Россия

24 июля 2013, 21:45

Андрей Ватутин: "Какая НБА, выиграть бы эту чертову Евролигу"

Тимур РУСТАМОВ
Корреспондент

БАСКЕТБОЛ

Пока РФБ готовится к выборам нового президента, а сборная России привыкает к новому главному тренеру, корреспондент "СЭ" встретился с президентом ЦСКА – клуба, имеющего прямое отношение к национальной команде и руководству нашего баскетбола. Кстати, в четверг у босса армейцев день рождения.

– Не за горами начало подготовки к следующему сезону, однако пощечина, которую мы получили в полуфинале Евролиги до сих пор не забыта, – говорит Ватутин. – Лондонское поражение от "Олимпиакоса" – серьезный удар по клубу, игрокам, болельщикам ЦСКА. Да, в какой-то степени команда реабилитировалась, выиграв лигу ВТБ. Но сейчас наша идея-фикс – это победа в Милане, где пройдет "Финал четырех" следующей Евролиги. Исходя из этого и формируем состав команды.

Кстати, когда в Москву на медосмотр недавно приехал Кайл Хайнс, перешедший в ЦСКА как раз из "Олимпиакоса", я его сразу спросил: расскажи, в чем секрет вашей победы в двух Евролигах подряд? Кайл объяснил все невероятной атмосферой в греческом команде. Думаю, нам тоже важно работать в этом направлении. Хотя в плей-офф Единой лиги ЦСКА тоже проявил характер. Победы в сериях с "Химками" и "Локомотивом" – пока что самые памятные.

– Неужели не было более громких побед?

– Именно в период моей работы президентом ЦСКА – нет. Когда я еще был генеральным директором и мы выиграли Евролигу в Мадриде, ЦСКА все считали безоговорочным фаворитом. А больше запоминаются случаи, когда ты добиваешься успеха вопреки обстоятельствам. Возьмите тот же парижский "Финал четырех"-2010. Тогда многие заранее хоронили команду Пашутина, а мы остановились в шаге от титула. Тяжело далось и российское чемпионство в 2011-м. Сезон мы начинали с одним тренером – Душко Вуйошевичем, а заканчивать пришлось с Йонасом Казлаускасом…

***

– Какое из двух поражений от "Олимпиакоса" более болезненное – в Лондоне или годом раньше в Стамбуле?

– Конечно, в Стамбуле. Тогда ЦСКА удалось собрать, пожалуй, сильнейший состав в истории. Но ужасная расхлябанность и невезение во второй половине финального матча стоили нам чемпионства. "Олимпиакос" оказался Золушкой, а мы превратились в тыкву. На фоне этого кошмара померкло даже разочарование московского "Финала четырех"-2005.

– Пару лет назад вы сказали, что выйти в "Финал четырех" сложнее, чем его выиграть. Однако у ЦСКА за последние 11 лет этих финалов уже 10…

– Да уж, КПД – неважнецкий. (Улыбается.) Будем исправлять. Но своего мнения я не меняю: выиграть два матча, пусть и решающих, проще, чем пройти длинную турнирную дистанцию до "Финала четырех". Просто мы так регулярно это делаем, что болельщики воспринимают это как рядовое событие. Полуфиналы их не волнуют, люди ждут исключительно титула. И, к сожалению, те, кто весь год тебя поддерживал, нередко превращаются в армию ненавистников, готовых вылить на ЦСКА ушат помоев. Впрочем, тех, кто всегда с нами, – все равно больше!

– Может, "Финал четырех" – слишком лотерейный способ выявления сильнейшего?

– Согласен. Но чтобы предлагать реформу, которая, на мой взгляд, давно назрела, нужно наконец выиграть "Финал четырех". Иначе инициатива будет звучать несерьезно. Кстати, не разделяю мнение Евролиги, что трехдневный финальный раунд более выгоден с финансовой точки зрения, чем серии плей-офф. А как же НХЛ или НБА, где на сериях зарабатывают огромные деньги.

– Раньше Евролига автоматически разводила на групповой стадии победителя квалификации с клубами из той же страны. В сезоне-2013/14 "Химки", если они выиграют квалификационный плей-офф в Вильнюсе, сыграют в одной группе с "Локомотивом". Это справедливо?

– Главное, что в основной стадии впервые за много лет может быть сразу три представителя России. А то, как они будут распределены по группам – не принципиально. Уверен, и ЦСКА, и "Химки", и "Локомотив" должны вместе попадать в "Топ-16".

***

– Спустя три года перед началом европейского сезона ЦСКА сыграет с командами НБА. Чего ждете от этих матчей?

– Самое важное – НБА пошла нам навстречу в вопросе выбора соперников. Мы были очень заинтересованы именно в матчах против "Миннесоты" и "Сан-Антонио". Даже после перехода Кириленко в "Бруклин" клуб из Миннеаполиса выглядит привлекательно для российского рынка с маркетинговой точки зрения, благодаря Шведу. Жаль, что "Сан-Антонио" чуть-чуть не дотянул в июне до титула. Но возможность сыграть с финалистом НБА – тоже огромная честь. И интрига для российского болельщика.

Лично я собираюсь использовать поездку в практических целях. Менеджмент "Спэрс" считается образцовым в НБА. И мне будет интересно своими глазами увидеть, как работает офис "Сан-Антонио", пообщаться с генеральным менеджером Ар. Си. Бьюфордом. Кстати, во время предыдущего заокеанского турне я многое почерпнул у генменеджера "Оклахомы" Сэма Прести, выходцем из системы "Спэрс". С тех пор мы с Прести находимся на связи.

Отмечу, что предстоящее турне будет кардинально отличается от 2010 года, когда ЦСКА стал первым клубом, победившим команду НБА ("Кливленд". – Прим. "СЭ") на территории США. Если тогда уже на четвертый день по возвращении из Америки нас ждал матч Евролиги с "Миланом", что в итоге привело к катастрофе (ЦСКА не преодолел первый групповой этап еврокубка. – Прим. "СЭ"), то теперь команда получит полторы недели на восстановление.

И последнее: надеюсь, матчи ЦСКА с "Миннесотой" и "Сан-Антонио" все-таки покажет российское телевидение.

– Вы упомянули переход Кириленко в "Бруклин". Как относитесь к масштабной селекции, которую провел этим летом хозяин клуба Михаил Прохоров?

– Прежде всего, я рад за Кириленко, который получил реальный шанс на чемпионство. С таким составом "Нетс" обязательно поборются за титул. Кроме того, Андрей сделал отличный маркетинговый ход, который может стать мостиком между американским и европейским баскетболом. Вижу в Кириленко огромный потенциал для работы менеджером, спортивным чиновником или политиком по окончании игровой карьеры. Думаю, в "Бруклине" он вплотную познакомится с бизнесом НБА. Наверняка его будут активно задействовать в раскрутке клубного бренда в России.

Ну и еще… Наблюдая за последними шагами Прохорова, создается впечатление, что Михаил Дмитриевич решительно не хочет жениться. В 2010 году он обещал связать себя узами брака, если "Бруклин" за пять лет не станет чемпионом. Осталось две попытки… Недавно я встречался с Прохоровым и могу сказать, что давно не видел его в столь приподнятом расположении духа. Ну а всем потенциальным невестам теперь остается активно болеть против "Бруклина". (Улыбается.)

– Когда Прохоров только приобрел "Нетс", вас активно сватали в администрацию этого клуба…

– Действительно, в 2010 году мне предлагали пост. Но по причинам личного характера я тогда был вынужден отказаться. Сегодня же работа в НБА не является для меня мечтой. Наверное, возраст берет свое. Будь я на 10 лет моложе, не раздумывая рванул бы за океан, как Серега Карасев. А сейчас все мысли – только о том, чтобы выиграть эту чертову Евролигу.

***

– Сокращается ли пропасть между НБА и Европой?

– Нисколько. И речь, в первую очередь, об инфраструктуре. Это в принципе два разных мира. В Европе во главе угла стоит спортивный результат, в США – финансы. Там на баскетболе зарабатывают, здесь – только тратят. Европейский клуб не может считаться успешным, если он не выигрывает Евролигу. А посмотрите на "Нью-Йорк Никс". Они в последний раз становились чемпионами в 1973-м, но это одна из самых финансово успешных команд лиги. И у зрителей там совсем другая ментальность. Много ли камней упало в огород "Сан-Антонио" после поражения в финале от "Майами"? Думаю, не очень. А ЦСКА после "Олимпиакоса" фактически смешали с грязью. Но это чисто российская фишка: ругают со страстью, а хвалят – с ленцой.

Как можно говорить о сближении Европы и США, если даже "Жальгирис", у которого чуть ли не на каждом матче – аншлаг, фактически вынужден просить подаяния у собственных фанатов? За домашнюю игру они собирают 150-160 тысяч евро. "Баскония" на четвертом матче серии плей-офф Евролиги с ЦСКА заработала 240 тысяч. Это решающий поединок, аншлаг. А тот же "Бруклин" в среднем продает билетов, еды и атрибутики на 1,5 миллиона долларов! Почувствуйте разницу.

– Какова ситуация с домашней ареной ЦСКА на следующий сезон?

– В целом я назвал бы сложившуюся картину прискорбной. Мы – скитальцы. Даже в УСК приходится платить аренду. Что касается "Мегаспорта", есть вероятность, что матчи Евролиги мы будем проводить там. Но на Ходынке хватает недостатков. В прошлом сезоне мы изрядно потратились на паркет, кольца, на большие экраны для удобства зрителей. И это еще не все. Пришлось целый месяц переписываться с менеджментом "Мегаспорта", чтобы добиться для зрителей разрешения прохода на трибуны с едой, купленной в фойе. Обычно на Ходынке это запрещено. Рассказать американцам – не поверят.

Вообще странно: богатая страна, столица, а современного баскетбольного стадиона не было и нет. В этом плане я очень рад за Краснодар и Питер, где построены прекрасные залы.

– Почти наверняка в следующем сезоне титул чемпина России будет разыгрываться в лиге ВТБ. А как вы относитесь к разговорам о масштабной реформе Кубка страны – чтобы сбалансировать число матчей у клубов разного уровня?

– Отвечу так: ЦСКА намерен принять участие в Кубке. Скорее всего, начиная с четвертьфинальной стадии. Из-за исчезновения ПБЛ в предстоящем сезоне количество игр действительно существенно сократится, и Кубок может компенсировать этот пробел. Ну а обладателя трофея я бы определял по "испанской" схеме, где решающая стадия Кубка короля длится неделю.

***

– Поговорим о более отвлеченных вещах. Как ваша карьера в конце 90-х повернулась из журналистского русла в управленческое?

– Лично для меня профессия менеджера выгодно отличается от журналисткой. Мне нравится не просто обозначать проблемы, как делает пресса, но и решать конкретные задачи.

Безумно благодарен своим соратникам и учителям – Сергею Кущенко, Михаилу Прохорову, Сергею Борисовичу Иванову. Кущенко в "Урал-Грейте" впервые предложил мне работу в качестве спортивного менеджера. С Прохоровым за годы совместной деятельности в ЦСКА и последующее время отношения стали дружескими. Иванов – человек, искренне любящий и понимающий нашу игру, делающий многое для побед ЦСКА.

А вот мою роль в клубе и всем нашем баскетболе переоценивать не собираюсь. ЦСКА силен не только президентом, а в первую очередь работающими рядом со мной людьми и соответствующей атмосферой. Хотя работа непростая и здоровья не добавляет. Это уже не профессия – образ жизни.

– Президент обязан быть баскетбольным фанатом?

– Пожалуй. Я, например, не могу представить президента "Локо" Андрея Ведищева во главе хоккейного клуба. Или главу УНИКСа Евгения Богачева, руководящего футбольной командой. Вообще не могу вспомнить ни одного человека, который бы пришел из другого вида спорта и добился бы чего-то в баскетбольном менеджменте.

– Приход Кириленко в ЦСКА-2011/12 по праву считается вашим самым сильным трансферным ходом. Какие еще селекционные удачи можете выделить?

– Кириленко стал для ЦСКА воплотившейся мечтой. Но рассуждая о трансферах, надо понимать: в Европе менеджеру работать куда проще, чем в НБА, где есть система ограничений зарплат. Если максимально упрощать, то у нас "бабки есть – подписал". Не вижу смысла бахвалиться тем, что, сидя в одном из самых богатых клубов Европы, я совершаю успешные трансферы.

– И все-таки? Какими приобретениями ЦСКА мог бы гордиться?

– Если вы настаиваете, то это, безусловно, Шишкаускас, чей приход сразу позволил выиграть Евролигу. Еще возвращение Хряпы из НБА, ставшее знаковым для всего нашего баскетбола. Но работаем не только мы. Например, мне очень нравится селекция, которую проводит этим летом УНИКС. Для Казани это безусловно лучшая трансферная кампания за много лет. Молодцы.

– Является ли бренд ЦСКА серьезным подспорьем при переговорах со свободными агентами?

– Давайте начистоту. Лично я знаю только два примера, когда игрок отказывался от денег, которые мы ему предлагали. Первый – это Серега Быков, променявший еще один сезон в ЦСКА на шанс играть в основе "Локомотива", несмотря на сокращение зарплаты. Второй – Шишкаускас, который завершил карьеру на год раньше окончания контракта.

Каким бы брендом ни обладал клуб, все в конечном счете решают финансы. Игрок идет туда, где ему больше платят. Это почти аксиома. А в нашей стране существует еще и "российская надбавка". По сравнению с европейскими топ-клубами мы платим на 20-25 процентов больше. И это нормально. Сами поставьте себя на место баскетболиста и подумайте, где он при прочих равных предпочтет играть – в ЦСКА или "Барселоне". Климат, комфортность жизни, расстояния – почти по всем показателям Россия уступает. И эту разницу мы вынуждены компенсировать.

5