Статьи

18 февраля 2010, 01:27

Сергей Карякин: "С женой в шахматы почти не играю"

ШАХМАТЫ

О Сергее Карякине я впервые услышал накануне финального матча чемпионата мира ФИДЕ 2001 года. У стойки, где мы получали аккредитацию, какой-то человек со своеобразным веселым говорком, обращаясь ко мне и еще к одному журналисту, сказал: "Не пойму я вас, корреспондентов, спрашиваете все о Пономареве, да о Пономареве. А у меня растет мальчик, Сережа Карякин, ему сейчас 11 лет, и он уже значительно опережает Руслана по всем показателям. Будущий чемпион мира, между прочим".

Я поинтересовался, как зовут веселого человека.

- Пономарев Михаил Никитович! - протянул он руку и пояснил - однофамилец Руслана.

Весть о том, что в команде Руслана Пономарева появился 11-летний секундант Сережа Карякин воспринималась тогда как сенсация. Один из репортажей в "СЭ" я так и озаглавил: "Секунданты и секунданята". А через год Карякин стал самым молодым гроссмейстером в истории шахмат!

Но тогда я, конечно, не думал и не гадал, что когда-нибудь буду брать интервью у кандидата в члены сборной России Сергея Карякина. Ведь в Вейк-ан-Зее в январе этого года 20-летний гроссмейстер впервые играл под российским флагом.

- Сергей, как вы оказались в школе Михаила Пономарева в Краматорске?

- Как я сейчас понимаю, мои родители сделали этот исключительно ответственный шаг ради моего будущего. У них в Симферополе была хорошая работа, там были родственники, друзья. И все это они бросили, потому что для оплаты тренеров, для поездок на соревнования требовались серьезные средства, а спонсоров не было. Сейчас-то понимаю - это был их родительский подвиг, а тогда я считал: это же так естественно!

- Что такого особенного было в Михаиле Пономареве? Почему вокруг него сплотилось столько талантов?

- Михаил Никитович был изумительным человеком! Доброты необычайной! И обладал незаурядными организаторскими способностями и педагогическим талантом. Он основал грандиозную школу! В ней шло постоянное шахматное общение, приглашались тренеры, оплачивались турниры… Практически все молодое поколение оттуда - Руслан Пономарев, Арещенко, Ефименко, Лагно, Здебская, Кузубов, я. Увы, когда Михаила Никитовича не стало, школа, по сути, прекратила свое существование.

- В матче Иванчук - Пономарев ваша, Сергей, роль подчеркивалась "для прессы"? Или все же какую-то реальную пользу своему подопечному вы принесли, как думаете?

- В основном, конечно, Руслан готовился с Топаловым, но и мы с Геннадием Павловичем Кузьминым вносили свою лепту. Меня Пономарев назначил ответственным за французскую защиту. И первую партию в матче он выиграл именно во французской! Может, совпадение, а может, и нет (смеется).

- После вашего триумфального выступления за Украину на Всемирной олимпиаде (6,5 из 7 - абсолютно лучший результат. - прим. Ю.В.) решили замахнуться на титул чемпиона?

- Мысли такие были с самого детства, а игра на Олимпиаде дала импульс моему росту, после нее я сразу совершил скачок в рейтинге - от отметки 2570 к 2635!

- Как складываются ваши отношения за доской со "стариками" - Анандом, Крамником, Топаловым, Иванчуком?

- Так как свои первые супертурниры я играл рано - в14 - 16 лет, то поначалу они меня обыгрывали. Особенно Иванчук. Но в последнее время мне удалось "уплотниться", и так просто я им уже не дамся!

- Действительно, на последнем турнире в Вейк-ан-Зее Крамнику в последнем туре позарез нужна была победа над вами, чтобы выиграть турнир. Но, играя белыми, он вынужден был предложить ничью на 21-м ходу, после чего сказал: "Ничего не получил по дебюту". Иванчук тоже не смог одолеть вас белыми и тоже был обескуражен…

- К корифеям я отношусь с уважением, но мне кажется, что всегда нужно концентрироваться на своей собственной игре, становиться сильнее. И надеюсь, что когда-нибудь наступит такой момент, когда мне будет не важно, кто сидит напротив.

- Ваш переход в российское гражданство и в РШФ был воспринят неоднозначно. Коллеги, насколько я знаю, вас поддержали, а вот чиновники заговорили о "предательстве".

- Процентов девяносто людей, с которыми я общался, восприняли мое решение с пониманием. Оно - следствие того отношения к спорту (причем не только шахматам), которое сложилось в Украине. Не могу сказать, что у меня вообще не было поддержки, хорошие люди есть везде, но помощь от государства была смехотворна! Я благодарен всем любителям, которые продолжают за меня болеть. В "предательстве" же обвиняли люди, которые в силу своих должностей не могли сказать иначе. Только вот на вопрос, что они сделали, чтобы я остался в Украине, ответить им было нечего.

- Кто конкретно вел с вами переговоры о переходе под юрисдикцию России? Есть у вас контракт с РШФ?

- Инициатива принадлежала мне, она была поддержана президентом РШФ Александром Дмитриевичем Жуковым и первым вице-президентом Аркадием Владимировичем Дворковичем. Огромную помощь по всевозможным техническим вопросам оказал Александр Григорьевич Бах. Его роль вообще невозможно переоценить! Я поступил в РГСУ, учусь на факультете физвоспитания. Очень благодарен ректору РГСУ Василию Ивановичу Жукову за помощь в оплате моих сборов и тренеров. Контракта у меня нет, но есть устные договоренности, которые неукоснительно соблюдаются. Как известно, 19 февраля будет внеочередной съезд, и я бы хотел призвать делегатов проголосовать за изменения, предлагаемые РШФ, так как терять людей, которые столько делают для шахмат, было бы безрассудством.

- В прошлом году вы выиграли очень престижный турнир в Вейк-ан-Зее, в этом же были близки к успеху, шли "+2", но сыграли "странную" партию с Карлсеном. Причем проиграли во "французской", за которую "отвечали" еще в 11-летнем возрасте…

- Прошлогодний "Корус" был очень увлекательным, интрига сохранялась до последнего тура. Мне удалось обойти и Карлсена, и Ароняна! Тогда в турнире "Б" выступал Саша Мотылев, с которым мы начали сотрудничать, соперники об этом не знали - отчасти из-за этого и удалось выиграть турнир. В этом году все складывалось до поры очень неплохо. Должен отметить мой явный прогресс при игре черным цветом. Если год назад, даже выиграв турнир, я был черными "в минусе", частенько не выходя из дебюта, то сейчас с тренерами Юрием Рафаэловичем Дохояном и Александром Мотылевым мы так подшлифовали репертуар, что с дебютом практически не было проблем. Это крайне важно! В итоге даже удалось набрать "+1". Но вот белый цвет подкачал. Должен был выигрывать у Смитса, стоял с приличным перевесом с Каруаной, да и Карлсену проигрывать был совсем не обязан. Перепутал все, что можно было в дебюте, фигуры оказались не на своих местах, и я не вовремя решил проявить активность. Вместо этого мог просто "отсушить ничейку". Небольшим оправданием может служить то, что весь турнир я играл сильно простуженным.

- Вы уже дважды доходили до полуфинала в Кубке мира. В этот раз вас выбил ветеран Борис Гельфанд. Почему ему проиграли?

- Потому, что соперник играл блестяще! Понимаю, звучит банально, но за партию он не сделал ни одной ошибки, при этом играя с большой скоростью! Борис Абрамович сыграл один из лучших турниров жизни, и возраст этому не помешал!

- Сергей, вы теперь российский шахматист, в Вейке играли впервые под российским флагом, в связи с чем лидер российских шахматистов Владимир Крамник сказал, что с вами наша команда станет гораздо сильнее и на Всемирной шахматной олимпиаде в Ханты-Мансийске сможет бороться за золото…

- Ну, мне место в сборной никто не гарантировал. Если будут более достойные - возьмут их. Кстати, в Вейке случайно узнал, что даже в случае попадания в сборную на Олимпиаду в Ханты-Мансийск мое участие под вопросом. Как известно, мне нужно было выдержать паузу - год после последнего командного турнира за сборную Украины, чтобы я имел право играть за сборную России. В последний раз играл за Украину в ноябре 2008-го на Олимпиаде в Дрездене. Но ФИДЕ нашла "аргумент" - в "Гран-при" в Джермуке я также выступал под флагом Украины. Но ведь речь шла об участии в командных соревнованиях, а в Джермуке были личные! Это просто противоречит здравому смыслу. Не знаю чем закончится эта история, но искренне надеюсь, что на следующих выборах президента ФИДЕ в Ханты-Мансийске подобный "шахматный беспредел" закончится.

- Как думаете, Каспаров много дает Карлсену?

- Думаю, да. Он ему задает нужное направление, дает много рекомендаций в дебюте. Но побеждать Магнуса можно и нужно. Например, когда мы с ним играли в прошлом Вейке, оценка моей позиции колебалась от "лучше" до "проиграно", а закончилась ничьей! То есть шансы он дает, но надо чувствовать момент, чтобы ими пользоваться!

- Какие виды спорта используете для поддержания формы?

- Осваиваю разные стили плавания в бассейне, играю в большой теннис и, самое главное, баскетбол! Саша Мотылев силен во всех видах, поэтому стараюсь перенять у него не только шахматные идеи, но и спортивные! За этот год я сильно добавил в "физике", но предел не достигнут!

- Ваша жена - Катя Должикова - шахматистка. Это хорошо? Играете друг с другом хотя бы иногда?

- Хорошо, так как Катя понимает мои проблемы и всячески меня поддерживает. С ней я чувствую надежный тыл. В шахматы почти не играем, но о шахматах говорим. Куда ж без них?

- Что надо для того, чтобы ваша мечта стать чемпионом мира осуществилась?

- Работать и еще раз работать! Мне кажется, что я на правильном пути, много работаю, надо не останавливаться. Когда все это перерастет в очки в таблице, я не знаю, этим и собираюсь заняться в текущем году! Намерен повысить рейтинг и прочно войти в первую десятку.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

Вейк-ан-Зее - Москва