Статьи
Статьи

Допинг

27 августа 2018, 15:15

Шансы РУСАДА на восстановление минимальны. Россия не идет на компромисс

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Переговоры буксуют и, скорее всего, не завершатся миром.

На прошлой неделе в Лондоне состоялось заседание комитета по соответствию ВАДА, который возглавляет известный британский юрист Джонатан Тэйлор. Его итоги не обсуждаются в публичном поле, но именно от рекомендаций комитета в конечном счете будет зависеть судьба нашего национального антидопингового агентства – РУСАДА. 20 сентября исполком ВАДА обсудит перспективы восстановления России, а они в данный момент очень туманны.

В ЧЕМ НЕ СОГЛАСНЫ РИДИ И КОЛОБКОВ

– Мы готовы к сентябрьскому исполкому ВАДА, – приводят РИА-Новости слова министра спорта Павла Колобкова. – Мне еще предстоит провести ряд встреч до этого заседания, но в целом, мы готовы. Наша позиция сформулирована, всем понятна, думаю, отступать мы не намерены. В общем и целом, жду сентября с оптимизмом

А вот, для сравнения, слова президента ВАДА Крэйга Риди, сказанные им еще до заседания комитета по соответствию. Тогда он впервые сообщил, ВАДА направило России письмо с некими двумя предложениями. Произошло это еще в конце июня, но никакого ответа не получено до сих пор.

Я бы хотел получить ответ как можно быстрее, – сказал Риди ТАСС. – Если те два предложения, которые были разработаны с целью оказания помощи, будут приняты Россией, тогда, я уверен, мы получим рекомендацию от комитета по соответствию, что Россию следует считать соответствующей кодексу. Что могло бы быть сделано в сентябре.

Технически теперь ситуация будет выглядеть так: комитет Тэйлора сформулировал собственные предложения и рекомендации. 20 сентября члены исполкома ВАДА обсудят их и вынесут собственное решение: быть восстановлению РУСАДА – или не быть.

При этом маловероятно, чтобы они стали спорить с рекомендациями Тэйлора. В конце концов, члены исполкома не работают с РУСАДА в ежедневном режиме и, по большей части, черпают информацию из прессы. Логично довериться комитету, чья основная функция как раз и состоит в доскональном анализе ситуации и вынесении точных рекомендаций.

Если чуда не случилось и за несколько дней, что прошли между заявлением Риди и заседанием комитета по соответствию, Россия на письмо ВАДА так и не ответила, наши перспективы выглядят туманными. Судя по словам Колобкова, так и произошло. "Наша позиция сформулирована, отступать мы не намерены", – это не похоже на компромисс, которого добивается ВАДА. А значит, РУСАДА так и не восстановят. И наша страна по-прежнему будет тратить сотни тысяч долларов на работу иностранных экспертов, не получая при этом ничего взамен.

В России будет проводиться минимум международных соревнований, легкая атлетика и паралимпийский спорт так и останутся в подвешенном состоянии. Но важно понимать, что на олимпийских перспективах это все же напрямую не скажется. Формально ничто не мешает стране участвовать в Играх как полноценная команда, даже если национальное антидопинговое агентство не имеет статуса соответствия. Так что на участие в Токио-2020 мы рассчитывать можем. На роль полноправного партнера в системе мирового спорта – нет.

БАХ ПРИЗНАЛ ПОРАЖЕНИЕ

Президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах на днях отметился интересным заявлением о непобедимости допинга.

– Это одна из войн, которую нельзя выиграть, – цитирует CNN Баха. – Самая большая опасность заключается не в том, что нарушитель будет пойман и у нас будет допинговое дело. Самая большая опасность заключается в том, что с каждым допинговым случаем появляется подозрение по отношению к чистым атлетам.

Бах, собственно, озвучил очевидное. Войну против допинга невозможно выиграть ровно по той же причине, что и против коррупции или организованной преступности. Везде, где есть сочетание соревновательности и некого стимула в случае успеха, будет и допинг. Причем даже второй фактор не всегда обязателен: употребляют же запрещенные препараты "качки" из тренажерных залов, которые никаких денег за объем своих мускулов не получают.

Борьба с допингом, очевидно, уже стала вечной темой, которая будет сопровождать мировой спорт до конца его существования. Выход из нее может быть только один – разрешить стимуляторы и упразднить ВАДА. Но к этому не готовы ни общественность, ни руководители. Спорт в исполнении напичканных препаратами киборгов имеет мало общего с принципами "честной игры" и вообще с понятиями справедливости.

Поэтому в ближайшие годы мы будем бороться за восстановление РУСАДА и выстраивать отношения с международными организациями в привычном формате. А ВАДА и его союзники продолжат войну, исход которой предопределен заранее.

35