Скандалы
16 декабря 2019, 08:15
В фигурном катании прошли первые выходные после окончания «Гран-при». Казалось бы — впервые за долгое время нет этапа или его ожидания, не о чем спорить, можно отдохнуть, самому на каток сходить. Но состояние мира фигурного катания после этих выходных — что-то вроде вымершего поля. И это скорее затишье перед бурей, чем завалы после цунами. Стороны лишь обозначили свои позиции. Напоминает сцену из «Маугли» перед битвой с рыжими собаками (никаких аналогий с героями). Никто не хочет попасть под раздачу, все спешно ретируются в свои укрытия.
За все воскресенье после раунда Евгения Плющенко не выступил никто. Это указывает на серьезность положения. «Ничего удивительного в произошедшем нет. Я в это дерьмо ввязываться не буду, лучше уж наблюдать», — очень метко и не менее анонимно оценил ситуацию один из заслуженных людей в нашем фигурном катании. Некоторые отвечают словами о личном решении Алины и нежелании пиариться на событии. Кто-то просто выключил телефон. Татьяна Анатольевна в ответ на вопрос «СЭ» о словах Тутберидзе полминуты молчала, а затем бросала трубку. Кому-то из журналистов повезло быть посланным великим тренером к чертовой матери.
Такое ощущение, что сейчас эту фразу одновременно сказали все важные люди в фигурном катании, от Алины Загитовой до заслуженных тренеров. А в итоге посланным рискует оказаться все отечественное фигурное катание. Оно проходило через многие эпохи противостояний, но таких нервных разборок до последнего патрона не припоминается.
Конкуренция всегда лучше, чем монополия, но другие виды спорта показывают, что конкуренция на убой скорее идет во вред. Биатлон — самый яркий пример. А вот лыжи, где внутреннее соперничество регламентировано наличием разных тренировочных групп, активно развивается.
До чемпионата России по фигурному катанию осталось всего-то 10 дней. Только представьте, как будет накалена атмосфера в Красноярске. Комментировать его будет та же Татьяна Тарасова. Вполне возможно, что эфир станет не менее легендарным, чем пхенчханский, после которого долго обсуждали фразу мэтра «Я хочу, чтобы она [Медведева] выиграла. Не потому, что я не хочу, чтобы малая [Загитова] выиграла. Просто потому, что она это заслужила. Все для этого сделано (да, здесь интонация Татьяны Анатольевны).
Но ладно эфир — можно включить англоязычного Теда Бартона, который впервые будет комментировать турнир на зарубежную аудиторию и после каждого проката говорить одинаковые «Вау!».
Сама схватка за путевку в сборную будет от ножа. Как там у Тутберидзе, то бишь Цветаевой? «Гляжу на след ножовый, успеет ли зажить». Главная интрига — сможет ли кто-то вмешаться в борьбу за подиум, который вроде бы должны занять три юных ученицы Тутберидзе. Кто-то — это, очевидно, Медведева и Туктамышева. Учитывая любовь Татьяны Анатольевны к Евгении, а фанатов — к конспирологии, только отъявленный идеалист не будет ожидать в отборе на чемпионат мира подвоха. Разделение на лагеря — очевидно. Возможно ли, что против Тутберидзе даже будет сформирован некий альянс? Вполне. У нее очевидно есть оппоненты в фигурном истеблишменте. Плющенко и Тарасова в связке — само по себе звучит сильно. Хоть в Instagram Татьяна Анатольевна пока и ностальгически миролюбива.
Раскол внутри может свести на нет тот бум результатов, который наблюдался последние годы в женском фигурном катании. Та же Тарасова выступила за повышение в нем возрастного ценза. Если уж в России не будет по этому вопросу единства, то стоит ли ждать поддержки из-за рубежа? Вместо гарантированных медалей на чемпионатах мира и Олимпиадах по итогам реформ рискуем получать почетные грамоты за седьмые места.
Противостояние разгорается и вне соревнований. Медведева, например, противостоит ученицам Тутберидзе (в том числе и Загитовой) и в престижной премии ISU Skating Awards. В главной номинации «самый ценный фигурист», в отличие от многих других видов спорта, критерием являются популяризация фигурного катания с помощью фанатской базы, внимания СМИ и привлечения спонсоров. Результаты в ней фактически не котируются. Интересно, за кого проголосуют руководитель шоу с участием Алины Загитовой Татьяна Навка и ее коллеги по жюри.
А меньше всего хотелось бы, чтобы угольки горящего костра попадали на самих фигуристок. В частности — на неокрепшую молодежь из «Хрустального» и так оказывается сильнейшее давление. С большой вероятностью именно им ковать победы российского фигурного катания в ближайшие пару лет — если их допустят до чемпионатов мира и Олимпиад. Но и всем остальным можно пожелать закрывать комментарии в Instagram, переходить на электронную почту и пейджеры.
Котел противостояния нагревали с Олимпиады-2018 очень долго. До поры до времени это привлекало новую аудиторию, и прекрасно, что она продолжает увеличиваться. Но в какой-то момент резьбу может сорвать. Мы к такой ситуации очень близки.