Фигурное катание

9 февраля, 18:15

Тутберидзе — главная. Болельщики назвали ключевую персону фигурного катания и выразили отношение к отстранению

Болельщики назвали Тутберидзе ключевой персоной фигурного катания
Дмитрий Кузнецов
Обозреватель
Исследование социологов на российских соревнованиях шло в течение всего сезона.

Несмотря на то что фигурное катание — один из популярнейших видов спорта в стране, а по мнению Татьяны Тарасовой — «спорт номер один», выше футбола и хоккея, его очень мало исследовали с точки зрения социологии. Никто не интересовался у зрителей их отношением к спортсменам, отстранению от международных соревнований, ценам на билеты и так далее — либо эти опросы как минимум были закрыты.

Ключевая персона

Компания IFORS RESEARCH провела исследование мнения болельщиков фигурного катания по некоторым из этих тем в местах проведения этапов «Гран-при России» 2023 года и чемпионата страны 2024 года — и любезно поделилась с «СЭ». Для любителей социологии скажем, что выборка для каждого города составила 250 человек, посетивших соревнование, суммарно для всех городов — 2000 человек. Опрошены посетители соревнований от 18 лет и старше, при рекрутировании соблюдались мягкие квоты по полу и возрасту, онлайн с предварительным рекрутированием. То есть людям предлагали поучаствовать в опросе на аренах проведения соревнований в перерывах.

Прежде всего любопытны результаты в вопросе о «ключевой фигуре» в российском фигурном катании. Здесь только один человек превысил значимый показатель в 10%, причем остальных персонажей упоминали единично. Вы уже без труда догадались, о ком идет речь. Это Этери Тутберидзе. Ее назвал каждый второй участник — 48%. Остальные далеко позади.

Отдельно компания попросила выбрать лучшего тренера и хореографа в каждом из видов (допускались множественные ответы). В одиночном катании Тутберидзе ненамного обошла Алексея Мишина (67% против 61%), в парном вне конкуренции Тамара Москвина (89%), в танцах, по мнению болельщиков, лучший Александр Жулин (71%).

Что касается хореографов, то здесь с запасом лидирует еще один представитель штаба Тутберидзе Даниил Глейхенгауз (55%), а в парном катании, на удивление, 21% участников вспомнили Николая Морошкина, а 17% Бетину Попову. Это очень неплохой процент узнаваемости. В танцах перешедших порог в 10% не нашлось. Что интересно, отвечая на вопрос о лучшем хореографе, респонденты достаточно часто называют фамилии тренеров (от 25% до 50%), это говорит о том, что сформировать бренд хореографа, отстроиться от бренда тренера и запомниться зрителям — непросто, говорится в исследовании.

За соревнованиями без России следят

Отдельно социологи IFORS RESEARCH спросили про отношение зрителей к отстранению от международных стартов. Большинство опрошенных считают, что отсутствие российских спортсменов на международных стартах отрицательно влияет на развитие фигурного катания как в России (76%), так и во всем мире (85%). Причем в структуре оценок преобладают именно однозначно отрицательные, утверждается в исследовании.

С другой стороны, опрошенные считают, что фигурное катание в нашей стране сможет удерживать популярность в отсутствие международных стартов, однако лишь 34% считают, что это может происходить в течение пяти сезонов и более: вариант «один-два сезона» выбрали 22%, «три — пять сезонов» — 35%. 9% ответили, что не сможет вообще никак.

Фото Федор Успенский, «СЭ»

Так или иначе, за международными соревнованиями следят более половины посетителей этапов «Гран-при» в России (63%): интересуются новостями об этапах (36%), следят за результатами (25%), смотрят трансляции (31%).

Отвечая на вопрос, когда, по их мнению, российских фигуристов допустят до выступлений на международных стартах, 40% опрошенных затруднились с ответом. Временные рамки достаточно размыты — примерно одинаковые доли оптимистичны и считают, что это случится в следующем сезоне-2024/25, через сезон, то есть в 2025/26 годах (21%), и не раньше сезона-2026/27 — 20%.

Во второй части исследования социологи изучили, с чем в первую очередь ассоциируются фигуристы у зрителей и что они из себя представляют как бренд. «СЭ» опубликует ее на следующей неделе.