказывали, что общались они очень тепло: Петров ужинал вместе с семьей Исинбаевых.
Как бы то ни было, Елена вернулась жить и тренироваться в Россию. Зимний сезон завершен - первый ее летний старт, вероятно, состоится не раньше мая, когда стартует "Бриллиантовая лига". Главная цель сезона - чемпионат мира в Тэгу, где Исинбаевой придется возвращать себе титул сильнейшей в мире, потерянный два года назад в Берлине. Конкуренция в женском шесте за эти два года подросла, но равных россиянке в ее лучшей форме и психологическом состоянии по-прежнему нет. Поэтому все в ее руках. И в руках Трофимова, который теперь, очевидно, переживет второе рождение, как тренер.
Петрову же остается посочувствовать. Его в этой ситуации жаль точно так же, было шесть лет назад жаль Трофимова. "Расставание спортсмена и тренера - это как развод в семье", - это слова самого же Петрова, который знает, о чем говорит. Он в свое время пережил крайне болезненный разрыв с другой мегазвездой мирового шеста - Сергеем Бубкой. Теперь переживает все по новой.
Ирония заключается в том, что Петров формально может остаться наставником Исинбаевой. Прошлым августом он дал согласие стать старшим тренером сборной России по прыжкам с шестом. По моей информации, разговор на эту тему с главным тренером сборной Валентином Маслаковым у Петрова уже состоялся. Вполне возможно, Петров останется. И тогда встретятся в одном секторе на трибуне, как в старые добрые времена, Петров с Трофимовым, дружившие когда-то семьями.
А, может быть, я идеализирую.