Статьи

18 августа 2015, 22:30

Бубка против Коэ. Кто выгоднее для России?

Владимир РАУШ
Обозреватель
Олег Шамонаев
Шеф отдела спорта
В среду Международная федерация легкой атлетики впервые за 16 лет получит нового президента. За этот пост борются украинец Сергей Бубка и британец Себастьян Коэ.

Себастьян КОЭ
Страна: Великобритания
Возраст: 58 лет
Спортивные достижения: двукратный олимпийский чемпион (1980, 1984) в беге на 1500 метров
Управленческий опыт: член британского парламента от Консервативной партии (с 1992 по 1997 год ), глава оргкомитета Олимпиады-2012, глава Британской олимпийской ассоциации (с 2012 года)
Пост в ИААФ: вице-президент (с 2007 года)
Цитата: "Если бы я мог ввести пожизненную дисквалификацию за допинг, то я бы ввел ее. Меня не волнуют обманщики – мы должны навсегда очистить от них спорт. Если ты принимаешь что-то, что искусственно улучшает твои результаты, то должен быть готов навсегда лишишься своего места в мире спорта".

Сергей БУБКА
Страна: Украина
Возраст: 51 год
Спортивные достижения: олимпийский чемпион (1988), шестикратный чемпион мира по прыжкам с шестом
Управленческий опыт: член МОК (с 1999 года), депутат украинской Верховной рады от партии Леонида Кучмы (с 2002 по 2006 год), глава НОК Украины (с 2005 года), кандидат на пост президента МОК (2013).
Пост в ИААФ: первый вице-президент (с 2007 года)
Цитата: "Борьба с допингом – это сражение, которое мы не можем себе позволить проиграть ради будущего легкой атлетики. Мы должны работать еще более усердно и эффективно, чтобы обнаруживать и наказывать допинговых мошенников на любом уровне и в любой части мира".

Возможно, никогда в истории легкая атлетика так не нуждалась в новом лидере, способном прекратить все склоки и скандалы вокруг "королевы спорта". 82-летний сенегалец Ламин Диак, возглавляющий Международную федерацию легкой атлетики (ИАФФ) с 1999 года, в последние годы фактически отошел от дел. Так что на Конгрессе ИАФФ в Пекине, по сути, будет избираться кризисный топ-менеджер. Допинговые скандалы, которые волнами накатывают оставшийся без политического прикрытия самый медалеемкий вид спорта, грозят окончательно обрушить репутацию легкой атлетики в глазах болельщиков и спонсоров.

82-летний сенегалец Ламин ДИАК сложит с себя полномочия президента Международной федерации легкой атлетики. Фото AFP

Последствия, если новый руководитель ИАФФ срочно не выправит ситуацию и не наладит отношения с самыми непримиримыми СМИ и Всемирным антидопинговым агентством, могут быть самые печальные. На роль спасителей "королевы спорта" претендуют два олимпийских чемпиона, вице-президенты ИАФФ Себастьян Коэ и Сергей Бубка. Россия, которая также настрадалась из-за допинговых разоблачений, навряд ли сегодня может сыграть в этих выборах значимую роль. Тем не менее можно прогнозировать последствия, которые будет иметь для нашей страны и для легкой атлетики в целом избрание каждого из кандидатов, шансы которых на успех оцениваются как примерно равные.

Сергей БУБКА

Сергей БУБКА. Фото REUTERS

ЗА: Вырос внутри советского спорта и поэтому его система ценностей, безусловно, более понята российским функционерам и болельщикам. И не одним им. Считается, что украинца как более предсказуемого и умеренного кандидата поддерживают азиатские страны и Латинская Америка. Конечно, в нынешней ситуации Бубка не может открыто выступить против антидопинговых кампаний – это бы сразу положило конец его карьере спортивного политика. Но бывший прыгун с шестом хотя бы иногда говорит о правах спортсменов на защиту своего честного имени. В случае избрания Бубки от ИАФФ можно ждать взвешенных решений по допинговым делам, хотя далеко не факт, что это найдет понимание в западных СМИ.

ПРОТИВ: Бубка, помимо всего прочего, – украинский политик. Пусть не самый радикальный, но навряд ли испытывающий большую симпатию к России в свете последних событий. Больше того – он родом из Донецка, и в феврале этого года Бубке из-за боевых действий на Донбассе пришлось отменить свой любимый турнир "Звезды шеста", который проводился с 1990 года. Ходили упорные слухи, что именно этот вице-президент ИААФ стоял за утечкой компромата на российских спортсменов из медицинской комиссии Международной федерации – якобы в отместку за Донбасс. Впрочем, как показали дальнейшие события, в условиях вакуума легкоатлетической власти компромат лился из всех щелей, и навряд ли за всем этим стоял только один человек.

Себастьян КОЭ

Себастьян КОЭ. Фото REUTERS

ЗА: Если кто-то и в состоянии успокоить мировые СМИ в кротчайшие сроки, то это именно британец. Коэ давно позиционирует себя как непримиримого борца с допингом. И, надо признать, сами британцы беспощадны к своим звездам, на которых упало подозрение в использовании запрещенных препаратов – будь то Дуэйн Чемберс или Мо Фара. На стороне Коэ – лобби стран Британского содружества и США. Если им удастся перетянуть на свою сторону африканские государства, которые до сих пор ориентировались на семью Диака, это будет серьезная заявка на победу.

ПРОТИВ: Во-первых, Коэ порой выступает со странными идеями вроде организации отдельного антидопингового агентства – навряд ли это понравится ВАДА. Во-вторых, если за "сливами компромата" стоял он, то западные СМИ наверняка не отступятся от чемпиона Олимпиады-1980, пока в легкой атлетике не будет принесена "сакральная жертва вроде Лэнса Армстронга в велоспорте. И огромных репутационных потерь, а также ухода части спонсоров тогда будет не избежать даже при самой грамотной стратегии.

"БУДЕТ ТОЛЬКО ЛУЧШЕ"

– Я не могу сейчас говорить о своих предпочтениях и даже сравнить обоих кандидатов: это было бы не корректно по отношению к ним, – заявил "СЭ" бывший глава Всероссийской федерации легкой атлетики и казначей ИААФ Валентин Балахничев. – Скажу лишь, что Бубка и Коэ – очень достойные претенденты. Каждый дал атлетике очень много, а атлетика, в свою очередь, дала много им. Программы обоих похожи, но это и не удивительно. Они были опубликованы еще в ноябре и тех пор прошли процесс взаимного пополнения и обогащения. При этом надо понимать, что в полной мере они все равно реализованы не будут. После избрания программа любого кандидата упрощается, становится более приземленной.

Валентин БАЛАХНИЧЕВ. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА

– Кого бы ни избрали новым президентом – Коэ или Бубку – будет только лучше, чем сейчас, – Павел Воронков, спортивный агент, представляющий интересы многих российских легкоатлетов. – В этом смысле я – оптимист. При нынешнем главе ИААФ Ламине Диаке легкая атлетика буквально умирала. Количество коммерческих соревнований с каждым годом сокращалось, призовой фонд уменьшался. Это и понятно: без новых звезд и мировых рекордов финансировать спорт спонсоры не будут. А тут еще эти скандалы, которые окончательно испортили имидж федерации.

Думаю, оба кандидата прекрасно понимают: сейчас всем надо сплотиться и занять оборонительные позиции. Не зря же Коэ заявил: ВАДА начало против мировой легкой атлетики войну. В такой ситуации раскол в собственных рядах ИААФ совсем не нужен. Понятно, что новый президент федерации придет надолго. Он приведет с собой новую команду и возьмет новый курс. Что получится на деле? Об этом на основе предвыборных обещаний говорить сложно. Показательным станет первый год правления нового главы ИААФ, после которого можно будет сделать вывод, в какую сторону мы движемся. Лично я желаю удачи обоим кандидатам. Нужно понимать: эта должность – не пряник, сладко от нее не будет.

11