14 декабря 2020, 18:05
Бывшая российская фигуристка Мария Сотскова на прошлой неделе объявила о наборе в группу фигурного катания под ее руководством. Эта новость вряд ли стала бы сенсацией, если бы не тот факт, что Сотскову недавно должны были дисквалифицировать на 10 лет. В сентябре стало известно, что Мария провалила допинг-тест и РУСАДА возбудило против нее дело. Получается, Сотскова нарушает закон и подставляет Россию? Не все так просто. На самом деле решения по фигуристке до сих пор нет.
«Объявлен набор в группу фигурного катания под моим руководством спортсменов от 1-го юношеского разряда в спортивной школе. Вместе мы сможем тренироваться, участвовать в соревнованиях, сдавать разрядные нормативы и тесты по скольжению», — написала Сотскова в Instagram.
При этом осенью в ряде СМИ появилась информация о том, что Сотскова, уже завершившая карьеру, получила дисквалификацию на 10 лет за пропуск трех допинг-тестов, подделку медицинской справки и положительную пробу на фуросемид. Версий произошедшего несколько. Основная, что Мария приняла решение о завершении карьеры еще в октябре, после провального для нее «Гран-при Франции». Но вовремя не проинформировала о своем решении Федерацию фигурного катания России и РУСАДА. В результате она продолжала числиться действующей спортсменкой, а значит, входила в пул тестирования.
Во время одной из плановых проверок в анализах Марии якобы был обнаружен фуросемид. Сам по себе этот препарат не дает физических преимуществ, но включен в список запрещенных веществ за свои маскирующие качества. Как сильнодействующее мочегонное средство, фуросемид выполняет роль диуретика — препарата, предназначенного для вывода жидкостей из организма. После приема фуросемида помимо нескольких литров жидкости из организма выводятся калий, магний и масса других полезных солей. Кроме того, это эффективное средство для похудения. Теоретически его применение помогает скрывать факт употребления других запрещенных веществ. Еще одна причина, по которой фуросемид в черном списке для спортсменов, — опасные побочные эффекты. При применении больших доз фуросемида может случиться остановка сердца. Поэтому он выписывается только по назначению врача при серьезных медицинских показаниях.
СМИ стало известно об этой истории после утечки информации из РУСАДА или из федерации. В антидопинговом агентстве проводили расследование, но имена виновных не обнародовали. Перед Сотсковой извинились, хотя и признали факт подозрений в нарушении антидопинговых правил. При этом 10-летняя дисквалификация была озвучена только как рекомендательная мера. Ни о каких наказаниях до сих пор официально не объявлено.
Последний раз РУСАДА публиковало на своем сайте списки дисквалифицированных спортсменов 26 ноября, и фамилии Сотсковой в документах нет. Мария вроде бы не отрицает сам факт нарушения, хотя и настаивает на случайных обстоятельствах произошедшего. В октябре она якобы дала интервью «Экспресс-газете», где рассказала, что действительно принимала фуросемид по назначению врача и делала это, больше не собираясь принимать участие в соревнованиях. Правда, достоверность самого интервью вызывает сомнения — его текст с сайта газеты удалили, его можно найти только через кэш или цитирования в других СМИ.
Согласно регламенту РУСАДА после завершения внутреннего расследования дело передается в профильную федерацию — в данном случае в Федерацию фигурного катания на коньках России. И итоговое решение по дисквалификации должны принимать уже в ФФККР, соглашаясь или не соглашаясь с рекомендациями РУСАДА. Но в федерации решение также пока не приняли, и новостей по Сотсковой нет. «На данный момент решения по дисквалификации нет, — ответил на вопрос «СЭ» президент ФФККР Александр Горшков. — Ничего нового нет, дело рассматривается».
На вопросы «СЭ» Мария отвечать не стала, проигнорировав сообщения и звонки. В РУСАДА же комментировать дела конкретных спортсменов не имеют права, но проконсультировали касательно самой процедуры дисквалификации и ограничений, которые она накладывает на спортсмена. В агентстве отметили, что дисквалификация и полное отстранение от спорта — это разные понятия и не всегда одно автоматически подразумевают другое.
— Важно уточнить, о какой именно тренерской работе идет речь, — сказала в беседе с «СЭ» директор РУСАДА по коммуникациям Мария Маркова. — Если дисквалифицированный спортсмен работает в частной коммерческой школе, то у РУСАДА нет на него и его работодателя рычагов воздействия, мы не можем никак ему запретить такую работу. Этическую сторону вопроса можно обсуждать, но нарушения правил в этом нет.
Школа, о которой пишет Сотскова, — это коммерческий проект, направленный на работу с начинающими фигуристами. Школа никак не связана ни с ФФККР, ни с Министерством спорта, поэтому ограничений на работу в такой школе у спортсмена быть не может.
А вот если бы Сотскова занималась с профессиональными спортсменами и членами сборной России, проблемы были бы как у нее самой, так и у фигуриста, которого она бы готовила. Более того, если будет доказана связь с федерацией и участие дисквалифицированного спортсмена в тренировках всей сборной страны на регулярной основе — это повод для санкций уже в адрес всей сборной.
Только здесь есть еще один важный нюанс: дело Сотсковой до сих пор в разработке, а пока нет решения об отстранении или дисквалификации, то никаких ограничений на спортсмена или тренера наложено быть не может. То есть прямо сейчас Мария может работать тренером в абсолютно любом учреждении, и это не будет нарушением антидопинговых правил.