11 января 2019, 10:00

Получается, я – расист? Особое мнение обозревателя "СЭ"

Владимир Иванов
Обозреватель
Волна правозащитников, которая порой выходит за рамки разумного, докатилась до спорта.

Кажется, я расист. По современным мерилам оно выходит так. Убедился в этом после недавней истории с Андреасом Иньестой. Испанскую легенду обвинили в глумлении над темнокожими и ему пришлось публично извиниться. Чуть более года назад ровно в ту же ловушку попал Антуан Гризманн.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

??????

Публикация от Andres Iniesta (@andresiniesta8) 6 Янв 2019 в 11:00 PST

Француз на одной из вечеринок загримировался под баскетболиста американской шоу-команды "Гарлем Глобтроттерс", а для пущей похожести покрасил кожу в темный цвет. Иньеста обошелся без блэкфейса – это на днях сделали его друзья в один из праздников, но он выложил в соцсетях совместное фото с ними. Оба футболиста подверглись жестокой критике и были вынуждены оправдываться.

Так вот – я совершенно не понимаю, за что они просили прощения. Долго смотрел на фотокарточку нарядившегося Гризманна, но так и не врубился: как это может оскорбить чьи-то чувства? Больше того, легко могу себя представить на вечеринке в гриме индейца, китайца, эфиопа или фиджийца. Как и любого из них в образе европейца или друг друга.

Да, похоже я безнадежный расист. И неважно, что с уважением отношусь ко всем нациям и народам. Я не понимаю всего ужаса блэкфейса и никого за него не осуждаю – этого теперь достаточно.

Политкорректность убила честную дискуссию

Знаменитый датский кинорежиссер Ларс фон Триер, известный своей ненавистью к любого рода рамкам и ограничениям, в одном из интервью сказал: "Политкорректность – худшее, что дала миру Америка. Именно политкорректность убила честную дискуссию, потому что многие люди сегодня предпочитают молчать, боясь быть в чем-то обвиненными".

И с ним, по крайней мере, с последним его предложением, сложно спорить. Количество правозащитников всего, что только можно, сейчас зашкаливает. Слова и действия, которые вчера были нормой, сегодня до глубины трогают какой-то слой общества. Не думаю, что Гризманн и Иньеста искренне раскаиваются в своих постах. Наверняка они даже сами не понимали, за что извинялись. Но реалии таковы, что людям, которые на виду, проще согласиться со всеми обвинениями и извиниться, чем доказывать свою правоту. Даже если она кажется очевидной.

Ким Кардашьян недавно пришлось объясняться за то, что на фотографии ее кожа кажется темнее обычного. Да-да, это тоже расизм. В "любимых" фон Триером США за блэкфэйс прилетает уже не только звездам. Обычная медсестра Шелби Хинан на Хеллоуин решила примерить на себя образ Бейонсе. Выложила новую себя в соцсети, кто-то из доброжелателей пожаловался в больницу и Хинан... потеряла работу.

Ни к чему хорошему не приводят даже попытки дискуссий. Так пару месяцев назад звездная ведущая NBC Меган Келли, которая брала интервью у многих знаменитостей и политических деятелей, включая Владимира Путина, в своем утреннем шоу задалась совершенно логичным, на мой взгляд, вопросом.

– А что расистского в этом блэкфейсе? – спросила она и уже этим подписала себе приговор. – Когда я была ребенком, белому человеку красить свое лицо в темный цвет или темнокожему в белый было в порядке вещей.

Шоу закрыли, Келли уволили за бестактность и расизм. И вдогонку припомнили ей еще один монолог пятилетней давности.

– Вот говорят, Санта-Клаус больше не может быть белым, – рассуждала тогда Меган. – Я подумала, это так нелепо, что белый Санта – расизм. Только потому, что это кого-то задевает, не означает, что мы должны это менять. Христос тоже был белым! Это историческая фигура. Это проверяемый факт. Как и Санта! Дети, знайте!

Может, слово "черный" вообще лучше запретить? Чтобы совсем довести все до абсурда.

А вы готовы испить из колодца безумия?

Грустно, что щупальцы борцов за столь спорную справедливость пробиваются в спорт. Серена Уильямс обвиняет допинг-офицеров в расизме, судей в сексизме – и все на ее стороне. Стоило австралийскому художнику сделать карикатуру на ее ужасное поведение в финале US Open– так того за вопиющее неуважение и, конечно, расизм, атаковали критики, посыпались многотысячные угрозы семье и человеку пришлось вообще удалить свой аккаунт в Твиттере.

Вот сложно понять. Юмористические карикатуры на тонущих детей, трагедии, унесшие жизни людей и высмеивание религий разных стран – это демократия, свобода слова и искусство, а на обычную игру – чуть ли не преступление.

Примеру Серены следуют уже и некоторые футболисты, которые заявляют, что не проходят в основной состав из-за цвета кожи. И попробуй скажи такому, чтобы не болтал ерунды, а работал на тренировках – заклюют.

Что дальше?

Я убежден, что все люди равны. Вне зависимости от цвета кожи, сексуальной ориентации и религиозных взглядов. И все это настолько очевидно, что играть на этой теме в ту или иную сторону – одинаково неправильно.

Все происходящее сейчас напоминает притчу про колодец безумия. В ней рассказывается про процветающий город в пустыне, в котором жили творческие и высокообразованные людьми, а правил долгие годы король, известный своей мудростью. Однажды туда приехал очередной караван торговцев, с ними был колдун. Он напросился на прием к правителю. Начал предлагать свои "черные" услуги, а взамен просил высокую должность в городе. Король отказался и приказал утром с первым же караваном отправить его восвояси. Мстительный чародей решил так просто это не оставлять и всю ночь варил зелье. А перед рассветом вылил его в единственный в городе колодец.

Колдуна вскоре выставили, но народ с самого утра начал тянуться за водой, не подозревая, что одного глотка достаточно, чтобы сойти с ума. К вечеру весь город был инфицирован. За исключением короля и его семьи – у них в доме был свой источник. Увидев, какое безумие творится в городе, мудрый правитель сразу все понял. Спустя какое-то время люди начали бунтовать и требовать его отставки. Он ведь совсем не понимал их и народу казалось, что с ума сошел именно правитель, а не они.

Мудрец встал перед выбором: сохранить свой ум и сознание, но быть изгнанным или тоже напиться воды из колодца безумия, но остаться королем.

Похоже, мы с вами сейчас перед таким же выбором. Сохранять самообладание и не поддаваться подмене понятий, но быть непонятыми в остальном мире или согласиться с тем, что Дед Мороз темнокожий, не исключено, что буддист, но зато быть на одной волне с законодателями современных мод. Что лучше – каждый вправе решать сам.

P.S. Если вы больше не увидите на "СЭ" моих статей, значит, кто-то из читателей написал жалобу главному редактору и меня уже уволили. Будьте толерантны!

255