Допинг
18 января 2020, 23:20
В пятницу вечером британское издание The Telegraph опубликовало статью с заголовком, начинавшимся со слов: «Британское антидопинговое агентство настаивает, что не выдаст ВАДА пробы Мо Фара...»
Суть материала в следующем: Антидопинговое агентство Великобритании готово бороться с любыми попытками Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) заполучить образцы мочи и крови сэра Мо Фары в рамках расследования дела его опального бывшего тренера Альберто Салазара.
Исполнительный руководиль UKAD Николь Сапстед заявила, что она заблокирует выдачу проб для возможной перепроверки, если только не будет «достоверных доказательств» того, что они содержат запрещенные препараты.
В конце своего пребывания на посту президента ВАДА Крейг Риди анонсировал расследование в отношении тех спортсменов, кто работал с Салазаром, которое, по его словам, могло включать перепроверку проб. Британское антидопинговое агентство просьбу о выдаче проб Фара отклонило.
Салазар в октябре был дисквалифицирован на четыре года из-за допинговых нарушений, но подал апелляцию, и теперь его дело снова расследует Американское антидопинговое агентство.
Британцы упирают на то, что перепроверять пробы десятилетней давности с использованием новых, более точных, методов обнаружения запрещенных веществ — унизительно. Сапстид настаивает, UKAD не собирается рисковать пробами, имеющими у них в распоряжении.
«Если полиция придет сюда и скажет: «Я хочу порыться тут, потому что у меня есть доказательство того, что ваш кошелек — в этой сумочке, то, пожалуйста — загляните в мою сумку, — сказала она. — Пробы же мы храним для того, что самим перепроверять их с учетом того, что наука не стоит на месте. Так что открывая ее каждый раз, когда мы что-то ищем, мы теряем возможность поискать что-то еще. Поэтому, если кто-то хочет проанализировать образцы еще раз, у них на это должно быть основание».
Отвечая на вопрос о том, есть ли у ВАДА полномочия изъять пробы Фара, глава Британского антидопингового агентства ответила: «На мой взгляд, все пробы, хранящиеся в UKAD, принадлежат UKAD».
Мо Фара — британский бегун сомалийского происхождения. Четырехкратный олимпийский чемпион — он выигрывал забеги на 5000 и на 10 000 метров на Играх в Лондоне-2012 и Рио-де-Жанейро-2016. Шесть золотых медалей чемпионатов мира и пять — чемпионатов Европы. Атлет никогда не был уличен в употреблении допинга и всегда усиленно отрицал, что когда-либо принимал запрещенные препараты. Хотя кое-какие подозрения в отношении британца были. Например, хакерская группировка Fancy Bears публиковала документы, в которых эксперты ИААФ утверждали, что некоторые его пробы первоначально были признаны нуждающимися в дополнительном тестировании, но позже объявлялись нормальными.
Альберто Салазар — один из самых авторитетных специалистов в мире. В США, в штате Орегон, у него есть свой тренировочный лагерь, куда в 2011 году переехал Фара. После этого он выиграл все свои главные титулы, став одной из главных звезд как мировой легкой атлетики, так и британского спорта.
В июне 2015 года несколько бывших атлетов и сотрудников, когда-то работавших в лагере Саласара в Орегоне, в эфире программы ВВС Panorama обвинили тренера в использовании запрещенных стероидов и других нелегальных практик. USADA начало расследование в отношении Салазара, которое продолжалось достаточно долго. 1 октября 2019-го 61-летний Салазар был дисквалифицирован за то, что содействовал нарушению антидопинговых правил. Его признали виновным в применении запрещенного метода, фальсификации или ее попытки в процессе допинг-контроля и распространении повышающих уровень тестостерона препаратов путем вовлечения в программу тестирования с нарушением правил. Кроме того, на четыре года отстранен трудившийся вместе с Салазаром врач Джеффри Браун.
По ходу расследования этого дела уже поднимался вопрос о возможной перепроверке допинг-проб Фара, и тогда британцы также выступали категорически против и отказывались выдавать пробы.
А че, так можно было? ?https://t.co/aZ1j7aPiqJ
— Sergey Shubenkov RU (@serg_shubenkov) January 18, 2020
Во всей этой истории показательная реакция на публикацию The Telegraph российского барьериста Сергея Шубенкова. Он опубликовал в Twitter ссылку на публикацию с комментарием: «А что, так можно было?»
Напомним, что допинг-пробы российских атлетов многократно подвергались перепроверке. Так, например, своих медалей Лондона-2012 лишились Сергей Кирдяпкин, Юлия Зарипова, Евгения Колодько, Дарья Пищальникова, Татьяна Лысенко и Татьяна Чернова. В 2019-м при перепроверке запрещенные препараты были обнаружены в пробах Ивана Ухова и Светланы Школиной.
В конце 2019 года ВАДА сформулировало и утвердило жесткие санкции в отношении России за якобы имевшие место манипуляции с базой данных Московской антидопинговой лаборатории. Сравнение электронных данных с их копией от информатора и допинг-пробами было последним пунктом в карте снятия всех претензий в громком деле. Россия передала базу в начале 2019-го.