Статьи

21 августа 2014, 00:00

Перезагрузка в Цюрихе

Владимир Иванов
Обозреватель

На чемпионате Европы сборная России, несмотря на четвертое место в командном зачете, продемонстрировала характер, командный дух и позитивные эмоции .

В Цюрихе россияне выиграли три золотые, шесть серебряных и 13 бронзовых медалей. Если судить по числу побед, то нынешнее выступление – одно из самых слабых для команды в XXI веке. Однако чувства поражения нынешний чемпионат Европы не оставил. Все понимают, что в следующем сезоне, когда вернутся Мария Савинова, Елена Исинбаева, Анна Чичерова, Светлана Школина, Татьяна Лысенко, Мария Абакумова и целая группа бегуний на 400 м во главе с Антониной Кривошапкой, – сборная будет выглядеть совсем по-другому. Уже к следующему чемпионату мира, который пройдет в 2015 году в Пекине при поддержке банка ВТБ – официального партнера Международной легкоатлетической федерации (IAAF), – у нас будет сильно обновленная команда.

Потенциальное усиление кажется весьма серьезным, но сейчас сосредоточимся на нынешней сборной. Во-первых, она неравнодушная. Те, кого нарекли лидерами команды, отчетливо понимали, что от них в Цюрихе ждут побед, и выкладывались в борьбе полностью. За редким исключением спортсмены не проходили через микст-зону без эмоций. Если золотые медалисты Сергей Шубенков и Анжелика Сидорова раздавали интервью с улыбкой и явным удовольствием, то, например, бронзовый призер чемпионата мира-2013 в метании копья Дмитрий Тарабин лишь недоуменно покачал головой и дал понять, что про пятое место ему говорить не хочется.

Конечно, Тарабина понять можно, а вот шестовика Александра Грипича – непросто. Спортсмен с улыбкой рассказывал, как после успешной попытки на 5,65 у него закончились эмоции, а вместе с ними – соревнования. Весьма странное заявление на фоне того, что уже следующая высота – 5,70 – могла принести серебряную медаль. До сих пор стоит перед глазами, как один из лучших шестовиков страны Дмитрий Стародубцев спустя несколько месяцев после окончания сезона с горечью вспоминал о четвертом месте в олимпийском Лондоне. А ведь Олимпиада и чемпионат Европы – разные величины. Следуй тренерский штаб исключительно спортивному принципу и включи в сборную голодного до побед Стародубцева, к слову, обыгравшего Грипича на чемпионате России, может быть, на одну медаль у нас было бы больше.

Тому же Грипичу, наверное, сложно понять Екатерину Поистогову, которая после четвертого места на 800 м с огромным трудом сдерживала слезы, или Екатерину Коневу, закутавшуюся в капюшон и первые несколько часов после окончания соревнований в тройном прыжке, где она стала второй, находившуюся в прострации. Микст-зону Катя даже не помнит… Просто шла на автомате, куда глаза глядят. Нашла в себе силы поговорить с журналистами после обидного поражения от Рут Бейтии Мария Кучина. Слова давались 21-летней высотнице с трудом, и было понятно, что мыслями Маша до сих пор в секторе.

Вторая характеристика нашей сборной образца 2014 года: характер. Многие в команде выступали с травмами. Девушки, непостижимым образом выигравшие бронзу в эстафете 4х100 м, наперебой рассказывали, что четверка составлялась по принципу не кто быстрее, а кто может бежать вообще. Отрадно также, что более опытные бегуньи здорово приняли 17-летнюю Кристину Сивкову и отдали ей должное за эту бронзу. Нынешняя четверка выглядела настоящей командой. Самых приятных отзывов достойны мужчины, бежавшие 4х400 м. Накануне старта они в полном составе смотрели фильм "Побег из Шоушенка" и едва не убежали от британцев на дистанции. Как такое возможно, при том что в этом сезоне личный результат у четвертого номера англичан был выше, чем у нашего первого, – загадка.

Сейчас странно об этом говорить, но на полном серьезе рассматривали вариант отказаться от выступления в Цюрихе призеры в тройном прыжке Люкман Адамс и Ирина Гуменюк. Обоих спортсменов мучили травмы, и эмоциональное состояние еще пару недель назад было на уровне нулевой отметки. Сейчас Люк и Ирина сами толком не могут объяснить, почему все-таки продолжили сезон в, казалось бы, безнадежный момент. Примерно такая же ситуация и у действующего чемпиона мира в прыжках в длину Александра Менькова. Пресловутая травма дает знать о себе до сих пор и пока не позволяет ему выступать в свою силу.

Третья особенность российской сборной в Цюрихе – командный дух. С этим громким словосочетанием в первую очередь ассоциируется ходьба. Сложно представить более отлаженную схему работы тренеров на дистанции, чем в этой дисциплине. На всех важных участках трассы располагались наши специалисты, а дирижировал всем процессом не кто иной, как Виктор Чегин. Статус обычного зрителя не мешал специалисту, отстраненному от работы со сборной на время допингового расследования, пробегать по ходу дистанции едва ли не столько же, сколько ученики, и перекрикивать всех официальных тренеров.

Приятно было смотреть, как ходоки Александр Иванов и Денис Стрелков, отчаянно боровшиеся на дистанции, дружно обнимались после финиша на 20 км и радовались медалям друг друга. На следующий день оба спортсмена пришли на стадион, закутавшись в российский флаг – и изо всех сил поддерживали подруг по команде, выступавших на "двадцатке". Как и ожидалось, потом уже Эльмира Алембекова и Вера Соколова пришли поболеть за ребят, которые боролись на самой тяжелой дистанции – 50 км.

За ходоками следила вся команда. Спортсмены осознавали, что на официальных стартах важно быть высоко в общекомандном зачете. Престиж страны для этих атлетов – не пустые слова. Тот же барьерист Сергей Шубенков во время беседы в холле гостиницы в первую очередь отметил не собственную победу над Паскалем Мартино-Лагардом, а то, что отобрал у наших конкурентов – французов, запланированную победу. А через несколько минут к Шубенкову подошел прыгун в высоту Иван Ухов. Олимпийский чемпион искренне поздравил товарища по команде и пошел догонять отправившихся на прогулку Сергея Клюгина, Дмитрия Тарабина и Алексея Дмитрика. После этого странно слышать от специалистов о нездоровой конкуренции между российскими высотниками.

Что до британцев и французов, выигравших в Цюрихе соответственно 12 и 9 золотых медалей, то делать далеко идущие выводы в связи с их результатом не стоит. Как заметил опытнейший тренер Алексей Мельников, эти команды зачастую делают ставку именно на чемпионат Европы. На чемпионатах мира их многочисленные спринтеры не могут составить конкуренции ямайцам и американцам, а стайеры, за исключением Мо Фары, неконкурентоспособны в борьбе с африканцами.

Для России же этот сезон – небольшая передышка. Последние годы были чересчур насыщенными: чемпионат мира в Тэгу, Олимпийские игры в Лондоне, Универсиада в Казани, чемпионат мира в Москве… При таком графике резервы быстро исчерпываются. Иногда нужно сделать шаг назад, чтобы потом дважды шагнуть вперед. Нынешнее лето для нашей команды – именно тот случай.