17 мая 2011, 02:30
ВЕЛОШОССЕ
ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ
Вчера на "Джиро" был первый выходной день, которым воспользовался специальный корреспондент "СЭ", чтобы оценить расклад сил в борьбе за розовую майку лидера. Претендентов на нее после испытания вулканом Этной заметно поубавилось.
Сергей БУТОВ
из Термоли
Вчера пелотон приходил в себя после Этны. За все в жизни нужно платить, в том числе за тягу к экзотике, и весь караван "Джиро" прочувствовал это на своих шкурах, когда, забравшись на самый юг Италии (южнее Сицилии нет уже ничего), "Джиро" настала пора возвращаться на материк. Спустившись с вулкана, гонщики собрались в Катании, спешно поужинали и отправились в аэропорт, где их ждал специальный самолет. К полуночи все команды расселились в гостиницах, разбросанных поблизости от городка Термоли на побережье Адриатики. Сегодня днем отсюда будет дан старт 10-го этапа гонки. Если обойдется без приключений, этап получится несложным - эдакой вкаткой перед будущими страдани-ями в горах.
Обслуживающему персоналу команд и всей гонки (сюда можно отнести и журналистов) чартеров не заказывали. Добирались, кто как мог. Потом выяснилось, что смогли все примерно одинаково: выбрались на пароме с Сицилии, переночевали где-нибудь в ближайших окрестностях, а с утра ударили 700-километровым, почти через половину Италии, автомобильным пробегом по бездорожью и разгильдяйству, которые в этой достойной стране с разным успехом, но все-таки процветают.
Но нет, как известно, худа без добра. Было время собраться с разбежавшимися по всей Этне мыслями, поставить ряд вопросов - и не найти на некоторые из них однозначного ответа.
Например, на такой вопрос: зачем Альберто Контадору понадобилась розовая майка? Он вовсе не такой дурацкий, как кому-то может показаться. Впечатляющая атака испанской суперзвезды на Этне внесла немалый переполох в стан его основных соперников. Такой сверхактивности от Контадора не ждали. То есть ждали, но не так рано - гонка, по сути, только начинается.
Вместе с розовой майкой на самого Контадора и его команду Saxo Bank на ближайшие одиннадцать этапов (если только испанец не собирается играть в "поддавки", а он играть в них просто не умеет - не то у него велосипедное воспитание) ляжет огромная ответственность и колоссальная нагрузка. По неписаным законам велоспорта команда, везущая лидерскую майку, должна ежедневно доказывать свою силу и контролировать то, что можно контролировать лишь ценой титанических усилий (речь, естественно, обо всей этой разношерстной публике, с ее переменчивыми настроениями и свободолюбием, которую именуют пелотоном).
Не особенно боясь ошибиться, скажу, что до Этны за розовой майкой специально не охотилась ни одна из тех команд (их всего шесть-семь, не больше), которая хотела бы в этой самой майке с "Джиро" в конце концов уехать. Кому захочется столько дней таскать этот чемодан без ручки?
Впрочем, контраргументов у Контадора и Sаxo Bank тоже достаточно. Во-первых, сама Saxo Bank во главе со своим шефом, чемпионом "Тур де Франс"-1997 Бьярне Рийсом, команда не сопливая. Она, конечно, оказалась ослаблена уходом в это межсезонье братьев Шлек, швейцарского терминатора Канчеллары и ряда других крепких гонщиков, но костяк для трехнедельных гонок все же сохранила. В Италии за Контадором присматривают два его персональных "лейтенанта", которых тот привел из "Астаны", а кроме того, восходящая звезда из Австралии Ричи Порт, да крепкий украинец Владимир Густов, за что наши с вами ему аплодисменты.
Во-вторых, у испанца в эти дни, говоря на гонщицком сленге, явно есть нога. Искусственно сдерживать высокую физическую форму крайне сложно, да и опасно - в самый нужный момент эта форма, если ее сдерживать, может испариться. Видимо, испанец решил по прин-ципу: воспользуюсь-ка я хорошим самочувствием, а дальше, как получится.
В-третьих, многие увидели в действиях Контадора психологическую атаку на конкурентов, хотя эта версия выглядит не слишком убедительно - силу испанца и без того знает каждый. Кого и чем он может напугать? Все уже и так напуганы одним присутствием Альберто в пелотоне. Другое дело, что сам Контадор в последнее время явно находился не в своей тарелке в связи с продолжающимся расследованием "дела о кленбутероле".
Окончательное решение будет вынесено лозанским арбитражным судом на стыке июня и июля, то есть оно еще впереди, и эта явно нервирует испанца. Выражаясь фигурально, его, висящего над пропастью вниз головой, держит сейчас за одну ногу чья-то сильная рука. И что из этого всего аттракциона получится, не знает пока никто. Контадору нужна уверенность в том, чем он занимается. Победа на Этне - это вполне себе уверенность.
Не будем также забывать и о том, что воскресный триумф Альберто оказался, как это ни странно, первым выигранным им этапом на "Джиро". Когда в 2008-м Контадор стал в Италии чемпионом, он ухитрился провернуть все дело без таких формальностей, как победы на отдельных этапах.
Сам Контадор на финише сто раз повторил в телекамеры и диктофоны: "Джиро только началась". Его конкуренты в этом тоже не сомневаются: если суммировать высоту всех вершин, на которые еще только предстоит забраться, получится гора, наверное, втрое выше Эвереста. Сейчас уже очевидно, что за Контадором будут охотиться итальянцы Микеле Скарпони, Винченцо Нибали, Стефано Гардзелли, чех Роман Кройцигер, капитан "Катюши" Хоакин Родригес из Испании и наш Денис Меньшов. А, возможно, и еще один испанец - Игорь Антон.
Нас во всей этой компании больше всего, разумеется, интересуют Меньшов и Родригес. Обоим штурм Этны дался крайне тяжело. Миланская La Gazzetta dello Sport назвала Меньшова главным разочарованием воскресного этапа, и нам не остается ничего иного, как согласиться с такой жесткой характеристикой. Что же касается Родригеса, то он вообще не любит затяжных подъемов (а только на Этне пелотон в общей сложности намотал 38 км). Я передавал испанцу бачок с водой из командной технички сразу после воскресного финиша и видел его лицо вблизи - это было лицо смертельно уставшего человека.
В общем зачете Меньшов идет сейчас 20-м, проигрывая Контадору 3 минуты 18 секунд, Родригес - на пару мест ниже и уступает 3.34. И то и другое, по меркам современного велоспорта, - много. Обоим необходимо предпринять нечто существенное уже в этот уик-энд, когда с пятницы по воскресенье пелотон будет ездить по горам в буквальном смысле с утра до вечера.
А иначе, зачем было обоим сюда приезжать?