28 марта 2019, 09:30
Двукратная Олимпийская чемпионка в беге на 800 метров Кастер Семеня и Международная федерация легкой атлетики (ИААФ) обменялись уколами через СМИ. Поводом стал перенос даты оглашения вердикта Спортивного арбитражного суда по делу о "женском тестостероне". CAS собирался определиться с решением к 26 марта, но затем передвинул дедлайн до конца апреля. В ответ ИААФ заявил о своем желании и дальше защищать женский спорт, а знаменитая бегунья парировала, что она "не представляет угрозы для женского спорта".
Тема, о которой идет речь, является очень скользкой и может существенно повлиять на развитие всего спорта высших достижений. Международная федерация легкой атлетики первой из спортивных организаций решила ограничить уровень мужского гормона тестостерона для участниц женских соревнований. Поводом стали успехи южноафриканской бегуньи Кастер Семеня, которая выделялась среди соперниц крепким телосложением и мускулами. Причиной этого физического превосходства, как показали исследования, оказался естественный запредельно высокий уровень тестостерона в организме южноафриканки.
В результате скандала Кастер пришлось пережить отстранение и крайне неприятную дискуссию по поводу своей половой принадлежности. По итогам научного обсуждения ИААФ заявил, что подобные Семеня люди для допуска к женским соревнованиям теперь должны искусственно занижать свой уровень тестостерона при помощи медицинских препаратов. Лекарства уменьшили и конкурентоспособность Кастер, но она не бросила спорт и не закрылась от всего мира, а объявила о желании бороться за "возможность выступать такой, какой она родилась". Более того, Семеня не побоялась дополнительных нападок, официально заключив в ЮАР однополый брак.
Можно как угодно относиться к этой бегунье, но в решительности и целеустремленности ей отказать невозможно. Она не только подала иск в CAS с требованием отменить правило ИААФ о "женском тестостероне", но добралась со своей проблемой до Совета по правам человека ООН. И последний ожидаемо поддержал Кастер, призвав ИААФ воздержаться "от разработки и внедрения практик, вынуждающих спортсменок проходить унизительные и вредные медицинские процедуры". Однако то, что в политике выглядит как "борьба за права меньшинств", в спорте называется "получением незаслуженного преимущества".
Когда подобное достигается при помощи допинга и других запрещенных методов, спортсменки получают длительные дисквалификации. Нюанс в том, что свое преимущество Семеня и ей подобные получили благодаря природе. И вступая здесь на путь запретов можно зайти очень далеко. Ведь высоких результатов можно достичь не только благодаря тестостерону, но при помощи других физических "отклонений" – например, повышенного объема легких, большим (или наоборот – маленьким) конечностям и так далее. Проблема становится очень философской, и судьям CAS здесь не позавидуешь.
Тем не менее, ИААФ остается при своем мнении. В заявлении федерации утверждается, что Совет по правам человека ООН использует "слишком общие и неточные формулировки". "При этом общим для нас является стремление сохранить честную конкуренцию в женском спорте и права женщин свободно соревноваться на национальном и международном уровнях, – подчеркивают в ИААФ. – При этом женский спорт должен оставаться защищенной категорией, которая нуждается в определенных правилах и нормах".
По мнению федерации, в противном случае спортсменки с нормальным уровнем тестостерона начнут отказываться от участия в соревнованиях, где у них не будет шансов на успех. Подобная позиция вызвала гневную отповедь адвокатов Семеня, которые призвали главу ИААФ Себастьяна Коэ "не бередить старые раны" и "не искажать действительность". "Господин Коэ ошибается в том, что Кастер представляет угрозу для женского спорта", – подчеркнули адвокаты.
"Госпожа Семеня – женщина. По этому вопросу нет двух мнений, и ИААФ не оспаривает этот факт, – говорится в заявлении адвокатов. – Она родилась женщиной, воспитывалась как женщина, социализировалась как женщина и всю жизнь соревновалась как женщина. Господин Коэ может иметь мнение о трансгендерах в спорте, но это другая проблема. Кастер не хочет прибегать к медицинскому вмешательству для того, чтобы изменить то, что ей дала природа".