Мотоспорт

26 марта 2010, 03:02

Николай Красников: "Бить рекорды - не наша задача"

Корреспондент "СЭ" встретился с Николаем Красниковым, в минувший уик-энд оформившим шестой подряд личный титул чемпиона мира по мотогонкам на льду.

Где можно встретить легенду современного мотоспорта спустя пару дней после завершения очередного победного чемпионата мира? Само собой, в Центральном автомотоклубе, что в Зеленограде, где 25-летний Красников в окружении моторов и шестеренок днюет и ночует.

- Прошедший чемпионат мира сильно отличался от предыдущих?

- Не очень. Но на третьем этапе произошло падение, перечеркнувшее первые два этапа. "Благодаря" этой ошибке я потерял заработанные девять очков, а еще пять подарил своему сопернику Даниилу Иванову.

- По какой причине упали?

- Из-за выбитого льда. Уже в самом начале гонки на стадионе появилась "волна". В квалификационных заездах я стартовал с внешних дорожек и просто не видел, что внутри выбилась такая яма, что не проехать. На следующий день организаторы ничего сделать не смогли. Только обрисовали яму синей краской.

- Обошлось без особых последствий?

- Падение-то прошло безболезненно. Но самое важное, что были потеряны очки. Инцидент очень задел мое самолюбие: как я, имея столь большой опыт, мог допустить подобную ошибку?

- В голландском Ассене, например, арена крытая, с искусственным льдом. Специфика езды в этих условиях и на натуральном льду разнится?

- В принципе нет. Если спортсмен сильный, он победит и на искусственном льду, и на натуральном. Но на западных стадионах искусственный лед заливают на конькобежных дорожках. А они предполагают более длинную прямую и резкий, узкий поворот. То есть ширина поворота после прямой не увеличивается, как принято у нас в России. В таких условиях кажется, что мало пространства. Ощущения совсем другие.

- Владимир Леонов, специалист по шоссейно-кольцевым гонкам, рассказывал, как с возрастом планировал себе все новые спортивные рубежи. Вы к своей шестой личной победе шли так же, поэтапно?

- Какого-то четкого плана не было. Просто вместе с командой работал с максимальной отдачей на максимально возможный результат. Основной задачей было подготовить технику и быть в хорошей форме. Стабильность - залог успеха.

- В нашей беседе годовалой давности вы обмолвились: уходить надо вовремя и в зените славы. Мол, рекорды вам неинтересны. Но не велик ли соблазн побить достижение выдающегося советского мотоциклиста Габдрахмана Кадырова и войти в историю?

- Повторюсь: бить рекорды - не наша задача. Необходимо добиться максимальных результатов в тот отрезок времени, в котором мы живем и тренируемся. Надо оставить свой отпечаток независимо от каких-то рекордов.

- На завершение реализации поставленных целей остался один год?

- Да. Как и говорил, следующий сезон откатаюсь стопроцентно, а затем оставлю спорт. При этом, правда, существует вероятность заключения контракта сразу на два года. В таком случае с уходом немного повременю.

- Почему иностранцы не могут составить мало-мальски достойную конкуренцию россиянам?

- Мы считаем, что спидвей на льду - наш национальный вид спорта. К тому же у нас очень сильная лига. В ней много молодых, но уже сильных спортсменов. Поэтому стоять на одном месте нельзя. Такой конкуренции у зарубежных спортсменов нет.

- После победы Эмиля Сайфутдинова на этапе "Гран-при" в Швеции организаторы поставили вместо гимна России другую мелодию. В турнирах с вашим участием подобные проколы случались?

- Такие нет. Но когда в прошедшем сезоне мы приехали на этап в Инсбрук, там не было льда. Организаторы соревнований залили лед как для конькобежцев. Достаточно и пятисантиметрового слоя, сказали они. Пришлось один старт отменить. А за сутки они долили лед до нормы, которой нам хватило для проведения соревнований.

- Стандарт какой?

- Минимум двенадцать сантиметров.

- Этот случай говорит о том, что за рубежом просто-напросто не умеют готовить трассы для спидвея на льду?

- Не то что не умеют, но отнеслись халатно. Дорожку не подготовили, и этап чемпионата мира был сорван. За два часа до положенного старта на площадь курортного города стали прибывать автобусы с туристами, приехавшими понаблюдать за нашими выступлениями. Было очень обидно. На следующий день народу было меньше.

- У того же Сайфутдинова на турнире в Кардиффе произошел конфликт с соперником-англичанином, переросший в драку. Вам на дорожке драться приходилось?

- Инциденты, конечно, случаются. Наш спорт крайне эмоционален. В зимнем спидвее, как и в летнем, спортсмены стартуют по шесть раз за день. Соревнования укладываются в два с половиной - три часа. Это очень энергозатратно. Существует предстартовое волнение, которое улетучивается с началом дистанции. Психологическое давление сильнейшее. Видел, как дрались немец Роберт Айбл и Дмитрий Буланкин. Но у них все-таки была скорее стычка. А вот шведы с финнами дрались ожесточенно. Представьте: по телевизору должны идти мотогонки, а показывают драку на льду. Мне же хочется достойно прожить спортивную жизнь. Не представляю, что с кем-то подерусь.

- Трепет и благоговение по отношению к своей персоне со стороны соперников ощущаете?

- Нет. У нас все равны.

- За победу на отдельных этапах вручают не медали, как во многих других видах спорта, а увесистые кубки. Вам их, наверное, хранить негде?

- Под это дело в моем доме отведена отдельная комната. Сначала кубки стояли на шкафах. Но когда места стало не хватать, сделали полочку. Со временем она заполнилась. Сейчас кубки стоят и на подоконнике, и на полу. Планирую сделать стену под спортивные награды.

- Вы неоднократно говорили, что живете спортивной жизнью, а карьеры у вас нет…

- Человеку что-то где-то подвернулось, судьба сделала подарок. Его несет по течению, и он от самого себя балдеет. Мне кажется, что эти люди, которых охватила звездная болезнь, немножко убогие. Был обыкновенным человеком, но случилось какое-то изменение в жизни, пришел успех - и он уже не считает себя равным с другими людьми. Это самое страшное. Да, порой спортсмены что-то выигрывают. Но человеческие качества от этого изменяться не должны. Очень важный момент: по истечении спортивной жизни начнется прежняя, которая была раньше.

- Как вам самому удалось не заразиться звездной болезнью в тот момент, когда пришла слава?

- Успех выступления в нашем виде спорта напрямую зависит от техники. Я постоянно работаю с ней, и свободного времени, особенно в зимний период, попросту нет. Некогда мне болеть.

- Гостевые книги и форумы спидвейных сайтов читаете?

- Нет. Однажды почитал, и у меня испортилось настроение. Больше не повторял. Многие люди, от нашего спорта далекие, высказывают абсурдные вещи, приводят ложные факты. Пусть они пишут в своем мире, я в него вмешиваться не хочу. Если кому-то что-то не нравится и у него есть дух, этот человек придет и выскажет мне все в глаза по-мужски. Ну а мышь этого не сделает. Интернет анонимен: он располагает к безнаказанному обсуждению кого-либо. Мне это очень не нравится.

- Сколько мотоциклов имеете в своем распоряжении?

- Последний "Гран-при" успешно отъездил на двух. Всего же техники за годы изъезжено очень много. За девять сезонов в профессиональном спорте сменил семь мотоциклов. Вернее, семь рам.

- В смысле?

- Наши мотоциклы состоят из комплектующих и заменяются не целиком, как кроссовые, а узлами. Новый байк сделать очень тяжело. Нужно найти свое направление в работе с техникой. Мой мотоцикл сделан просто и крепко. Его основная задача - быть надежным. Но он не самый легкий.

- А норма какая?

- 120 - 121 кг. Есть спортсмены, чьи байки весят и 110 - 115 кг. С целью облегчения в силовые узлы нужно вставлять алюминий, что-то просверливать. Это априори снижает надежность. Поэтому такой риск мне не нужен. Кстати, изъезживаю очень много колес. В этом сезоне, например, зашиповал десять задних и пятнадцать передних. А это достаточно трудоемкая и тонкая работа, в которой мелочей быть не может.

- Сколько времени занимает шиповка одного колеса?

- Переднее колесо можно шиповать четыре часа, а можно день. Последний вариант надежнее.

- Что делать, чтобы не околеть в жуткий холод, который почти всегда сопутствует вашим турнирам?

- Мерзнут только руки. В моем личном опыте были гонки и в минус тридцать, и при температуре плюс двадцать четыре.

- На днях крупнейший ученый Григорий Перельман отказался от премии в один миллион долларов. Сказал: мол, мне ничего не надо, у меня все есть. Как бы вы поступили на его месте?

- Скажу честно: от миллиона долларов я бы не отказался. Наши зарплаты и гонорары за соревнования много меньше, чем, к примеру, у футболистов и хоккеистов. Бюджет хорошего хоккеиста позволил бы нашему клубу прожить два или три полноценных сезона. Средств у нас не хватает. А ведь необходимо идти в ногу со временем и покупать за рубежом передовые детали.

- Мотогонщики страховку оформляют?

- Да, конечно.

- Самая серьезная травма, произошедшая на ваших глазах?

- Однажды рука саранского гонщика Юнира Базеева попала под крыло заднего колеса чужого мотоцикла. В ту пору байки у нас были несколько другими, нежели сейчас. Существовали большие опасения, что Юнир в 18 лет мог остаться без руки. Но за год он полностью восстановился и продолжил участвовать в соревнованиях. По крайней мере та тяжелейшая травма не мешает ему ездить на мотоцикле.

- Вы суеверный человек?

- В чем-то да. Кое-какие ритуалы соблюдаю.

- 62-летний шведский гонщик Пер Олов Серениус - идеал влюбленного в мотоцикл человека или посмешище?

- Он всю жизнь прожил в спорте. Обожает его. Мы очень уважаем Серениуса, при первой же возможности хочется этому человеку помочь. У него другая жизнь, в которую нашими глазами заглянуть трудно. В российской лиге дольше десяти лет делать нечего. Накапливается моральная усталость. Ресурсы организма заканчиваются.

- Серениус после посещения Шадринска сказал, что вам повезло с родиной. Чем Шадринск не похож на другие города?

- Оптимизмом в глазах людей, занимающихся нашим видом спорта. Не подкрепленный финансами, он приносит больше результатов, чем, наоборот, деньги без оптимизма.

- Как переносите Москву, другие большие города?

- Испытываю дискомфорт. Не по душе мне пробки, постоянные очереди. В маленьком городе гораздо спокойнее. В Уфе я провел почти десять лет и чувствую себя там очень хорошо.

Дмитрий ОКУНЕВ