20 ноября 2019, 12:25
Будь биатлон сейчас хотя бы вполовину так популярен, как фигурное катание, история с отбором на стартовые этапы Кубка мира гремела бы на всю страну. Счастье чиновников СБР, что мало кто из «диванной аудитории» знает в лицо Ирину Старых и тем более Тамару Воронину.
Тем не менее, в узком круге скандал все равно получился. Сначала в Тюмени тренерский штаб в присутствии президента СБР Владимира Драчева принял решение проигнорировать заявленные ранее принципы отбора: в обход них взять сразу на Кубок мира Старых, а Екатерину Глазырину оставить дома. После этого Глазырина рассказала, что отлучалась со сбора, за что ее критиковали, по причине смерти отца, а первый вице-президент Алексей Нуждов публично заявил, что ему стыдно за все происходящее.
Спустя пару дней в Москве правление федерации (куда входит все те же Драчев, Нуждов и еще восемь человек) изменило это решение и восстановило справедливость. Теперь состав женской команды на стартовые этапы Кубка мира и IBU выглядит в точности как и должен был в соответствие со спортивным принципом. Внимание, вопрос: зачем нужно было так скандалить до этого?
Мужчины. Кубок мира. Александр Логинов, Евгений Гараничев, Дмитрий Малышко, Антон Бабиков (личная квота), Эдуард Латыпов, Никита Поршнев, Матвей Елисеев.
Кубок IBU. Карим Халили, Василий Томшин, Андрей Вьюхин, Кирилл Стрельцов, Евгений Сидоров, Александр Поварницын, Ильназ Мухамедзянов.
Женщины. Кубок мира. Екатерина Юрлова-Перхт, Виктория Сливко (личная квота), Светлана Миронова, Лариса Куклина, Кристина Резцова, Тамара Воронина.
Кубок IBU. Ирина Старых, Екатерина Глазырина, Анастасия Гореева, Полина Шевнина, Ирина Казакевич, Наталья Гербулова, Анастасия Поршнева.
Демократия — это, безусловно, здорово. И СБР сейчас чуть ли единственная российская федерация по олимпийскому виду, которая может ей похвастаться. Президент Драчев, например, заявил в интервью «СЭ», что был изначально не согласен с решением тренерского штаба взять на Кубок мира Ирину Старых. Но вроде как тренерам удалось его убедить.
Потом Правление тоже не согласилось с тренерами — и вот Старых уже едет на Кубок IBU, где и должна изначально быть в соответствие с критериями отбора. Но что интересно: на всем протяжении этой дискуссии Драчев ни разу не стукнул кулаком по столу и не настоял на собственном мнении, как на единственно верном. Мол, как большинство решило — так и будет.
Можно ли представить себе такую ситуацию, например, в лыжных гонках, где руководит Елена Вяльбе? Да ни за что. Хорошо это или плохо? Большой вопрос. Видимо, единственно правильного рецепта тут нет. Если подобные скандалы будут сопровождать определение состава на каждый кубковый этап, все очень быстро превратится в цирк. Но если месседж от правления тренеры поймут с первого раза — то почему бы нет. Мол, заявленные критерия отбора нарушать нельзя, иначе мы все равно исправим ваше решение.
Конфликт интересов между тренерским штабом и членами Правления угадывался давно. Тренерам нужен результат, а значит — самые сильные спортсмены на сегодняшний день. Без оглядки на прошлые дисквалификации, проблемы с «флажками» за систему ADAMS и так далее. Правление же, по идее, должно смотреть на шаг вперед. И появление таких спортсменов на Кубке мира — никак не в политических интересах СБР, который и так не имеет полноценного статуса в международной федерации.
Другое дело, что если заглянуть на шаг вперед, все кажется довольно бессмысленным. Состав на старт Кубка мира — вещь очень условная, уже через месяц он может измениться до неузнаваемости. Десятки взрослых людей ломали копья скорее из-за принципа, чем по реально важному вопросу.
Еще один важный момент. Если отбывшие дисквалификации Старых и Глазырина проявят себя на Кубке IBU (а судя по их результатам на отборочных стартах в Тюмени, это очень даже вероятно), ни правление, ни тренерский штаб не смогут ничего сделать. И в нашей команде, с учетом Александра Логинова, окажутся сразу трое спортсменов с допинговыми дисквалификациями за плечами.
Это, безусловно, плохо для имиджа российского биатлона. Но в критериях отбора на этот счет ничего не записано. И никогда не будет: слишком важен Логинов для мужской команды, жертвовать им ради принципа никто не готов. Но тогда уж надо быть последовательными и не зажимать Глазырину со Старых тоже.
В общем, здорово, что на старте сезона справедливость восторжествовала. Но будем надеяться, в дальнейшем главные биатлонные сражения будут происходить все же на трассе и стрельбище, а не в кабинетах.