12 октября 2011, 23:40
Выбрав время в напряженном графике предсезонных сборов, олимпийский чемпион Евгений Устюгов вместе с партнером по команде Андреем Маковеевым встретился с любителями биатлона в магазине "Лыжный мир", после чего ответил на вопросы корреспондента "СЭ Интернет".
- В прошлом году вы говорили, что последствия успешного олимпийского сезона не лучшим образом влияли на вашу подготовку. В каком психологическом состоянии проводите текущее межсезонье?
- Да, действительно, в прошлом году было много всего, что мешало мне нормально тренироваться. Но сам по себе сезон, кстати, был не так уж плох. В том плане, что дал много информации для размышления. И сейчас 15 мая я ехал на сбор с конкретной целью - работать и готовиться. В прошлом году было много лишнего, в этом - я отключился полностью от всего - от своих дел, от всевозможных мероприятий. Все делается осознанно. Сил оставалось много, и начал я со свежей головой и чистой совестью (улыбается).
- Весной, по окончании сезона, вы отмечали, что главное - исправить ошибки. Удается?
- Удается многое. Повторюсь, я не хочу говорить плохо о предыдущем сезоне. Все, что ни делается, - к лучшему. Если бы тренеры не позволяли мне давать слабину, не делали мне поблажек, все могло бы оказаться еще хуже. Физически и психологически мне было тяжело. И тренеры видели это, помогали мне, как могли. Поэтому все так и получилось.
- Насколько изменился тренировочный процесс при новых наставниках?
- Значительно изменился. Перечислять все нововведения, думаю, не имеет смысла. Методика в любом случае одна - в циклических видах спорта по-другому не бывает.
- Сейчас вы себя ощущаете лучше, чем в это же время год назад?
- На самом деле в прошлом году после сентябрьского сбора я себя тоже хорошо чувствовал, набрал форму. Другое дело, что ее надолго не хватило. Как будет на этот раз, посмотрим.
- Как оцениваете свое выступление на чемпионате мира по летнему биатлону? Насколько по его результатам можно судить о степени вашей готовности?
- Летний и зимний биатлон - совершенно разные вещи. Я сам по себе не роллер (улыбается). Мне очень тяжело. Люди, обладающие большей массой тела, по закону физики со спуска едут быстрее, с этим уж ничего не поделаешь. Но я все же решил выступить на чемпионате мира, потому что чувствовал себя превосходно и хотел попробовать свои силы. К тому же, не скрою, мне было интересно. На летнем чемпионате России я выступаю каждый год, а на чемпионате мира не был ни разу.
- Приобрели новый опыт?
- На самом деле, да. И очень полезный. Меня, например, спрашивали, что в Чехии происходило со стрельбой на "лежке". Отвечаю: произошла определенная модернизация винтовки, и ответственный старт мне отчетливо показал, что с ней не так. Теперь я об этом знаю и во время предстоящих сборов буду ликвидировать проблемы.
- Очевидно, что предсезонные сборы не самое приятное время для спортсменов. Что лично вам дается тяжелее всего?
- Для меня сложнее всего после весеннего перерыва оставлять семью дома и уезжать на сборы. Психологически очень тяжело.
- Как дела у вашей маленькой дочки?
- Все хорошо, спасибо. Мы уже здоровые, большие и крепкие, вовсю бегаем и хохочем.
- В семье Устюговых подрастает будущее российского биатлона?
- Нет! Исходя из собственного опыта, я не хочу, чтобы мой ребенок занимался профессиональным спортом.
- На вас сильно повлияла история со случайной травмой Ивана Черезова?
- Да. Иван - мой хороший друг. С моего появления в команде, да и до этого, мы очень много общались, в последние два-три года постоянно жили вместе. И эта ситуация, конечно, неприятная.
- То, что он надолго выбыл из строя, сказалось на команде в целом?
- Это сказалось на всем российском биатлоне. Ведь Черезов был самым стабильным спортсменом в нашей команде.
- Вы готовы в его отсутствие стать лидером сборной России?
- Я не хочу даже думать об этом. А раз так говорю, то, видимо, не готов. (Смеется.)
- Как относитесь к возможному возвращению в национальную команду Дмитрия Ярошенко, ставшего абсолютным чемпионом мира по летнему биатлону?
- Дмитрий - мой земляк, хоть сейчас он и выступает за другой регион. Мы с ним постоянно поддерживали отношения, в том числе и тогда, когда он переживал, скажем так, самые печальные два года своей жизни.
- Как отнеслись к тому, что МОК позволил ему выступить на Олимпийских играх в Сочи?
- Положительно. Я не понимаю, что в этом такого серьезного, чтобы лишать человека возможности выступать на Олимпийских играх. Разумеется, говорю не о тех, кто принимает запрещенные препараты намеренно, а о тех, кто может оказаться в подобной ситуации случайно. Ведь многие "попадаются" на допинге и получают дисквалификацию по ошибке. Олимпиада - главное для каждого спортсмена. Человек ждет этого шанса всю свою жизнь.
- В главной сборной возможно появление и молодых спортсменов. Вы проводите сборы параллельно с командой Б. Кто из молодежи, на ваш взгляд, готов заявить о себе в предстоящем сезоне?
- Подрастает масса достойных спортсменов, и это, на самом деле, радует. Молодежь и нам будет наступать на пятки, не даст расслабиться.
- Среди болельщиков бытует мнение, что биатлонный сезон слишком короткий и что его можно было бы продлить за счет пары-тройки этапов Кубка мира. Как вы к этой идее относитесь?
- В биатлоне база закладывается начиная с мая месяца. Нельзя без достаточного количества тренировок бежать весь сезон, нельзя только выступать и не тренироваться. Это просто невозможно.
- У лыжников, например, сезон начинается на две недели раньше.
- У нас, биатлонистов, считая чемпионат мира, десять этапов Кубка мира по три гонки в каждом. За сезон получается 30 стартов. Как минимум. А недавно я разговаривал с Никитой Крюковым. Лыжники-спринтеры бегают по 14-16 гонок, то есть в полтора раза меньше, чем мы. Представляете?! У дистанционщиков, думаю, примерно такая же нагрузка. Да, у них есть такие напряженные соревнования, как "Тур де Ски", но тем не менее.
- На ваш взгляд, не самый успешный прошлый сезон не скажется на популярности биатлона в России?
- Я думаю, нет. Иногда такие сезоны, может быть, и полезны. О нас, конечно, говорят плохо, но все равно ведь говорят. Всем будет интересно, как мы справимся, будем бегать в новом году. Но если мы еще пять сезонов будем проигрывать, тогда…
- С каким настроением ждете нового сезона?
- С хорошим. После ряда достойных весенних гонок новый сезон хочется начать поскорее.
- Ставите перед собой какие-то конкретные цели?
- Нет. Целей, пока не начался сезон, не ставлю. Это нереально.
Мария НИКУЛАШКИНА