Фигурное катание развивается поистине стремительными темпами. На прошлой неделе завершился последний официальный старт сезона, открытый чемпионат Океании, и там выступают люди из Камбоджи, Филиппин и Новой Зеландии. Фигуристка из ОАЭ уже без проблем делает двойной аксель.
Впрочем, на передовой прогресса в последние годы сейчас более традиционные лидеры – Россия, США, Япония. Прошедший чемпионат мира подарил нам сумасшедшие финалы произвольных программ во всех видах. Но одиночное катание стояло особняком, если не пентхаусом. В женском турнире Этери Тутберидзе со своими подопечными остались вне конкуренции. У мужчин же Европа в глубоком кризисе. Азиаты и американцы (зачастую азиатского происхождения) не оставляют другим шансов.
Возрождение европейского катания многие связывают с Даниэлем Грасслем. Молодому итальянцу недавно исполнилось 17, он быстро осваивает четверные прыжки – сначала стал самым молодым исполнителем лутца, а в минувшем сезоне первым в Старом Свете сделал четверной риттбергер на международном соревновании. На последнем шоу предпринял попытку исполнить пятерной лутц (парня по сути развели на "слабо"). Так или иначе – это футбольный Килиан Мбаппе, гоночный Макс Ферстаппен. В свои годы он опережает график будущего чемпиона.
При этом парня многое связывает с Россией. Young Goose Academy, где занимается и учится Даниэль, сотрудничает с Алексеем Мишиным. Сам Грассль недавно выступал в шоу Евгения Плющенко в Италии. А особенно удивительно после звонка тренеру фигуриста Лоренцо Магри было услышать русскую речь. В академии в роли "консильере" работает Галия Гурьянова, представительница отечественной художественной гимнастики. Между тренировкой и учебой в школе при академии Даниэль нашел 15 минут, чтобы рассказать о пятерных прыжках, общении с Этери Тутберидзе и поколебаться в выборе между Алиной Загитовой и Евгенией Медведевой.
– Даниэль, вас не удивляет, что вам звонят из России?
– (смеется) Ну, это у меня первый звонок из вашей страны.
– У вас шестичасовые тренировки сейчас, в мае. Вы вообще отдыхаете?
– Каникулы у меня будут в конце июня, потому что скоро у меня экзамены в школе. Две недели в Энье, затем еду на стажировку с Бенуа (Ришо, хореографом. – Прим. "СЭ") и как раз каникулы. Потом одну неделю я буду заниматься с Алексеем Мишиным и отправлюсь Куршевель с Бенуа и моим тренером.
– Школа находится в самой академии?
– Да. С 8 до 14 тренируюсь, и в 14.30 занятия в школе.
– Тяжело.
– Да. (смеется)
– Сколько часов тренировок у вас в неделю? Около 30?
– Где-то так. Ежедневно у меня три часа льда, где-то час катание и два часа прыжки, непосредственная отработка программ, и два часа в зале, йога, танцы.
– Вы говорили недавно, что собираетесь провести неделю в группе Этери Тутберидзе. Вы с ней общались, есть решение?
– Да, мы с ней переговорили на чемпионате Европы, она оказалась милой. Делала комплименты и сказала, что будет рада, если когда-нибудь мы с тренером к ней поедем. Возможно, мы сделаем это в августе, но это пока не точно.
– Три часа на льду – этого достаточно? Потому что у той же Тутберидзе дети могут целый день там кататься.
– Да, я знаю. Но школа тоже важна. Так что три часа, и потом несколько часов учебы.
– Давайте об отдыхе. Вы как-то говорили, что после чемпионата мира в Загребе закатили вечеринку. А как выглядят вечеринки спортсменов? Можно выпить бокал итальянского вина?
– Я не очень люблю алкоголь, я не из этого разряда людей. Но тогда мы решили действительно отметить, потому что я был очень рад подиуму и бронзе. И знал, что мог сделать больше, но был счастлив перевыполнить свою задачу, потому что нацеливался на топ-5. Но вообще, один бокал вина – это нормально. Наш тренер ничего не скажет. Но если больше... То он придет. (смеется)
– Какие у вас планы на следующий год? Вы будете выступать в юниорском Гран-при или взрослом?
– Я увидел, что финал у юниоров планируется в Турине, и будет так круто, если удастся в нем поучаствовать! Так что мы решили кататься в юниорском Гран-при. К тому же один из этапов состоится в Энье. Это будет мой последний сезон в юниорах.
– На шоу в Болонье вы показывали номер "Мэри Поппинс". Вам хочется остаться ребенком в этом суровом мире спорта или, наоборот, поскорее повзрослеть?
– Я действительно хочу взрослеть, учитывая мои навыки катания, я не хочу больше быть юниором. Но я готовил эту программу с Лукой Ланотте месяцев семь назад, и он хотел сделать ее как воспоминание о том времени, когда я был ребенком. Но сейчас я вырос, конечно.
– Можете уже рассказать о программах на следующий сезон?
– (кричит тренеру) Я могу рассказать о программах? Нет, не сейчас, но скоро я все объявлю.
– На последнем шоу вы выступали с Александрой Трусовой. Успели с ней поговорить? О том, как правильно делать четверные, например?
– Да, конечно, я с ней поболтал в Болонье, и после шоу я у нее спросил: "Может, сделаем синхронные четверные?" Мы попробовали, но она ошиблась. Но ничего, в следующий раз все сделаем.
– Можно сказать, что вы друзья?
– Скорее с Анной Щербаковой. У нас совпадали этапы "Гран-при", и я ей дарил итальянские сувениры. А она в ответ подарила какие-то русские вещи. Это было мило!
– Можете описать ее одним словом?
– Всегда, когда мы общались, она была добра. Даже не знаю, я еще не так хорошо с ней знаком... Наверное, все-таки милая, приятная.
– В России многие считают, что Этери Тутберидзе – жесткий тренер. Вам так не показалось?
– Я хочу с ней позаниматься, потому что ее ученицы делают четверные, а мне нужен четверной тулуп, он остался последним. А в ее группе сразу несколько человек его делают. Жесткая? Да, пожалуй, есть немного. Но иногда в фигурном катании это нужно.
– На последнем шоу в Болонье вы попробовали сделать пятерной лутц, но упали. Это правда? А то видео нигде нет.
– Да, это правда. Я пробовал пару раз пятерной тулуп, но никогда не пробовал лутц. И в Болонье у меня получились несколько четверных, и тут Маттео Гуаризе говорит: "Ну давай, пробуй пятерной тогда!" Ну, я и ответил на вызов. Попытка была неплохая, надо сказать. Но никто не записал ее на видео!
– Вы пробуете пятерные прыжки на тренировках, были удачные попытки?
– Скоро будет шоу в Энье, с новой музыкой и хореографией. Поэтому я сейчас не так много прыгаю, больше отрабатываю саму программу, катание. Но буду пробовать пятерные на тренировках. И очень скоро выложу какое-нибудь видео.
– Возможно включение пятерных в соревновательные программы? Не сейчас, но в будущем?
– Сейчас нет смысла прыгать пятерной на соревнованиях, потому что у него нет технической ценности, это ноль. И никто не будет это делать. Если это правило изменят, возможно, я буду больше работать над ними и буду включать их в программу.
– Сейчас много говорится о европейском катании. Вы – первый европеец, прыгнувший тот или иной прыжок. Разделение на Европу, Азию, Америку действительно существует?
– Мне нравится техника азиатов, японцев. Например, Каори Сакамото, то, как она прыгает – это реально высоко и круто! Или Сома Уно, который прыгнул четверной тулуп во второй части программы на командном чемпионате мира. Это было впечатляюще, он как будто взлетел! Но американцев я тоже люблю. Мы собирались ехать в США к Тому Закрайчеку, но работали над программами... не срослось, в общем. Надеюсь, в следующем году получится.
– Почему европейцы сейчас слабее азиатов и американцев?
– Ну, у женщин, например, Россия сейчас очень сильна. Даже лучшая страна. Очень много интересных программ, работы над ними. Но японки подбираются на тот же уровень.
– У мужчин, наверное, Евгений Плющенко был последним европейцем, который выигрывал большие соревнования. Считаете его примером?
– Я люблю его, у него очень солидные прыжки, красивые. Но человек, на которого я ориентируюсь – Патрик Чан. У него невероятные навыки катания. Но мне еще в этом году понравился Джейсон Браун. Его выступления – это просто вау!
– Вы не только катаетесь, но и много смотрите фигурное катание. Что предпочитаете?
– Если большие соревнования – смотрю все, честно. Мужчин, женщин, пары и танцы тоже. Но предпочитаю одиночное катание.
– Раз уж вы упомянули женское российское катание, то не могу не задать извечный вопрос – Загитова или Медведева? Чей стиль вам по душе?
– Для меня катание Медведевой просто прекрасно. Но Алина тоже серьезно улучшила свои компоненты в этом сезоне. Кто мне больше нравится... (пауза) Наверное, обе, ну не могу я выбрать! Но если брать прыжки – Загитова мне нравится больше.
– За счет чего девушки так сильно прогрессируют?
– Пришло новое поколение. И оно ознаменуется тем, что девушки будут прыгать четверные и тройной аксель, это станет нормой. Думаю, мужчины через несколько лет сделают четверной аксель, и начнутся первые попытки пятерных. В Америке, например, есть Алиса Лью, которая уже делает тройной аксель. И это значит, что все должны его начинать делать.
– Вам не кажется, что фигурное катание – очень итальянский спорт? Очень многие катаются под музыку вашей страны.
– Мне не кажется, что сейчас то итальянский спорт, но я надеюсь, что скоро оно таким будет. Потому что везде этот футбол... Каролина Костнер вывела его на новый уровень. И хотелось бы это продолжить.
– Какая у вас цель на следующий сезон?
– Уф... Я хочу попасть на финал "Гран-при" в Турине. И хорошо выступить на чемпионате Европы, попасть в тройку. Я буду делать три четверных в произвольной программе.
– Мужчины, получается, должны как-то отвечать женщинам?
– Да, пожалуй. (смеется)