ЧЕМПИОНАТ МИРА
В пятницу в Спа прошли первые свободные тренировки перед "Гран-при Бельгии".
Ефим ШАИНСКИЙ
из Спа
Дворники на лобовом стекле не справлялись с потоками воды. Пару раз приходилось даже заезжать на обочину, дабы переждать непогоду. Порой ливень на какое-то время брал паузу, но не утихал, а ослабевал до обильного дождя. С болью наблюдал, как промокшие до нитки сотрудники многочисленных парковок зазывали автомобили в свои владения, но желающих выйти из машины в пятницу с утра было немного. Теплая влажная "подушка" накрыла Арденнские горы, а заодно и трассу в Спа. Продираясь сквозь стену дождя к автодрому, невольно думал: "Трудно даже на шоссе, а каково гонщикам?"
На главной улице паддока есть местечко, откуда открывается замечательный вид на поворот "О Руж" - в переводе "Красная вода". В четверг туда при первой же возможности телеоператоры тянули пилотов - точка для интервью действительно выигрышная. Но в пятницу до обеда там разлилась огромная лужа, и желания промочить обувь не было ни у кого. Хотя на "Красную воду" посмотреть стоило - ревущие на сумасшедшей скорости болиды оставляли грандиозный шлейф брызг, которые, разумеется, окатывали холодным душем мчавшихся позади пилотов. Картина впечатляла и, признаюсь, щекотала нер-вы. Особенно если вспоминать историю "Красной воды".
Этот поворот как раз в том месте, где трасса пересекает речку О Руж. Перед ним прямая, на которой машины разгоняются до 300 км в час. Но на самом деле "О Руж" - это связка из нескольких виражей. Проблема в том, что при прохождении правого поворота пилот видит перед глазами лишь сплошную асфальтовую стену, а последний левый поворот совершается практически вслепую. У Фернандо Алонсо, например, такие ощущения: "Вы входите в первый поворот на спуске, потом направление движения внезапно меняется, и тут же идет крутой подъем. Из машины выход из поворота не виден, и когда вы поднимаетесь на гребень холма, то еще не знаете, где окажетесь..."
При всей сложности "Красная вода" позволяет классным гонщикам практически не убирать ногу с педали газа - разумеется, если им удается идти по наилучшей траектории. При этом, как говорил Жак Вильнев, нога сама поднимается с педали газа и заставить ее этого не делать очень трудно. Конечно, риск тут велик. В 1985 году Штефан Белофф в 1000-километровой гонке на "Порше" при обгоне на скорости 200 км в час попал в страшную аварию и мгновенно погиб. В 1993-м в ходе свободной тренировки в конце "Красной воды" вылетел с трассы Алессандро Занарди - итальянца так покалечило, что левая половина его туловища долго оставалась парализованной. После гибели в 1994 году Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны конфигурацию многих быстрых поворотов изменили таким образом, чтобы скорость на них несколько ограничить. Это коснулось и "Красной воды", на которой, кстати, вывели надпись: "Айртон, нам тебя не хватает". Правда, уже в следующем сезоне "О Руж" приняла "доперестроечный" вид.
Семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, именно здесь проведший свою дебютную гонку и здесь же годом позже выигравший первый из девяти десятков "Гран-при", всегда говорит, что трассу в Спа любит больше других, а самый любимый ее участок - именно "Красная вода". Основания для этого у знаменитого немца, конечно, есть: побеждал он здесь чаще всех - 6 раз. Кстати, ранее народ заполнял трибуны местного автодрома во многом благодаря именно Шумахеру - от Спа-то всего несколько десятков километров до германской границы. В последние же годы на трибунах огромные прорехи. Да и нынче аншлаг, увы, не ожидается. А раз так, то у организаторов серьезные проблемы. В ходе предварительной продажи удалось реализовать лишь 40 тысяч билетов. А ведь для того, чтобы хоть как-то свести концы с концами, нужно было сбыть 65 тысяч.
Но вернемся к Шуми. Вряд ли проблемы устроителей его любимой гонки Михаэля очень волнуют. Он в Спа, как всегда, улыбчив, не скупится на комплименты. Разумеется, каждое его слово народ жадно ловит. Например, все сейчас активно обсуждают рассказ Шуми о том, как по приезде в Бельгию он послал примирительную эсэмэску Баррикелло, которого на "Хунгароринге" чуть было не раздавил. "Если ты думаешь, что в Будапеште я хотел прижать тебя к стенке, то мне очень жаль. Я этого не желал. И прими поздравления с твоей 300-й гонкой", - писал Михаэль. А еще Шуми отвесил комплимент юному соотечественнику из "Ред Булл" Феттелю, заявив: мол, верит, что тот может стать чемпионом мира. Для этого, считает Шумахер, молодому парню надо лишь чуточку удачи, которой, увы, тому в последнее время не хватало. Михаэль имел в виду определенные технические проблемы болида "Ред Булл", которые в пяти гонках стоили Феттелю потери почти 70 очков. Себастьян на добрые слова главного гоночного авторитета ответил не без юмора, причем в немецком стиле: "Если бы собака не ходила по "большому", она бы кошку поймала". Посмотрим, что поймает Феттель в Спа, но, по мнению специалистов, машина "Ред Булла" не очень подходит для скоростной бельгийской трассы.
* * *
А для "Рено" в Спа своеобразная точка отсчета - первая гонка с воздуховодом. Все в лагере команды только и твердят, как важно его проверить, прочувствовать. Впрочем, в команде Виталия Петрова рассуждают нынче не только о технических новинках. На днях стало известно, что у "Рено" появилось еще два новых спонсора - банки из Швейцарии и Литвы. Этот аспект жизни "Рено" мы затронули в разговоре с Оксаной Косаченко - менеджером Виталия Петрова.
- Насколько важно для "Рено" появление новых спонсоров?
- За команду рада. Очень желаю, чтобы спонсоров становилось все больше. Надеюсь, придут и российские. И тут результаты Виталия в Германии и Венгрии могут сказаться очень позитивно. Европа в августе отдыхала, а в России как раз самая пора для переговоров - хотя бы потому, что формируются рекламные бюджеты. Могу заверить: последние результаты Петрова помогают вести переговоры.
- Как изменилась жизнь Виталия после пятого места в Будапеште?
- Никак. После гонки в Венгрии у него, как и у всех гонщиков, начались каникулы.
- А отношение коллег к нему не изменилось?
- Нет. Вообще, все это рабочие моменты. Виталию требовалось какое-то время, чтобы получше почувствовать команду, машину. Потом еще болид дорабатывали. Думаю, гонка в Будапешете - тот самый случай, когда все удачно сошлось: его состояние, спортивная форма, подготовка машины, состояние команды.
- А в России отношение к Петрову стало другим?
- У нас к нему всегда относились хорошо. Да, болельщики радовались, но, мне кажется, дело тут больше вот в чем: все так долго ждали какого-то позитива, и когда он пришел, народ просто с облегчением выдохнул.
- Что для Виталия в данный момент самое главное?
- Все то же. В этом сезоне он проходит учебу, у него идет процесс адаптации. В принципе мы так и планировали.
- После очков в Хоккенхайме и Будапеште у Петрова, наверное, больше шансов продлить пребывание в "Рено"?
- Я занимаюсь бизнесом, а не гаданием и поэтому не могу сказать, "больше или меньше". Переговоры идут, думаю, как и планировалось, после европейских этапов мы примем окончательное решение по поводу следующего года.
- Какие-то конкретные подвижки есть?
- Да. Но скажу о них только после того, как будет подписан контракт.
- Речь о "Рено"?
- О пребывании Виталия в "Формуле-1".
- И все-таки, какова вероятность, что он останется в "Рено"?
- Когда подпишем контракт, тогда и будет понятно, в какой команде он окажется. Ждать осталось недели три.
- Но надежда, что Петров останется в "Рено", есть?
- Для болельщиков могу сказать: Виталий практически на сто процентов останется в "Формуле-1". Это главное.
- В России отношение к "Формуле-1" меняется?
- Приятно, что смотреть гонки начали люди из бизнес-сообщества. Я изучаю демографический портрет зрителя "Формулы-1" в России. Могу сказать: сейчас болельщиков из среднего класса стало явно больше. Приятно и то, что люди начинают обращать внимание на "Формулу-1" как на некий бизнес-инструмент.
* * *
Во вчерашних тренировках было немало интересного. Об этом поздно вечером мы и поговорили с российским гонщиком, показавшим 17-й и 11-й результаты.
- Воздуховод еще дорабатываем, - начал Виталий. - Пока все нормально.
- В первой сессии вы почти не выезжали...
- Это все воздуховод - работали над ним. Нам потребовалось больше часа, чтобы правильно все настроить. В каждом круге на трассе только и делали, что все проверяли. Надо было в принципе протестировать, работает воздуховод или нет.
- Ну и как?
- Работает.
- В квалификации его используете?
- Обязательно. Даже в дождь.
- Многие закрывают воздуховод ладонью, а вы, похоже, запястьем...
- Тут просто кое-что еще до конца не доделано. Пока, конечно, несколько неудобно - отвлекает. К тому же в некоторых поворотах надо держать руль одной рукой - например, на "О Руж". В субботу будем его зажимать, чтобы проехать в полный газ.
- На мокром полотне воздуховод тоже помогает?
- Конечно. Разница существенная. Особенно на прямых.
- Какую погоду хотели бы в гонке?
- Я в лотерею не играю. Дождь всегда вносит изменения. Что мы можем поделать... Все в равных условиях. Кому повезет больше, кому меньше.
- Говорят, на подсыхающей трассе дождевая резина сильно изнашивается?
- Очень быстро. Поэтому порой надо себя ограничивать, чтобы всю не израсходовать.
- По "Красной воде" ехать волнительно?
- Нет. Проезжал в полный газ. Но не в дождь.
- На что обратите внимание в субботу утром на третьей тренировке?
- Будем работать уже с настройками. Все нужно собрать в единое целое и сделать кое-какие изменения.
- Что скажете по поводу результатов в пятницу?
- На них в принципе можно особенно не обращать внимание. Сегодня 11 пилотов поставили мягкую резину, а мы ездили только на жесткой.
- Какова задача на квалификацию?
- Пробиться в третий сегмент.
- Во второй сессии, когда дождь взял передышку, получилось полностью проверить машину?
- По сухому полотну удалось проехать всего пять кругов. Я пока только пристреливался. Мне надо было понять, как машина ведет себя на этих быстрых поворотах.
Чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". 13-й этап. "Гран-при Бельгии". Спа-Франкоршам. Свободные тренировки. 1-я сессия
1. Алонсо (Испания, Ferrari) - 2.00,797. 2. Хэмилтон (Великобритания, McLaren) - 2.01,567. 3. Кубица (Польша, Renault) - 2.02,081. 4. Феттель (Германия, Red Bull) - 2.02,450. 5. Сутиль (Германия, Force India) - 2.02,646. 6. Баттон (Великобритания, McLaren) - 2.02,913. 7. Уэббер (Австралия, Red Bull) - 2.02,926. 8. Кобаяси (Япония, Sauber) - 2.03,401. 9. Баррикелло (Бразилия, Williams) - 2.03,424. 10. Шумахер (Германия, Mercedes) - 2.03,489. 11. Масса (Бразилия, Ferrari) - 2.03,601. 12. Хюлькенберг (Германия, Williams) - 2.03,649. 13. Росберг (Германия, Mercedes) - 2.03,654. 14. Де Ла Роса (Испания, Sauber) - 2.03,851. 15. Лиуцци (Италия, Force India) - 2.04,145. 16. Альгерсуари (Испания, Toro Rosso) - 2.04,250. 17. ПЕТРОВ (Renault) - 2.04,690. 18. Буеми (Швейцария, Toro Rosso ) - 2.05,680. 19. Глок (Германия, Virgin) - 2.05,697. 20. Ди Грасси (Бразилия, Virgin) - 2.06,695. 21. Трулли (италия, Lotus) - 2.07,189. 22. Сенна (Бразилия, HRT) - 2.07,737. 23. Ковалайнен (Финляндия, Lotus) - 2.07,955. 24. Ямамото (Япония, HRT) - 2.10,507. 2-я сессия. 1. Алонсо - 1.49,032. 2. Сутиль - 1.49,157. 3. Хэмилтон - 1.49,248. 4. Кубица - 1.49,282. 5. Масса - 1.49,588. 6. Феттель - 1.49,689. 7. Баттон - 1.49,755. 8. Де Ла Роса - 1.50,081. 9. Баррикелло - 1.50,128. 10. Кобаяси - 1.50,200. 11. ПЕТРОВ - 1.50,251. 12. Шумахер - 1.50,341. 13. Росберг - 1.50,382. 14. Альгерсуари - 1.50,682. 15. Хюлькенберг - 1.50,831. 16. Лиуцци - 1.51,520. 17. Буеми - 1.51,523. 18. Уэббер - 1.51,636. 19. Ковалайнен - 1.51,480. 20. Трулли - 1.53,639. 21. Ди Грасси - 1.54,325. 22. Сенна - 1.55,751. 23. Ямамото - 1.56,039. 24. Глок - 2.03,179.
ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ Автодром - CIRCUIT DE SPA-FRANCORCHAMPS
ПОДИУМЫ С 2000 ГОДА
Год |
1-е место |
2-е место |
3-е место |
2000 |
Мика ХАККИНЕН McLaren |
Михаэль ШУМАХЕР Ferrari |
Ральф ШУМАХЕР Williams |
2001 |
Михаэль ШУМАХЕР Ferrari |
Дэвид КУЛТХАРД McLaren |
Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА Benetton |
2002 |
Михаэль ШУМАХЕР Ferrari |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ Williams |
2004 |
Кими РАЙККОНЕН McLaren |
Михаэль ШУМАХЕР Ferrari |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО Ferrari |
2005 |
Кими РАЙККОНЕН McLaren |
Фернандо АЛОНСО Renault |
Дженсон БАТТОН BAR |
2007 |
Кими РАЙККОНЕН Ferrari |
Фелипе МАССА Ferrari |
Фернандо АЛОНСО McLaren |
2008 |
Фелипе МАССА Ferrari |
Ник ХАЙДФЕЛЬД BMW |
Льюис ХЭМИЛТОН McLaren |
2009 |
Кими РАЙККОНЕН Ferrari |
Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА Force India |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ Red Bull |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2010
Пилот |
Команда |
Очки |
1. Марк УЕББЕР |
Red Bull |
161 |
2. Льюис ХЭМИЛТОН |
McLaren |
157 |
3. Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
Red Bull |
151 |
4. Дженсон БАТТОН |
McLaren |
147 |
5. Фернандо АЛОНСО |
Ferrari |
141 |
6. Фелипе МАССА |
Ferrari |
97 |
7. Нико РОСБЕРГ |
Mercedes GP |
94 |
8. Роберт КУБИЦА |
Renault |
89 |
9. Михаэль ШУМАХЕР |
Mercedes GP |
38 |
10. Адриан СУТИЛЬ |
Force India |
35 |
11. Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Williams |
30 |
12. Виталий ПЕТРОВ |
Renault |
17 |
13. Камуи КОБАЯСИ |
BMW Sauber |
17 |
14. Витантонио ЛИУЦЦИ |
Force India |
12 |
15. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ |
Williams |
10 |
16. Себастьен БУЕМИ |
Toro Rosso |
7 |
17. Педро ДЕ ЛА РОСА |
BMW Sauber |
6 |
18. Хайме АЛЬГЕРСУАРИ |
Toro Rosso |
3 |
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
Команда |
Очки |
1. RED BULL |
312 |
2. MCLAREN |
304 |
3. FERRARI |
238 |
4. MERCEDES GP |
132 |
5. RENAULT |
106 |
6. FORCE INDIA |
47 |
7. WILLIAMS |
40 |
8. BMW SAUBER |
23 |
9. TORO ROSSO |
10 |
CIRCUIT DE SPA-FRANCORCHAMPS: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
? В воскресенье состоится 55-й "Гран-при Бельгии".
? Впервые "Гран-при" на трассе в Спа был проведен в1925 году. Тогда выиграл Антонио Аскари - отец будущего 2-кратного чемпиона мира в классе "Формула-1" Альберто Аскари (1952 и 1953). После своего триумфа в Бельгии Аскари-старший разбился на следующем этапе во Франции.
? В первой гонке "Формулы-1" в Бельгии 18 июня 1950 года победу одержал аргентинец Хуан Мануэль Фанхио на Alfa Romeo.
? "Гран-при Бельгии" 42 раза проводился в Спа, 10 - в Зольдере, а дважды гонку принимал автодром Нивелль. Окончательно этап перебрался в Спа в 1985 году.
? Переносы "Гран-при" на другие автодромы были вызваны серьезнейшими авариями, произошедшими в Спа. На 19-м круге гонки 1960 года погиб британец Крис Бристоу, а на 24-м - его соотечественник Алан Стэйси, в чей шлем врезалась птица. Кроме них пострадали Майк Тэйлор (врезался в дерево во время тренировочного заезда) и Стирлинг Мосс (перелом обеих ног). В 1966 году легендарный Джеки Стюарт врезался в сельский дом, в результате чего получил множественные переломы ребер и рук. Ну а в Зольдере в 1982 году погиб канадец Жиль Вильнев.
? Трасса в Спа является самой длинной в календаре чемпионата мира-2010. Протяженность одного круга составляет 7004 метра, а их общее количество - 44 (308,052 километра).
? Трасса насчитывает 19 поворотов (10 правых и 9 левых). Перепад высот составляет около 180 метров, максимальная скорость - около 310 км/ч. Переключение скоростей на одном круге в Спа происходит приблизительно 52 раза. Вместимость трибун - 70 000.
? В XXI веке "Гран-при Бельгии" не проводился дважды: в 2003 году - из-за запрета на рекламу табачных изделий, в 2006-м - из-за разногласий между оргкомитетом гонки и обладателями коммерческих прав на "Формулу-1".
? Быстрейший круг в квалификации на новейшей конфигурации трассы 15 сентября 2007 года показал финн Кими Райкконен - 1.45,994. В самой гонке быстрейшим было время, показанное 30 августа прошлого года Себастьяном Феттелем на 38-м круге, - 1.47,263 (со средней скоростью 235,071 км/ч).
? Чаще остальных в Спа побеждал немец Михаэль Шумахер - 6 раз. Пять побед у француза Алена Проста, по четыре - у шотландца Джима Кларка и Райкконена.
? 12 раз первыми становились пилоты Ferrari, 10 - McLaren.
? Поул-позишн по четыре раза завоевывали Фанхио и бразилец Айртон Сенна.
? Среди конструкторов лидерство пока удерживает McLaren (10). У Ferrari - 9.
? Быстрейший круг чаще всего показывал Сенна (6 раз), а среди команд - Ferrari (13).
? На подиум в Спа чаще остальных поднимался Шумахер-старший - 9 раз. Семь пьедесталов у Проста, 6 - у Сенны, 5 - у новозеландца Брюса Макларена.
? Среди конструкторов по этому показателю лидирует Ferrari (35). Следом расположились пилоты McLaren (22) и Williams (12).
? С первого ряда по шесть раз стартовали Прост, Сенна и Фанхио.
? Больше всех очков в Спа добыл Шумахер (80). Всего в очках на этом автодроме финишировали 105 пилотов из 38 команд.
? Самой успешной командой в Спа остается Ferrari - 270 очков. У McLaren - 188 очков, у Williams - 109.
? Свою первую победу в "Формуле-1" команда Jordan одержала в Бельгии в 1998 году (Дэмон Хилл). Тогда же эта команда единственный раз в своей истории сделала дубль (вторым финишировал Ральф Шумахер).
? Хет-трики (поул-позишн+победа в гонке+быстрейший круг) удавалось сделать Аскари (1952), Фанхио (1954), Джону Сертизу (1966) и Михаэлю Шумахеру (2002).
? Шумахер-старший дебютировал в гонках класса "Формула-1" именно в Бельгии - 25 августа 1991 года. Год спустя он впервые в карьере одержал победу в "Больших призах" именно в Спа. А 1-е место 2 сентября 2001 года на этом же автодроме позволило немцу побить рекорд Проста по количеству выигрышей в истории "Формулы-1" (52 против 51). Сейчас у немца 91 победа.
? Четыре года подряд в Бельгии первенствовали только Кларк (1962 - 1965) и Сенна (1988 - 1991).
? В 1966 году в Спа финишировали лишь 5 гонщиков из 15 стартовавших (еще 5 пилотов не смогли выйти на старт после квалификации). Меньшее количество финишировавших в истории "Формулы-1" было зафиксировано лишь дважды и оба раза в Монако: в 1996 году до финиша добрались только 3 пилота, а в 1966-м - четверо.
? Испанец Фернандо Алонсо впервые сошел на первом же круге в 2001 году в Бельгии (коробка передач).
? Свой первый поул-позишн бразилец Рубенс Баррикелло завоевал в 1994 году в Спа.
? В 2008 году Льюис Хэмилтон в 20-й раз поднялся на подиум именно в Спа. Завтра он может завоевать призовое место в 30-й раз.
? "Гран-при Бельгии" является для бразильца Фелипе Массы единственным, где он побеждал (2008), но при этом ни разу не завоевывал поул-позишн.
? Шумахер-старший свой первый быстрейший круг показал в Бельгии в 1992 году. Тогда же он впервые в карьере захватил лидерство в гонке - 11 кругов, или 77 километров. Кстати, первый сход у немца тоже произошел в Спа (1991 год).
? Свой первый в карьере сход немец Себастьян Феттель был вынужден совершить в Спа в 2007 году (на 8-м круге из-за отказа рулевого управления).
Антон СЫЧЕВ