14 марта 2021, 08:10
Чемпионат мира в Стокольме начнется буквально через неделю — уже скоро фигуристы будут прилетать в Швецию, заезжать в отель и готовиться к старту. В этом году все будет даже серьезнее, чем в 2019 году, — нужно будет сдавать ПЦР-тесты и ограничивать общение даже со своей командой.
Сборной России на этом старте официально не будет — наши спортсмены выступят под аббревиатурой федерации фигурного катания страны. Зато кроме российских фигуристов на этом старте будет много тех, кто перешел в другие команды. Для азербайджанца по паспорту Владимира Литвинцева шведский турнир — уже второй в карьере. Два года назад он стал на ЧМ-2019 семнадцатым, но в этот раз все может быть по-другому — в том числе и потому, что фигурист теперь тренируется в академии Евгения Плющенко.
Володя (именно так в основном называют фигуриста) родился в городе Ухта республики Коми. Там он катался вместе с братом Андреем — их мать в детстве часто болела, у нее была астма, поэтому своих детей она отдала в фигурное катание для укрепления здоровья. Причем Литвинцев стал заниматься в три года — раньше, чем чемпион Европы Дмитрий Алиев. Так что на чемпионате Европы в Граце оказались сразу два фигуриста из достаточно небольшого города Ухта, где спортсмены начинали кататься на озере.
— Я очень хорошо помню свои первые тренировки — и даже на этом чемпионате Европы есть человек, с которым я начал кататься, — вспоминал в интервью Inside Skating после своей победы в Граце Дима Алиев. — Это Владимир Литвинцев, который сейчас катается за Азербайджан, мы вместе катались в Ухте. Вова, а также его старший брат Андрей Литвинцев, они уже катались, когда я присоединился. Мы все катались вместе на озере.
В 9 лет фигурист переехал в Москву и начал тренироваться в ЦСКА, тренировался сначала у Владимира Котина, а потом — у Алексея Четвертухина. Особо выдающихся успехов в выступлениях за Россию не было — Владимир даже ни разу не был на международных соревнованиях. Так что несколько лет назад тренеры предложили ему перейти в другую сборную — так был шанс побывать даже на чемпионатах Европы и мира:
— Почему Азербайджан? Потому что предложение было от Азербайджана, — рассказывал Литвинцев Sport24. — Других не было.
Президент федерации искал фигуриста, и я подошел. Я тогда прыгал тройной аксель, все тройные, еще в юниорах мог полтора года участвовать — по этим критериям подошел. Он приехал, посмотрел на меня, сказал «неплохо, пойдет». Потом я поехал в Баку, мне сделали там паспорт, и все — я вернулся как гражданин Азербайджана.
В сезоне-18/19, первом в карьере Володи в сборной другой страны, он успел выступить на юниорском и взрослом чемпионатах мира. На страничке Литвинцева в «Википедии» еще значится, что он выиграл чемпионат Азербайджана. Но формально это не так — Владимир там единственный одиночник, поэтому и смысла проводить целый турнир нет. Второго фигуриста может и не быть еще долгое время, хотя на чемпионате Европы прошлого Литвинцев попал в десятку и заработал две квоты. Проблема в том, что спортсменов надо спонсировать и обеспечивать экипировку и тренировки, а у федерации Азербайджана финансов на это пока не хватает.
Несмотря на отсутствие крупных титулов, нельзя сказать, что фигурист меньше тренируется, чем те же Натан Чен или Юдзуру Ханю. Тройные аксели, четверные тулуп и сальхов — это всегда огромная нагрузка на колени, которые и так больше всего страдают у спортсменов. У Литвинцева они болят уже давно — только раньше интенсивность позволяла тренироваться. А карантин усугубил проблему, едва не вынудив азербайджанского спортсмена закончить со спортом. Было настолько тяжело, что после каждой тренировки Владимир плакал — ни о каких четверных не шло и речи, не получались даже перебежки. Это было еще до карантина, когда фигурист думал, что во время перерыва как раз все пройдет.
— И я выхожу после изоляции на первую тренировку и понимаю, что не могу кататься, это все — фиаско, — делился воспоминаниями Литвинцев. — То есть через неделю мне тренеры уже говорят: ну все, парень. А я хочу кататься, но не могу. Мне уже говорили, что надо в шоу, куда-нибудь еще. По сути, ты занимаешься, а не можешь.
Каким-то чудом нашелся врач, который помог со всей этой ситуацией, — уже после первого приема стало легче. Сейчас колени болят, но не сильно, тренироваться можно. А ведь Володя уже собирался заканчивать. Оказалось, что из-за особенностей строения тела ноги у фигуриста работают неправильно. Нужно делать специальные упражнения три-четыре раза в день и укреплять все.
В январе стало известно, что Литвинцев перешел тренироваться к «Ангелам Плющенко» в группу Сергея Розанова — в Instagram-аккаунте академии появилось небольшое видео с Владимиром. Судя по всему, фигуриста пока все устраивает — на своей страничке он поделился видео с попыткой исполнения параллельного четверного тулупа вместе с Александрой Трусовой и Леонидом Свириденко.
Недавно спортсмен принял участие в первом выпуске SKATING SKILLS, создателями которого являются фигуристы Роман Савосин и Егор Мурашов. Ребята выполняют разные челленджы и делают разные элементы, комментируя удачные и неудачные элементы. Литвинцев победил в самом первом выпуске, который состоял из конкурса на самый сложный прыжок, игры в снежный ком (когда нужно было повторять прыжки и добавлять к комбинации свой) и повторения связки прыжок + вращение.
Кроме фигурного катания, Владимир интересуется музыкой — учится играть на пианино и делает ремиксы на треки. И собирается написать биты для Димы Алиева — уже даже есть определенные заготовки, которые он показывал чемпиону Европы:
— Если бы я не был фигуристом, был бы музыкантом. Чувствую, что это прям мое. Мне очень музыка нравится, я меломан. Все слушаю — и что-то классическое, и модное.
В спорте Литвинцева вдохновляют именно катальщики — Гийом Сизерон, Патрик Чан, Аннабель Морозов. Хотя и сложные прыжки других тоже впечатляют — например, того же Натана Чена. И, вероятно, та же Елизавета Туктамышева — в Граце Владимир подбежал к комментаторской позиции, чтобы сфотографироваться с ней и Максимом Траньковым.
Чемпионат мира в Стокгольме будет уже вторым для фигуриста — два года назад спортсмен стал семнадцатым. Но по потенциалу уже сейчас может входить как минимум в десятку. Так что в Швеции Литвинцев будет пытаться этого достичь — равно как и своей мечты: сделать так, чтобы его катание нравилось ему самому.