14 мая 2015, 17:10

"Ред Булл": уйти нельзя остаться

Дмитрий АФОНИН
Корреспондент
После "Гран-при Испании" с новой силой вспыхнули разговоры о возможности ухода из "Формулы-1" команды "Ред Булл", за которую выступает россиянин Даниил Квят

Итоги первого европейского этапа сезона в "Королевской серии", где "Ред Булл" опять оказался на периферии очковой зоны, стали поводом для новых спекуляций о судьбе экс-чемпионской команды. Такое уже было в начале сезона, когда австрийская конюшня не могла добиться привычных для себя результатов. Однако сейчас российский пилот Даниил Квят получил новые поводы для беспокойства о своем будущем.

После "Гран-при Австралии" представители австрийского коллектива предлагали изменить правила так, чтобы сократить преимущество "Мерседеса" над всеми остальными конкурентами. Поначалу казалось, что у руководителей "Ред Булла" просто сдали нервы. Они в резкой форме выказывали недовольство моторами "Рено". И хотя силовые установки являются главной проблемой австрийцев, этим их беды не ограничиваются. Конечно, с начала сезона команда немного прибавила, однако по-прежнему далека не только от того, чтобы бороться за титулы, но даже от подиумов в отдельных гонках.

И вот консультант "Ред Булла" Хельмут Марко вновь заговорил о вероятности ухода из "Королевской серии" коллектива, которым владеет Дитрих Матешиц. На сей раз был назван и потенциальный покупатель, о возможности появления которого в "Формуле-1" говорили уже давно.

– Если в ближайшем будущем у нас не будет конкурентоспособного двигателя, то либо "Ауди" придет, либо мы уйдем, – приводит ВВС слова Марко. – На эту тему ходит много слухов. Официально пока не было никаких запросов или переговоров. Концерну "Фольксваген" нужно подумать о том, как они будут продвигать свой бренд.

Напомним, что концерн "Фольксваген" помимо одноименной марки владеет еще целым рядом автомобильных брендов, в том числе "Ауди". Однако председатель наблюдательного совета концерна Фердинанд Пих, занимавший эту должность более 20 лет, был категорическим противником присутствия "Фольксвагена" в "Формуле-1" – отчасти из-за личной антипатии к промоутеру "Королевской серии" Берни Экклстоуну. Но 25 апреля 78-летний австрийский автопромышленник ушел в отставку. И если теперь отношение концерна к "Большим призам" изменится, это может кардинально изменить расклад сил в паддоке.

Как бы то ни было, уверенности в том, что "Ред Булл" останется в "Формуле-1" быть не может. Первые слухи о том, что Матешиц может продать команду, появились еще в феврале, и тогда называлась цифра в 300 миллионов евро. Да и Марко не исключал подобного развития событий после гонки в Мельбурне.

– Летом мы снова изучим ситуацию, как делаем это каждый год, взвесим все "за" и "против", – сказал он после "Гран-при Австралии". – Если останемся недовольны, то речь может пойти об уходе из "Больших призов". Есть риск, что Матешиц разочаруется в "Формуле-1".

Что касается немецкой стороны, то ранее концерн "Фольксваген" и "Ауди" опровергали слухи о своем интересе к "Большим призам". Но ныне представители концерна говорят, что появление команды в мире "Гран-при" является одним из вариантов развития событий.

"Ред Булл" как бренд активно инвестирует в самые разные "адреналиновые" виды спорта, в том числе технические, имеет команды в футболе и хоккее. Своего нынешнего положения на рынке компания добилась во многом за счет продвижения продукции через спорт. И теперь, когда в "Формуле-1" она утратила ведущие роли, неудивительно, что Матешиц и его подчиненные начнут оценивать, насколько выгодно их дальнейшее присутствие в главной автогоночной серии.

"Ред Булл" не производит автомобили, и не будет никакой сенсации, если она решит остаться в "Формуле-1" только в качестве спонсора. Сама же гоночная команда в переходный период может начать тесно работать с "Ауди" или кем-то еще. Хотя нынешний пример "Хонды" и "Макларена" говорит о том, что смена поставщика моторов вряд ли может привести к быстрому успеху. При этом нужно помнить, что "Ред Булл", как и остальные коллективы, подписал соглашение о своем присутствии в "Королевских гонках" до 2020 года. А контракт с "Рено" в качестве моториста австрийской конюшни рассчитан, по крайней мере, до 2016-го.

В случае досрочного расторжения этих соглашений неизбежны издержки, которые учитываются Матешицем. Дочерняя команда "Ред Булла" – "Торо Россо" – при таком развитии событий может быть также продана. Возможность покупки итальянской конюшни, по слухам, рассматривается "Рено".

– Было бы здорово, если бы они пришли, – заметил Экклстоун в интервью APA, отвечая на вопрос о возможности прихода "Фольксвагена" в "Формулу-1". При этом, говоря о "Ред Булле", британец отметил: "Они не уйдут. Я хочу избежать этого". Отвечая же на вопрос, будет ли полная или частичная продажа команды концерну "Фольксваген" лучшим вариантом для "Ред Булла", Экклстоун сказал: "Я не знаю. Вам лучше спросить у них".

Непонятно, что станет в случае продажи австрийского коллектива с молодежной программой подготовки "Ред Булла", выходец из которой Даниил Квят добрался в этом году до главной команды. Гоночная судьба российского пилота, громко заявившего о себе в 2014 году, окажется под вопросом. И пусть разговоры об уходе "Ред Булла" пока находятся лишь в области предположений, хорошие выступления могут стать залогом будущего нашего гонщика в "Формуле-1".

Пока же есть шанс, что у Даниила могут возникнуть проблемы даже в том случае, если "Ред Булл" продолжит выступать в прежнем формате. Так, Хельмут Марко на днях жестко раскритиковал нынешних пилотов своей флагманской конюшни за результаты нынешнего сезона, поставив им в пример молодых гонщиков из "Торо Россо" Карлоса Сайна и Макса Ферстаппена.