Грустно, на самом деле, выглядит карта фигурного катания России в последние годы. Забудьте на секунду про высокие телерейтинги Кубка страны, четверные российских сборниц и медали Олимпиад — и представьте карту огромного государства.
Центров фигурного катания на ней по пальцам пересчитать. Способных давать спортсменов во всех четырех видах — один-два, Москва и Петербург. Противостояние, которое можно было бы неплохо раскрутить в фигурном катании на уровне Плющенко vs Тутберидзе. В какой-то момент казалось, что Москва окончательно подмяла Питер под себя. На чемпионате мира 2019 года все медали российской сборной завоевали москвичи — Загитова и Медведева, Синицина/Кацалапов и Тарасова/Морозов и Забияко/Энберт. Но на последней Европе золото, например, было разделено пополам — Косторная и те же Синицина/Кацалапов против Алиева и Бойковой/Козловского.
На этой неделе в городе прошел главный турнир Питера — мемориал Панина-Коломенкина, первого российского олимпийского чемпиона и легенды трештока начала XX века. Не исключено, что Плющенко и Тутберидзе выходят в Instagram после изучения скандалов тех лет. Как говорится, верните мне мой 1907-й.
Наверняка на этой неделе вы пристальнее следили за судейством, интервью тренеров и четверным риттбергером Александры Трусовой. Но в Питере было на что посмотреть. Почти в каждом виде — своя драма.
У женщин выиграла Елизавета Нугуманова — девушка, которая снялась с этапа Кубка на прошлых выходных из-за перелома (!) ноги. В среду она получила 187,16 балла — с таким результатом в Сызрани можно было бы за медаль цепляться. Второе место — у Арины Онищенко, которая на этапе Кубка в Москве была и таким образом откатала четыре программы за шесть дней. У мужчин есть камикадзе и пожестче — так, бронзовый призер из Карелии Артем Лежеев тоже был в «Мегаспорте», а после мемориала едет в Сочи. Шесть программ за две недели. С ума они там все сошли?
Андрея Мозалева, выигравшего мужской турнир, коллеги окрестили более крутым, чем Ханю и Чен. Победительница юниорского женского турнира Валерия Овчинникова метит на Олимпиаду, а у юниорских пар выступила Аглая Тарасова — полная тезка актрисы, которая играла в фильме «Лед». Актриса перешла в фигурное катание, а фигуристка, по ее словам, не против когда-нибудь сыграть в фильме. Переманите ее, продюсеры.
В парном катании вообще произошел курьез — ни одна пара не дожила до награждения. Все пять снялись до или во время соревнований. А Тамара Николаевна Москвина вот не считает, что есть кризис парного катания.
Однако главное, пожалуй, не все это. Питер последний месяц, будто при царе-реформаторе Петре, является генератором нестандартных идей — теперь не по бритью бород, а развитию фигурного катания. К новому президенту местной федерации Сергею Чопозову можно относиться со скепсисом — молодой человек со стороны только вступил в должность, но он говорит здравые вещи.
Несколько таких идей он высказал в разговоре с корреспондентом «СЭ»:
1. Трансферная система, важной частью которой должны стать агенты
— Я лично знаю множество хоккейных агентов, которые хотели бы зайти на рынок фигурного катания. Почему мы говорим, что нереально наладить контрактную систему в индивидуальном виде спорта? В теннисе же ничего не мешает людям зарабатывать. Фигурному катанию нужен профессиональный подход, обновление. Получать госфинансирование вечно не получится. Так что должны быть агенты, трансферы. Уходить просто так из академии, которая тебя воспитала — это неправильно. У нас есть концепция, которая учитывает нынешний устав и будет предоставлена во всероссийскую федерацию.
2. Оставлять деньги в регионах
— Федерация получает определенный процент с доходов фигуристов, это нормально. Давайте включим в эту схему регионы. Не забирая что-то у всероссийской федерации — но в некоторых моментах легче действовать на земле. Многие фигуристы хотят работать со спонсорами напрямую, искать их. И легче это всё продумывать на уровне региона. Посмотрите на лица фигуристов — они пашут, они мотивированы, но должна же быть достойная финансовая подпитка. А у нас единицы фигуристов могут позволить себе достойную жизнь. Нам нужно просто облегчить систему и не оставлять как есть — когда вся страна держится на пяти регионах.
Регионы должны развиваться. Я даже могу сказать — мне было бы приятно у нас видеть ту же Алину Загитову, чтобы она выступала за Петербург. Не собираюсь ее переманивать, так как очень уважаю Этери Тутберидзе, она прекрасная, сильная и красивая женщина. Но пусть спортсмены знают — Питер всегда готов принять. У нас лучшие тренеры в стране и создаются лучшие условия. Если будут проблемы — мы готовы помочь.
3. Новые турниры — клубный чемпионат
— Хочется делать спонсорские турниры — некий командный чемпионат на протяжении года. Может быть, между школами, а можно определять команды жеребьевкой. Я вижу интерес к противостоянию клубов, штабов. Такой опыт был в плавании — казалось бы, совершенно не командный вид спорта. Не очень успешен коммерчески? А с самого начала не стоит закладываться на самоокупаемость и эти красивые слова. Спонсоры найдутся, я знаю компании, которые хотят это финансировать, но надо согласовать все с федерацией. Главное — популяризация вида спорта, раскрутка шоу.
И кажется, желание делать все для этого возможное есть. Если на этапах Кубка России микст-зона отменена, в Петербурге можно говорить со спортсменами прямо у бортика или в коридорах. Питер, по словам нового руководства, замахнулся на чемпионат России и международные турниры, в том числе и «Гран-при» (который проводит Москва), а также готов принять спортсменов, у которых проблемы с действующим тренером. В планах, по нашей информации, и новые шоу, в том числе на открытом воздухе. Если на федеральном уровне официальные лица не хотя «седлать» волну хайпа, то здесь к этому готовы. В какой-то момент может оказаться, что финансовые и инфраструктурные условия-то в Питере круче, чем в Москве — что для спортсменов, что для болельщиков.
В битве нового и старого подходов и предстоит фигурному катанию провести ближайшие годы.