Вчера на автодроме "Сузука" семикратный чемпион мира 43-летний Михаэль Шумахер объявил на специальной пресс-конференции о завершении своей карьеры в "Формуле-1" по окончании сезона-2012
Напомним, что первый раз он делал это в 2006 году, когда на его счету было семь высших чемпионских титулов, 91 победа в "Гран-при" и 68 поулов. В строй немец вернулся спустя три года, и в 2010-м за рулем "Мерседеса" начал, по всеобщему убеждению, поход за восьмой короной чемпиона. Однако вопреки ожиданиям никаких дивидендов возвращение не принесло - лучшим результатом Красного барона за минувшие три сезона стало третье место на "Гран-при Европы" этого года в Валенсии, в то время как на счету его напарника Нико Росберга числятся не только несколько призовых мест, но даже одна победа.
Хотя борьба за высший титул сезона-2012 достигает своего апогея, главной новостью паддоков королевы автоспорта в эти дни был все же не вопрос о будущем чемпионе мира, а всевозможные слухи о разного рода переходах пилотов, часть из которых стала реальностью. Напомним, в частности, что "Макларен" подписал многолетнее (точное количество лет не уточняется) соглашение с мексиканцем Серхио Пересом, а чемпион мира-2008 Льюис Хэмилтон, выкормыш британской конюшни, на три ближайших года отправился в "Мерседес".
И вот эта-то последняя новость породила новую волну, рефреном в которой звучало: ну и что теперь будет делать семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, царственно откладывавший объявление о собственных планах на будущее в полной уверенности, что Росс Браун не предпримет ничего до тех пор, пока суперчемпион не определится?
Росс Браун предпринял.
Шумахеру не оставалось ничего иного, как объявить о завершении карьеры. Что он и сделал в четверг на "Сузуке".
Собрав пресс-конференцию, 43-летний немец заявил: "Цели, поставленной после моего возвращения в гонки три года назад, мы не достигли, но я могу быть счастлив теми достижениями, которые у меня уже есть".
Шумахер признался, что его энтузиазм и мотивация начали иссякать довольно давно. Циркулировавшие в паддоках слухи о том, что семикратный из "Мерседеса" направит свои божественные стопы в "Заубер", на место Переса, вызвали у Шумахера только улыбку.
Возвращение Михаэля три года назад уже вызывало у наиболее информированных и наименее восторженных знатоков и представителей прессы, мягко говоря, недоумение. Вслух об этом говорили редко, однако общий настрой был таким: Шумахер переоценил собственный гений. На момент принятия им решения о возвращении в гонки "Формула-1", по мнению многих, не имела в своих рядах ярких личностей, общий ее уровень казался довольно средним, и, видимо, это, как быстро выяснилось, ошибочное утверждение и подвигло амбициозного и падкого на славу Шумахера вернуться. Скорее всего, он был уверен, что нынешнее поколение пилотов ему вполне по зубам даже в 40-летнем возрасте, ибо возвращался он не куда-нибудь, а в экс-"Браун", только что выигравший чемпионат и Кубок конструкторов, имея в составе "средненького" Дженсона Баттона и Рубенса Баррикелло, чьи возможности Шумахер за годы партнерства в "Феррари" изучил вдоль и поперек и привык считать ниже собственных.
Главным же было, что возглавлял команду, обретшую к приходу Шумахера гордое имя "Мерседес", не кто иной, как маг и кудесник, гений тактики и стратегии, настоящий формулический гуру Росс Браун, человек, можно сказать, стоявший у руля всех семи высших титулов Шумахера.
Но верно говорит пословица: нельзя дважды войти в одну реку.
Гуру Браун при практически неограниченных возможностях (и не только финансовых) "Феррари" при Жане Тодте - это не совсем то же самое, что гуру Браун в условиях жесткой экономии и ограничений на расходы в "Мерседесе". Да и усредненность молодых пилотов нынешней "Формулы-1" Шумахер оценил неверно. Хотя бы по той простой причине, что для этого поколения семикратный чемпион мира отнюдь не являлся идолом и фигурой, на трассе неприкосновенной.
Никакого трепета перед титулами, никакого почтения или страха перед свойственной немцу бесцеремонной манерой вождения эти парни не испытывали. Кому, скажите, из прежней, прошумахеровской, "Формулы" могло прийти в голову и сойти с рук то, что позволил себе однажды на трассе испанец Хайме Альгерсуари на скромной "Торо Россо", 17 (!) кругов не пропускавший суперчемпиона вперед себя?! И уж точно в прежние годы Шумахеру вполне сошла бы с рук дикая атака на Баррикелло на Хунгароринге, в результате которой он чуть не размазал бразильца по бетону стены, отделяющей пит-лайн от прямой старт-финиш...
В "той", прежней, "Формуле-1" Шумахеру была создана атмосфера повышенной комфортности, его окружала аура непобедимого суперчемпиона, но в "этой" короли были уже другие. Они, как, к примеру, тот же Алонсо, на словах выражали немцу всяческое почтение и восхищение, а на деле никакого трепета перед ним не испытывали.
Именно по этой причине, как мне кажется, второе пришествие Шумахера в "Формулу-1" было обречено на провал.
И вчера на "Сузуке" подошло к своему логическому завершению словами: "Моя мотивация и мой энтузиазм начали иссякать уже довольно давно".
Ольга ЛИНДЕ
7 ТИТУЛОВ, 91 ПОБЕДА, 155 ПОДИУМОВ
Самые значимые рекорды Михаэля Шумахера в "Формуле-1"
Чемпионские титулы |
7 (1994, 1995, 2000-2004) |
Чемпионские титулы подряд |
5 (2000-2004) |
Победы в "Гран-при" |
91 |
Победы в "Гран-при" за одну команду |
72 (Ferrari) |
Серия побед в "Гран-при" |
7 (Европа-2004 - Венгрия-2004) |
Победы на одном "Гран-при" |
8 (Франция) |
Количество "Гран-при", на которых побеждал |
22 |
Количество трасс, на которых побеждал |
23 |
Период между первой и последней победами |
14 лет 1 месяц 1 день |
Вторые места на "Гран-при" |
43 |
Подиумы |
155 |
Серия "Гран-при", завершенных на двух первых местах |
15 (Бразилия-2002 - Япония-2002) |
Серия подиумов |
19 (США-2001 - Япония-2002) |
Период между первым и последним подиумом |
20 лет 3 месяца 2 дня |
Количество "Гран-при" с набранными очками |
220 |
Количество "Гран-при", на которых добрался до финиша |
232 |
Количество "Гран-при", завершенных в одном круге с победителем |
217 |
"Гран-при" за одну команду |
181 (Ferrari) |
Серия "Гран-при" с набранными очками |
24 (Венгрия-2001 - Малайзия-2003) |
Период между первой и последней гонками с набранными очками |
21 год 1 день |
Поул-позишн |
68 |
Старты с первого ряда |
116 |
Быстрейшие круги |
77 |
Быстрейшие круги за сезон |
10 (2004) |
Быстрейшие круги на одной трассе |
7 (Барселона) |
Количество "Гран-при" с быстрейшими кругами |
22 |
Количество трасс с быстрейшими кругами |
24 |
Период между первым и последним быстрейшим кругом |
19 лет 10 месяцев 22 дня |
"Гран-при", на которых лидировал |
142 |
Круги лидирования |
5111 |
Километры лидирования |
24 148 |
Дубли (поул-позишн+победа) |
40 |
Хет-трики (поул-позишн+победа+быстрейший круг) |
22 |
Хет-трики в одном сезоне |
5 (2004) |
Очки |
1560 |
Наибольшее количество побед в сезоне для вице-чемпиона мира |
7 (2006) |
Победы на "Гран-при Франции" |
8 |
Победы на "Гран-при Канады" |
7 |
Победы на "Гран-при Сан-Марино" |
7 |
Победы на "Гран-при Бельгии" |
6 |
Победы на "Гран-при Европы" |
6 |
Победы на "Гран-при Испании" |
6 |
Победы на "Гран-при Японии" |
6 |
Победы на "Гран-при Италии" |
5 |
Победы на "Гран-при Австралии" |
4 |
Победы на "Гран-при Венгрии" |
4 |
Победы на "Гран-при Германии" |
4 |
Всего побед на "Гран-при" за сезон |
13 (2004) |
Подиумы за сезон |
17 из 17 (2002) |
Чемпионский титул за наибольшее количество гонок до конца сезона |
6 (2002) |
Преимущество перед 2-м местом (по старой системе до 2010 года) |
67 очков (2002) |
Серия сезонов с победами в "Гран-при" |
15 (1992-2006) |
Серия сезонов с поул-позишн |
13 (1994-2006) |
Серия сезонов с быстрейшими кругами |
15 (1992-2006) |
Серия сезонов с набранными очками |
16 (1991-2006) |
Количество "Гран-при", на которых был лидером в чемпионате мира |
121 |
Пребывание в ранге чемпиона мира |
1813 дней (с 08.10.2000 по 25.09.2005) |
Подготовил Павел ОСИПОВ