3 июня 2019, 15:00
Пробеги и триатлоны в России набирают огромную популярность. Преодолевать тяжелые дистанции стало очень модно. Люди платят деньги, чтобы участвовать в соревнованиях, но мест всем желающим все равно не хватает. И с каждым годом количество жаждущих проверить свои силы ощутимо растет.
Я за последний месяц выступил на нескольких крупных стартах. На Rose Run в Сочи на майских праздниках вместе со мной на трейл вышли почти 1500 человек. На полумарафон в Липецке – около 2000 (на все дистанции). На триатлоне во все том же Сочи – более 2000 человек. А на Московском полумарафоне только на 21,1 км – самую тяжелую дистанцию в программе – заявились под 9000 спортсменов. Еще более 6000 любителей там же бежали 10 и 3 км.
На фоне резкого падения интереса к профессиональной легкой атлетике нынешний бум любительского бега – настоящий феномен. Но многие почему-то не обращают на него внимания.
А вот летальные исходы на подобных стартах цепляют многих. Весь интернет облетела новость, что один из участников умер на Московском полумарафоне. Увы, то же ранее произошло на марафоне в Казани. Останавливалось сердце и у участников триатлонных соревнований, и во время заплывов на открытой воде. Это не внутренняя российская проблема. К сожалению, печальные новости приходят со всего мира. Кто же виноват?
Многие винят организаторов, но я бы стал делать это в самую последнюю очередь. Ошибка с их стороны может быть только в чрезмерно долгом ожидании медицинской помощи. Но на всех стартах, где участвовал я, машин скорой помощи было немало.
Абсолютно убежден, что главная проблема трагедий – в нашем бессмысленном героизме. Не всем хватает времени или терпения, чтобы планомерно подготовиться к соревнованиям. Но слот на старт куплен (или кем-то подарен) и многие начинают рассуждать: "Что я, слабак? Девчонки добегают этот полумарафон, а я не смогу"?
Верхом безрассудства кажется, когда при таких раскладах человек хочет не просто финишировать, но еще и показать высокий результат.
Пример с Московского полумарафона. Целая группа бегунов, и я в том числе, увязалась за пейсмейкерами, которые бежали на 1:29 (темп 4.13 на км).
Примерно на втором-третьем километре слышу такой диалог двух приятелей.
– У меня пульс за 180.
– Ты давай аккуратнее, помнишь, как Леха в прошлом году после финиша сознание потерял?
Это просто жесть. Зачем брать темп, к которому ты совершенно не готов? Для чего так насиловать свой организм на любительском уровне? В чем смысл уматывать себя до потери сознания, показывая рядовые результаты?
Те парни довольно скоро отстали. Но я представляю, какой "кайф" они получили от оставшихся 17-18 км дистанции.
Вот именно такой безбашенный подход может крепко ударить по здоровью.
Второй ключевой момент – проверка здоровья. Этим пренебрегают очень многие. Отчасти дело в лени и русском авось, отчасти в нашей медицинской системе.
Для допуска на любой спортивный старт необходима медицинская справка с гарантиями от врачей, что тебе можно бежать условный марафон. Так вот каждый, кто пытался получить ее легально, знает, какая это морока. Врачи в поликлинике с недоумением будут смотреть на тебя, не понимая, зачем ты пришел, если ничего не болит. Затем с нескрываемым неудовольствием начнут разбираться, что с этим делать. Придется потратить много времени, деньги, а в итоге так и не добиться своего.
В качестве альтернативы – липовая справка, которую тебе в течение нескольких часов за условные 500 рублей привезут прямо к метро. И сложно удивляться, что 90 процентов спортсменов-любителей выбирают второй вариант.
Тут должно включаться самосознание каждого. В России пока нет культуры проверять здоровье до того момента, пока не клюнет петух. Сам прекрасно понимаю, как не хочется этим заниматься, когда чувствуешь себя хорошо. Но все-таки вложиться в себя и уделить несколько дней проверке организма – это не самое сложное занятие. Раз год сходить даже в платную клинику не так уж страшно. Лучше быть уверенным, что все хорошо, нежели слепо надеяться на это.
Проверились, затем начали постепенно и планомерно готовиться к старту, а потом получили на нем удовольствие. Уверен, если соблюдать этот алгоритм, риски даже на самых сложных соревнованиях будут минимальными. Все зависит от нас самих.