25 октября 2015, 01:30

Столбова и Климов. Мимо медальных разборок

"ГРАН-ПРИ". SKATE AMERICA

Первый старт российских пар вышел комом: вице-чемпионы всех крупнейших турниров олимпийского сезона-2014 Ксения Столбова и Федор Климов завершили турнир с четвертым результатом.

Победительницей первого этапа “Гран-при” в женском одиночном катании стала в субботу дебютантка взрослого сезона Евгения Медведева. Произвольную программу россиянка проиграла американке Грейси Голд, но это не помешало ей показать более высокий результат в общем зачете.

А вот первый старт российских пар вышел комом: вице-чемпионы всех крупнейших турниров олимпийского сезона-2014 Ксения Столбова и Федор Климов завершили турнир с четвертым результатом.

Спортсмены, привыкшие выяснять между собой отношения на самом высоком уровне, мыслят обычно не годами, а четырехлетиями – от одних Олимпийских игр до других. Примерно так после победной для российских фигуристов Олимпиады в Сочи все мы пытались заглянуть на четыре года вперед, в корейский Пхенчхан. Причем это четырехлетнее будущее представлялось в высшей степени радужным. Прежде всего – в парном катании, где главный олимпийский фурор произвели даже не чемпионы: все-таки от Татьяны Волосожар и Максима Транькова ждали исключительно победы, готовили фигуристов к ней. Ошеломительный успех Столбовой и Климова был не столь ожидаем. Потому и зацепил многих сильнее.

По прошествии полутора лет задуматься тянет уже о другом. В частности, о том, что олимпийский командный турнир, который с триумфальным перевесом над соперниками выиграли россияне, со спортивной точки зрения сослужил фигуристам неважную службу. Слишком легко и неожиданно им достался тот высший титул, заставивший – вкупе со всей послеолимпийской вакханалией торжеств и поздравлений, – поверить в то, что так теперь будет всегда: вышли, проехали – и поверженный мир лежит у ног.

А мир продолжал пахать. Насколько тяжело – стало ясно уже в прошлом сезоне, когда канадцы Меган Дюамель и Эрик Редфорд полностью перекроили сценарий всех турниров под себя. Старт Столбовой и Климова в Милуоки должен был убедить высокую фигурнокатательную общественность, что масштаб бедствия не так велик, как это представляется.

Убедить не получилось. Объективных причин тому можно найти множество – начиная от огромного – по спортивным меркам – перерыва между серьезными стартами (прошлый сезон Столбова и Климов завершили в январе, выступлением на чемпионате Европы) и заканчивая банальной акклиматизацией. Можно было даже найти, за что похвалить: за костюмы, за прекрасную произвольную постановку, удивительно идущую Ксении, которая за последний год стала одной из красивейших и наиболее выразительных фигуристок мира, за достаточно сложный прыжковый каскад 3+3+2 в произвольной постановке. Но в короткой программе, которую мастерам такого уровня предписывается выполнять безукоризненно, чемпионы России проиграли техникой сразу пяти дуэтам. Причем лидеры – американская пара Алекса Симека/Крис Нерим качеством исполнения превзошли россиян в шести предписанных элементах из семи. Поэтому, собственно, и хвалить не хотелось.

Короткую программу представители США выиграли, правда, лишь потому, что действующие вице-чемпионы мира Вэнцзин Суй/Цун Хань в "ноль" сорвали вращение, потеряв на этом элементе порядка пяти баллов. Не случись этого, технический счет 6:1 относительно Столбовой и Климова был бы и у них. То есть приходится констатировать, что от того уровня, на котором в этом сезоне будут вестись медальные разборки, Ксения и Федор технически отстают на текущий момент по всем фронтам.

* * *

Есть прекрасный американский фильм Whiplash (в буквальном смысле – "Из-под палки") – о том, как деспот-дирижер самой знаменитой консерватории страны измывается над молодым талантливым барабанщиком, заставляя его в кровь стирать руки на каждой репетиции. Посмотреть этот фильм мне посоветовал выдающийся плавательный тренер Геннадий Турецкий, заметив при этом: “Сама поймешь, что меня зацепило наиболее сильно”.

Смею думать, что поняла. В одной из финальных сцен уже потерявший консерваторскую практику режиссер встречает бывшего ученика и говорит ему в порыве откровенности:

– Ни до кого так и не дошло, что я пытался сделать в Шеффере. Нет, я не дирижировал – любой придурок может махать руками и держать темп. Я хотел, чтобы вы преодолели пределы ожидаемого. Думаю, что это абсолютно необходимо. Иначе мы лишим мир нового Луи Армстронга, нового Чарли Паркера. Я же рассказывал тебе, как Чарли Паркер стал Чарли Паркером?

– Барабанщик Джо Джонс швырнул в него тарелкой?

– Точно. Паркер – юнец, неплохо играет на саксе, вот он выходит на сцену с оркестром – и все портит. Джонс чуть ли не обезглавил его за это – под смех оркестра. Паркер всю ночь проплакал, но уже наутро что он делает? Репетирует! И репетирует, и репетирует. Думая только об одном: над ним больше не будут смеяться. Через год он возвращается в Рино. Снова выходит на сцену и выдает самое охренительное соло, которое слышал мир. А представь, что Джонс сказал бы: "Да не парься, Чарли, все нормально было, молодец!" Тогда Чарли подумал бы: "Я же действительно неплохо сыграл?". И все, конец. Нет птахи. Для меня это самая большая трагедия. Если честно, Эндрю, я так и не нашел Чарли Паркера. Но пытался. Я охренеть, как пытался – большинство моих коллег не делает даже этого. И я не стану извиняться за попытки...

Большой спорт и большая музыка – одного поля ягоды. Если проводить параллели, на ум сразу приходит имя великой Татьяны Тарасовой в ее лучшие тренерские годы. Она не просто тренировала, но изо дня в день вскрывала в своих спортсменах какие-то непостижимые резервы, о существовании которых те порой даже не подозревали. И никого не волновало, что на тренировках все это сопровождается болью, кровью, слезами и дикими взаимными обидами. Мир-то видел другое – уникальный результат.

Наверное, сейчас так нельзя: спорт стал до такой степени сложным, что любое чрезмерное принуждение может обернуться травмой. Но это вовсе не означает, что путей наверх нет. Они просто стали другими. И по-прежнему бывает зверски обидно, когда выдающегося результата не добиваются те, кто по всем показателям имеет шанс стать выдающимися чемпионами.

Собственно, как раз это было полтора года назад главной причиной массового недоумения, а потом отчаяния, когда о своем расставании объявили бронзовые призеры Игр в Сочи Елена Ильиных и Никита Кацалапов. Можно сколько угодно восхищаться прогрессом, который совершили с тех пор Ильиных с Русланом Жиганшиным и Кацалапов – с Викторией Синициной, но если судить по гамбургскому счету, и те, и другие пока еще слишком далеки от уровня, которым можно восхищаться всерьез. Нужны цифры? Пожалуйста! Во всех пяти обязательных составляющих короткого танца в Милуоки Никита с Викторией оказались хуже, чем американцы Мэдисон Чок/Эван Бэйтс. То есть в программе не оказалось ни одного технического элемента, который был бы доведен до блеска.

Впрочем, по общепринятым стандартам российские подопечные Марины Зуевой впервые за последний год выглядели безупречно: если и есть танец, который по умолчанию идеально "сел" бы на такую пару – это вне всякого сомнения вальс. Классический, размашистый, скоростной – именно такой, какой и был показан Синициной и Кацалаповым в их первом старте на американском этапе.

Этап "Гран-при" Skate America. Милуоки. 24-25 октября. Пары. 1. Суй Вэнцзин/Хань Цун (Китай) – 202,00. 2. Симека/Нерим (США) – 191,97. 3. Сегин/Билодо – 189,497 4. СТОЛБОВА/КЛИМОВ – 189,06... 7. АСТАХОВА/РОГОНОВ – 157,97.

Женщины. 1. МЕДВЕДЕВА – 206,01. 2. Голд (США) – 202,80. 3. Мияхара (Япония) – 188,07... 6. ЛИПНИЦКАЯ – 170,63.

8