24 октября 2012, 00:01
Почему пилота, который показал себя лучше всех на прошлом "Дакаре", могут не пустить за руль? И как поездка на гонку может стать наказанием?
Сегодня на пресс-конференции в Набережных Челнах команда "КАМАЗ-мастер" объявит состав экипажей, которые будут принимать участие в очередном "Дакаре".
Самый тяжелый, но и самый престижный в мире ралли-рейд снова пройдет в Южной Америке: 5 января гонка стартует в Лиме (столица Перу), а 20 января финиширует в Сантьяго (столица Чили). Команда "КАМАЗ-мастер" выигрывала знаменитую гонку уже 10 раз, но в этом году лучший из российских грузовиков - и то заявленный казахстанской командой "Астана" - занял только 3-е место.
С одной стороны, от команды не ждут серьезных перестановок в составе: на "Дакаре" этого года главной проблемой для коллектива стали неисправности моторов. И хотя экипаж Эдуарда Николаева был снят с гонки с малоприятной формулировкой "за неспортивное поведение", руководство "КАМАЗ-мастер" явно не считало пилота виноватым в странной истории вокруг столкновения на трассе с одним из внедорожником. Окончательно подробности этого инцидента (когда экипаж российского грузовика вроде бы все сделал по правилам, но в итоге был дисквалифицирован организаторами), кстати, так и не выяснились.
Впрочем, некоторые вопросы все-таки остаются открытыми - в частности, судьба Андрея Каргинова, который в этом году управлял единственным заводским КАМАЗом, добравшимся (на 4-м месте) до финиша "Дакара". После гонки молодой пилот получил понятные и вполне заслуженные комплименты от руководства - но на летнее ралли "Шелковый путь" поехал только в роли механика. Причиной этого, скорее всего, стал инцидент перед гонкой "Золото Кагана" - этапом чемпионата России по ралли-рейдам. Буквально за день до старта на тренировках в окрестностях Астрахани машина под управлением Каргинова столкнулась с еще одним автомобилем команды "КАМАЗ-мастер" и на старт не вышла: то ли из-за полученных повреждений, то ли из-за решения руководства команды наказать неосторожного пилота. По словам представителей других команд, и в этой истории нет полной ясности, так как даже в частных разговорах сотрудники "КАМАЗ-мастер" предпочитают обходить ее стороной. Так или иначе, не исключено, что отработав некий "испытательный срок" в роли механика, Андрей вновь вернется в кресло водителя...
Второй интересный момент - ситуация со штурманами. Накануне прошлого года в команде произошла весьма резкая смена поколений: разом прекратили участие в соревнованиях Владимир Чагин (он возглавил "КАМАЗ-мастер" после отставки прежнего руководителя, Семена Семеновича Якубова) и Фирдаус Кабиров (сосредоточился на своей основной работе в одном из подразделений Камского завода) - а ведь эти пилоты на двоих одержали в "Дакаре" 9 побед из 10 камазовских. На смену им пришла молодежь: когда ровно год назад команда объявила, что в Южной Америке за "штурвалы" боевых грузовиков поедут Эдуард Николаев, Айрат Мардеев и Андрей Каргинов, у тех на троих был один-единственный "Дакар" в роли пилота. Но что характерно, опытные штурманы - к примеру, Сергей Савостин, соавтор всех 7 триумфов Чагина - остались на своих местах. Год назад это выглядело более чем логично, но не станет ли вторым этапом смены поколений появление рядом с молодыми гонщиками и начинающих карьеру навигаторов?
И наконец, третий важный нюанс - в этом году впервые "КАМАЗ-мастер" будет принимать участие одновременно в двух гонках. Напомним, что до 2008 года "Дакар" проводился в Африке - когда соревнования того года пришлось отменить из-за угроз со стороны террористов, организаторы нашли для гонки новую трассу в Южной Америке, сохранив привычное (и вдобавок зарегистрированное как торговая марка) название. Между тем, на старых африканских трассах силами других организаторов прежний "Дакар" был возрожден под псевдонимом "Гонка по Африке" (Africa Race). Новые соревнования пока не могут тягаться по своей популярности с гонкой по Южной Америке - но имеют и весьма влиятельных сторонников: к примеру, именно в этом рейде участвует и побеждает легендарный Лис пустыни - француз Жан-Луи Шлессер, выступающий на зверского вида багги собственной конструкции, отличающийся в целом скверным характером, но дважды побеждавший еще в классическом "Дакаре". Со стороны кажется, что российская команда может использовать "Гонку по Африке" не более как тренировку для молодых спорстменов - но кто знает, что на уме у нового руководителя коллектива.
К примеру, африканские соревнования вполне могут играть "исправительную" роль. Ведь те, кто вошел в дакаровские экипажи, смогут встретить Новый год со своими семьями. А спортсмены, задействованные в "Гонке по Африке", будут отмечать праздник в пустыне: ведь этот марафон стартует из французского города Сен-Сипрен уже 28 декабря (чтобы финишировать 9 января в Дакаре).
Кирилл КАЧНОВ