Речь в этом материале пойдет о британском тяжеловесе Дереке Чисоре - том самом, который недавно прославился на весь мир. Сначала он, как вы помните, отвесил пощечину одному Кличко, затем пустил изо рта струйку в другого и, наконец, устроил драку со своим соотечественником Дэвидом Хэем. За все эти подвиги Чисору, как и следовало ожидать, дисквалифицировали - на неопределенный строк. Однако у него сразу же появилось множество адвокатов, и больше всего в России.
В других странах их, конечно, тоже хватает. Помню, я совершенно не удивился, когда увидел Чисору в Штутгарте в первом ряду на бое Поветкин - Хук. И еще меньше удивился, когда все вдруг забыли о том, что происходило на ринге (где, правда, тогда дрались еще не главные виновники торжества) и сосредоточились на славном Дереке. Если бы фото-, видео- и кинокамеры обладали возможностью стрелять, то Чисора не то чтобы был изрешечен пулями, а от него вообще остались бы одни лохмотья. И ведь это было в Германии, где обожают братьев Кличко. Когда объявили о том, что в зале имеется Чисора, поднялся негодующий вой, но многие из этих вопивших сначала схватились за камеры, чтобы его снять, а потом сами с ним фотографировались.
При этом Чисора был необычайно грустным. Наверное, у него уже были сведения о том, что мы узнали позже, а именно - что его дисквалифицируют.
Давайте вспомним хронологию событий. Началось все в Мюнхене накануне боя с Виталием Кличко, когда после взвешивания Чисора совершенно неожиданно ударил своего будущего соперника. Чисто формально это можно было назвать пощечиной, но на самом деле это был силовой удар открытой ладонью, в который Чисора вложил корпус.
На следующий день уже непосредственно перед боем Чисора, предварительно набрав в рот воды, струйкой пустил ее в лицо Владимиру Кличко. И апофеоз: после боя на пресс-конференции Чисора устроил драку с Дэвидом Хэем.
Вот так позабавился этот взрослый шалун. Меры не замедлили себя ждать. Так как бой с Виталием Кличко проходил за принадлежащий ему титул WBC в тяжелом весе, именно эта организация отреагировала первой, выкинув вполне достойно проигравшего Чисору из своих рейтингов и на неопределенный срок лишив его права драться за свой титул.
Промоутер Чисоры Фрэнк Уоррен отреагировал на это болезненно. Он написал президенту WBC Хосе Сулейману открытое письмо, которое лучше было бы не отправлять и закрытым. Если называть вещи своими именами, то это был протокол истерики. Начиналось сие послание со слов: "Я мог бы обвинить вас в применении двойных стандартов, если бы вы придерживались хоть каких-то стандартов".
Дальше шло много детской демагогии, которой злоупотребляют хорошие адвокаты из плохих фильмов. Уоррен дошел до того, что написал: "В любом демократическом обществе человек не виновен, пока не доказано, что он виновен". При этом он сделал оговорку, что не склонен смотреть сквозь пальцы на то, что сделал Чисора, но заявил, что боксеру надо было дать возможность высказаться. После этого хотелось спросить: а сквозь что Уоррен собирается на это смотреть?
Вообще Уоррен настаивал на том, что здесь все не так ясно и надо еще разобраться. Он упрекнул Сулеймана в том, что в других случаях он не реагировал столь жестко. Так, Антонио Маргарито был дисквалифицирован лишь на год за то, что у него в перчатках нашли некие "уплотнители", которые утяжеляли удар. Флойда Мейуэзера вообще никак не наказали за то, что он побил свою девушку, словно это WBC выдал ему лицензию на бой с его девушкой, а потом должен быть возмутиться, что бой проходил не по правилам. Был помянут и случай, когда Тайсон укусил на пресс-конференции Леннокса Льюиса, а сам Сулейман попал под раздачу и тоже получил какую-то травму. Но Железного Майка после этого никто и не думал лишать лицензии.
Всунув еще где-то фразу о том, что Сулейман сам себя назначил судьей, присяжными и палачом, Уоррен завершил письмо риторическим вопросом: "Пошли бы вы на эти шаги, если бы Дерек Чисора был чемпионом мира?"
К содержанию этого письма мы еще вернемся, а пока продолжим экскурс в недавнее прошлое.
14 марта курирующая британский бокс организация BBBC (British Boxing Board of Control - Британское Правление по Контролю за Боксом) отобрала у Дерека Чисоры лицензию. В течение двух недель после этого он имеет право подать апелляцию, но вряд ли результат изменится. В боксе много обходных путей (собственно, их там гораздо больше, чем прямых), и теоретически Чисора может получить лицензию в другой стране, как недавно сделал другой британский боксер Мэттью Макклин, который 4 марта героически проиграл Серхио Габриэлю Мартинесу. Однако вряд ли Чисора с Уорреном попытаются это сделать, так как, похоже, боксерский мир занял против них круговую оборону.
Почти сразу же у Чисоры обнаружилось множество защитников, и больше всего, по-моему, в России. Кстати, скандалист вроде бы совсем скоро осчастливит своим приездом и нас: Чисору пригласили в качестве почетного гостя на бой Дениса Лебедева и Шона Кокса, который состоится 4 апреля в Москве в "Крокус-сити". Думаю, встретят его как самого дорого гостя: пирогами, блинами, водкой, икрой и девушками, готовыми за хорошее вознаграждение отдаться хоть крокодилу, хоть Чисоре.
Если оставить в стороне множество кличкофобов, которые благодарны Чисоре за то, что он нанес хоть какой-то урон братьям, и готовы оправдать что угодно, сделанное против Кличко, аргументы остальных адвокатов этого не слишком масштабного дьявола в общем и целом повторяют то, что написал Фрэнк Уоррен в своем письме Хосе Сулейману, только в более мирных тонах.
Честное слово, я не знаю, чего в такой позиции больше: наивности или лукавства. Сразу после эскапады Чисоры в Мюнхене я написал, что боксерский мир стоит перед выбором: либо Чисору примерно накажут и все останется более-менее как было, либо Чисору не накажут, и через год-другой "дело Дерека Чисоры" станет жить на широкую ногу и побеждать, и в результате мы получим в боксе скотный двор, где основные события переместятся с ринга на взвешивания и пресс-конференции, где будет царить тот еще цирк.
Фрэнк Уоррен, переживающий как промоутер не лучшие времена, может придуриваться и делать вид, что не понимает, о чем речь, приплетая к разбирательству даже драку Мейуэзера с его подругой, но остальным-то это зачем?
Можно, конечно, используя старую римскую поговорку "Что позволено Юпитеру, не позволено быку" и политкорректно вывернув ее наизнанку, с пафосом спросить: "Так что же: что позволено Тайсону, не позволено Чисоре?"
Ответ на этот вопрос будет обескураживающе простым: не позволено. И стоять за этим ответом будет самый простой здравый смысл.
Да, Тайсон вырвал зубами кусок мяса из ноги Леннокса Льюиса, а Рикардо Майорга отвесил на пресс-конференции подзатыльник Оскару Де Ла Хойе, но прежде чем сделать это, они стали суперпопулярными чемпионами. Их прощали, потому что не было опасности, что их примеру последуют. Нет, на клубном уровне перед боями происходят и не такие вещи, но кого это интересует? Важно, чтобы эта зараза не распространилась на "контендеров", то есть боксеров, входящих в число первых пятнадцати номеров рейтингов ведущих боксерских организаций. Потому что, если это произойдет, тогда-то мы и получим тот скотный двор, о котором я уже говорил.
В профессиональном боксе помимо официальных претендентов никто не имеет автоматического права на бои с чемпионами мира. При этом выбор этих официальных претендентов далеко не всегда очевиден. Точно так же не всегда понятно, каким образом боксер, только что стоявший, например, на восьмом месте, вдруг стал третьим. В этой ситуации крайне резко встает вопрос о медийности того или иного персонажа. Как в этой связи ни вспомнить Дэвида Хэя, который буквально "выболтал" себе бой с Владимиром Кличко. Своими многочисленными эпатажными выходками он привлек к себе внимание и получил то, что хотел: мегабой за мегаденьги.
Однако Хэй - игрок умный и тонкий. Один британский журналист сказал мне как-то по секрету: "Когда я с ним общаюсь, у меня все время возникает ощущение, что он гораздо умнее меня и видит меня насквозь". Играть так, как играет Хэй, вряд ли кто-то сможет, как никто не мог играть с публикой так, как играл Мохаммед Али. Большинство же знает только один способ привлечь к себе внимание: устроить скандал, чем безобразнее - тем лучше. Однако до сих пор здесь действовали определенные негласные ограничения, которые сводились ко все той же поговорке о Юпитере и быке. "Выступать больше своего веса" не дозволялось никому. Контендер, устроивший слишком большой скандал, рисковал потерять все. Дерек Чисора попытался сломать это правило.
Ходят упорные слухи (подчеркиваю - только слухи), что Фрэнк Уоррен подначивал Чисору устроить "что-нибудь этакое". Но Чисора перестарался. Я внимательно наблюдал за ним в Мюнхене, а перед этим в Хельсинки, где он дрался с Робертом Хелениусом, и у меня сложилось четкое впечатление, что парень этот немного не в себе, но до определенного момента себя полностью контролирует. При этом только от него самого зависит, перейдет он какую-то черту в себе, после чего его уже не удержать, или не перейдет. В Хельсинки он остановился на самой последней грани. В Мюнхене - даже не перешел, а перепрыгнул через нее, поставив боксерский мир в крайне неудобное положение.
Если бы на это посмотрели сквозь пальцы, очень-очень многие "не совсем Юпитеры" стали бы в скором времени позволять себе и не такое, подрывая репутацию профессионального бокса, а она у него и так, прямо скажем, не очень. СМИ следят за боксом, как соседи за женщиной, которая хорошо и весело погуляла, а теперь остепенилась и решила стать дамой. То есть, ей не доверяют до конца и с вожделением ждут, когда же она оступится снова. Вот и бокс находится в схожем положении.
Слишком громкие и тем более слишком многочисленные скандалы никому не нужны. А, следовательно, не нужен и Чисора с его делами.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ