3 - 4 сентября в Ялте состоялся финальный этап мировой серии Red Bull Cliff Diving-2011, который выиграл российский спортсмен Артем Сильченко, ставший вторым в общем зачете. О соревнованиях рассказывает Елена Рерих.
Ровно через сто лет после того, как архитектор Леонид Шервуд в 1911 году начал строительство замка "Ласточкино гнездо", который впоследствии стал визитной карточкой Крыма, к этому месту съехались сильнейшие хайдайверы мира, чтобы по итогам семи этапов определить шестерку лучших в общем зачете мировой серии. К этой шестерке на следующий год добавятся также шестеро, которым еще предстоит отбор - и 12 сильнейших клифф-дайверов разыграют звание чемпиона мира-2012. А теперь - о том, что происходило в Ялте в самом начале сентября на седьмом заключительном этапе мировой серии-2011.
***
Задержавшийся без причин авиарейс Москва - Симферополь не позволил журналистам попасть на утреннюю тренировку в субботу. Но, думаю, мы ничего не потеряли. Успели на мастер-класс для журналистов, который проходил на скале Дива, что в районе Симеиза. На соревнованиях спортсмены прыгают с платформы, установленной на высоте 27 м, а тут они резвились (иначе не скажешь) всего-то на 10-метровой платформе.
Среди журналистов были люди, которые вполне могли бы совершить оттуда прыжок - это олимпийская чемпиона Монреаля-76 в прыжках с 10-метровой вышки Елена Вайцеховская и известный альпинист, парашютист, бейсер Валерий Розов. Но из-за задержки рейса они приехали к месту прыжков без плавательно-ныряльных принадлежностей… Да, не судьба: им прыгнуть, а представителям СМИ - доказать, что и среди нас есть смелые люди! Зато можно было расслабиться на корабле, который подвозил участников к месту прыжков, выпить чудесного крымского вина и полюбоваться, как прыгают асы.
А посмотреть было на что. Чтобы добраться к месту прыжка, дайверам пришлось на время переквалифицироваться в скалолазов. Ничего, справились, никто не сорвался. Наблюдавший за ними Валерий Розов поделился ощущениями: "Здесь прошла моя юность, излазал все скалы, жил в этом поселочке. Клифф-дайвинг, на мой взгляд, очень интересный, необычный вид экстремальной активности, к тому же, невероятно красивый вид спорта. Могу себе представить, что прыгуны чувствуют перед прыжком!"
"А сам бы смог прыгнуть?" - спросила я Розова. – "Психологических барьеров у меня нет, - ответил Валерий. - Я не испытываю страха. Но здравый смысл подсказывает, что делать этого все же не стоит. Прыгая с такой высоты, если что-то неправильно выполнишь, можно получить серьезную травму".
Елена Вайцеховская была в июне на одном из этапов серии в Ля Рошели. Еще тогда я спросила ее: "Как тебе такие прыжки? Страшно?" Она помедлила и потом лаконично ответила: "Прикольно!" В Ялте Лена добавила: "Тем, кто прыгал с десяти метров, всегда хочется прыгнуть откуда-нибудь выше".
Да, почти все хайдайверы начинали прыгать в бассейне. Многие из них были чемпионами своих стран, а некоторые даже участвовали в Олимпийских играх. Кстати, о перспективах попадания клифф-дайва на Олимпиаду.
Валерий Розов считает, что клифф-дайвингу не нужна Олимпиада. "Мне кажется, на Олимпиаде все виды спорта очень сильно заорганизованы, - говорит Розов. - Помню, как парашютисты болезненно пытались попасть в олимпийскую семью. Перекроили все правила, по сути, уничтожив свой вид, пытаясь втиснуться в олимпийские рамки. В итоге парашютный спорт очень сильно пострадал, а нас так никуда не взяли. Сейчас спорт сильно молодеет, а клифф-дайвинг достаточно травмоопасен, причем травмы могут быть гораздо серьезнее, чем в бассейне. Вовлекать туда детей нет смысла. Непонятно, зачем клифф-дайвингу Олимпиада..."
***
Тем временем снова повернем свой взор к скале Дива. Среди карабкавшихся к платформе выделялся атлет с седой шевелюрой, явно старше дайверов, выступавших в серии. Но надо было видеть, как он совершал прыжки!
А собственно, как может прыгать неоднократный чемпион и призер Олимпиад Грэг Луганис? Даже в свои "за пятьдесят" у него та же подтянутая фигура, те же стать и пластика. А насчет прыжков Лена Вайцеховская заметила, что другие дайверы и рядом не стояли! Но это что касается прыжков с десяти метров…
Луганис был призван в Ялту для поднятия авторитета судейского корпуса. Кстати, судят здесь, как и в бассейне, пять арбитров. Оценивается: старт, положение в воздухе, вхождение в воду по 10-балльной системе. Самая высокая и низкая оценки отбрасываются, три оставшиеся складываются, умножается коэффициент сложности, что и дает результат прыжка.
Луганис сказал, что ему клифф-дайвинг нравится, но тут иная специфика, нежели в классических прыжках. Особенно, по его мнению, она подходит к Гэри Ханту (чемпион мира-2011 из Великобритании). А что касается олимпийской перспективы вида, то Луганис считает, что на пути стоит серьезный барьер: не так много мест, где можно совершать такие высокие прыжки. Кстати, эту же мысль высказывал мне и Артем Сильченко.
А теперь непосредственно о борьбе на этапе. Еще в начале сезона Артем сказал, что очень хочет выиграть серию, и у него были к этому все предпосылки, особенно после того, как 9-кратный чемпион мира колумбиец Орландо Дюк, лидировавший после первых двух этапов, получил травму. Но тут и на Артема посыпались несчастья. Ему очень понравилось выступать в Мексике, когда там прыгали в сеноту - своеобразный каменный колодец природного происхождения. Но в этом году у Артема вышла неувязка с мексиканской визой, и он пропустил этот этап. А на этапе во Франции он и вовсе получил травму, остался седьмым, не попав в финал. Тем временем англичанин Гэри Хант выиграл четыре этапа и вышел в лидеры. В Ялте Артем мог стать лишь победителем этапа, но о победе в серии речи не шло - Ханта было не догнать.
В Ялту Артем приехал, скорее всего, не в лучшей форме. Дело в том, что он поменял место работы и теперь выступает в шоу на самом большом круизном лайнере в мире "Oasis of the Seas", который по размерам в пять раз превосходит знаменитый "Титаник". Из спортивных развлечений там предусмотрены: каток, гольф-поле, волейбольная и баскетбольная площадки, 4 плавательных бассейна с 10-метровыми вышками. Так что сверхвысоких прыжков у Темы до того, как он приехал в Ялту, не было. Но он успел потренироваться на высокой платформе, вспомнил то, что умел, и в воскресенье 4 сентября вышел на решающие раунды во всеоружии.
Надо сказать, что прыжки у "Ласточкина гнезда" вызвали у крымчан, да не только у них, огромный интерес. Народу понаехала уйма, все окрестные скалы были усыпаны людьми, как хорошая новогодняя елка игрушками - ярко, празднично! А в бухте возле "Ласточкина гнезда" собралась целая флотилия - от многопалубных прогулочных лайнеров до надувных матрасов. Говорят, что было 15 тысяч зрителей. Но, на мой взгляд, могло бы и больше, места на окрестных скалах кое-где оставались свободными. Однако милиция в целях безопасности многих разворачивала назад, неровен час сорвутся со скалы. Но рисковать стоило, посмотреть было на что.
Как я уже сказала, Гэри Хант приехал в Ялту в ранге чемпиона, выиграв до этого четыре этапа. Тем не менее, отказываться от борьбы на последнем этапе он не стал. Его запал поддержали чех Михал Навратил, украинцы Саша Куценко, Слава Полищук, француз Сирилл Ахмедкане, Алан Коль из Люксембурга, американцы Кент Де Монд, Стив Лобу. Но всех превзошел Артем Сильченко. Он был просто бесподобен, фантастически мотивирован, собран и смел!
На время прыжков наверх, к самой крепости допускались лишь судьи и участники. Прыгунам, чтобы попасть на платформу, расположенную на высоте 27 метров над уровнем моря, буквально приходилось преодолевать лестничные марши из немалого количества ступеней, а поскольку замок поднят над морем на 40 м, то затем спускаться на 10 м по стремянкам на платформу, откуда они совершали прыжок. Надо отдать должное ведущему, он сумел заставить тысячи зрителей вести себя соответственно моменту. Когда дайвер замирал у края платформы, на бухтой повисла тишина. Зато потом - аплодисменты, крики, свист, пароходные гудки - так зрители благодарили спортсменов за мастерство, за мужество.
Как я уже сказала, первый раунд, состоявшийся в субботу, не имел решающего значения для распределения мест. Зато в воскресенье накал борьбы был ой-ей-ей! Но и во втором и третьем раундах Сильченко не оставлял соперникам никаких надежд. А уж прыгая в финале, он превзошел даже самые смелые ожидания, набрав 518,30 очков. Это самая высокая сумма баллов на этапе, когда-либо набранная в мировой серии за три года ее существования. А еще это был четвертый этап, выигранный Артемом за время участия в серии.
Гэри Хант совершил в финале уникальный, самый сложный среди всех выступавших прыжок с коэффициентом 6,3. Но и это не помогло ему выйти на первое место на последнем этапе. Он довольствовался тем, что, оставшись вторым в Ялте, получил приз за общую победу в серии из рук легенды прыжков в воду Грэга Луганиса.
После победы Артем Сильченко побеседовал с Еленой Рерих.
- На этом этапе вы победили, можно сказать, за явным преимуществом. Что скажете о соперниках?
- Ну, не сказал бы, что так уж за явным, борьба была острая! Очень здорово выступил Михал Навратил.
- Мне кажется, у этого парня хорошие перспективы?
- Я с ним вместе полтора года назад работал в Китае. Практически год мы прожили бок о бок, я его учил прыгать. И, как видите, воспитал себе конкурента!
- А что Хант?
- Гэри - потрясающий прыгун, но он ошибся на первом зачетном прыжке. А выигрывает тот, кто не ошибается. Я не ошибся ни разу.
- Но вы говорили перед началом, что вам не удалось до приезда в Ялту прыгать с платформы выше десяти метров. Что сыграло решающую роль в успехе?
- Даже трудно сказать... Просто здесь собралось много друзей, тренеров, при которых и для которых я прыгал всю свою жизнь.
- Это успокаивало как-то, или наоборот?
- Вот стою на платформе, готовлюсь к прыжку и вижу Геннадия Ивановича и Татьяну Александровну Стародубцевых, у которых я тренировался дома в Воронеже в бассейне. Вижу Олега Вышеванова, который учил меня прыгать хайдайв. Сморю на них и чувствую внутреннее спокойствие. Приходит уверенность, я делаю то, что умею и ничего больше!
- Вы говорили, что поменяли место работы. Есть ли возможность на новом серьезно тренироваться?
- Сейчас выступаю в шоу на самом большом в мире круизном лайнере "Oasis of the Seas". Но там нет вышек больше десяти метров, так что приходится довольствоваться только такими прыжками. А хайдайв мы там выполняем всего с 17 метров. Так что, увы, прыгать с большей высоты не получается.
- От этого было волнение перед стартом?
- Конечно, но на тренировке попробовал сделать все свои прыжки и почувствовал, что без практики на новом месте прыгаешь, как в первый раз. Это страшно. Тем не менее, ощущение было потрясающее.
- Как вам понравились обстановка, зрители?
- Класс! Публика супер! Выходишь на платформу, тебе хлопают, кричат.
- Это мешает?
- Если честно, то - да. Когда ты стоишь на краю, а люди начинают выкрикивать, это отвлекает, сбивает с мысли.
- В финале вы прыгали последним. В этом есть преимущество?
- Да не особое. Я стараюсь не смотреть на соперников, чтобы, не дай бог, не расслабиться и не стремиться сделать лучше, чем ты можешь. Просто надо выполнять свою работу, что я и делал.
- Знаю, что у вас есть трудности с выездом на соревнования, не всегда отпускают. Тем не менее, карьеру хайдайвера собираетесь продолжать?
- Конечно. Мне уже мои тренеры предложили вернуться в Воронеж, в бассейн. Возможно, научат меня там чему-то новому. Я бы очень хотел позаниматься с Геннадием Ивановичем и Татьяной Александровной дома в бассейне.
Подготовила Елена РЕРИХ, Ялта - Москва