23 января 2012, 00:29

Анатолий Тимощук: "Поговорю с руководством "Баварии": мне нужна определенность"

Игорь Рабинер
Обозреватель

В этом сезоне дела у полузащитника сборной Украины в "Баварии" наладились, хотя вопросы о его будущем остаются

Два года, которые Луи ван Гал мучил Тимощука, то оставляя на лавке, то используя в центре защиты, - дела минувших дней. Нет больше в "Баварии" ни самого голландца, ни его брутального соотечественника Марка ван Боммела, из-за которого капитану сборной Украины путь в опорную зону был заказан, а Тимощук в основе.

Юпп Хайнкес использовал их с Луизом Густаву через раз. Но стоило Тимощуку в ноябре получить удаление на исходе матча с "Аугсбургом", как без него лидеры первенства бундеслиги проиграли два матча кряду. А вернулся - и вновь пошли победы. В первом круге из десяти матчей с его участием "Бавария" выиграла девять при одной ничьей и двух пропущенных мячах. Без него - четыре поражения. В пятницу, правда, беспроигрышная серия Анатолия прервалась в Менхенгладбахе...

На вопрос, останется ли 32-летний хавбек в Мюнхене, президент клуба Ули Хенесс и исполнительный директор Карл-Хайнц Румменигге отвечают безоговорочным "да". Но, как выясняется из нашей беседы, не все так просто, хотя и сам Тимощук никуда из "Баварии" не рвется.

У МЕНЯ БЫЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ РОССИИ

- Спокойно здесь себя чувствую, комфортно - и семья тоже, - говорит полузащитник. - Месяца четыре назад дом купили под Мюнхеном, в 20 километрах от центра города. В двухстах метрах - озеро.

- Семья будет жить там вне зависимости от того, куда занесет вас футбольная судьба?

- Да. Детям там расти будет хорошо.

- Слухи о том, что какой-либо клуб хочет Тимощука, появляются едва ли не еженедельно...

- Обращаются люди, разговаривают. Не буду скрывать: есть клубы, которые мною интересуются. Но прежде всего это нужно с "Баварией" обговорить, да и со мной - условия личного контракта, что тоже не очень просто. В общем, на данный момент я игрок "Баварии". Команда хорошая, мне здесь уютно.

- В какой-то момент все-таки были близки к отъезду?

- Сложные моменты были, это больше с ван Галом связано. Но я не из тех, кто боится трудностей. Стремился доказать и себе, и ван Галу. Что в конце концов и сделал, став у него постоянным игроком стартового состава. Но уже было поздно. Для ван Гала (смеется).

- Прошлым летом ходили разговоры, что к вам обращались "Зенит" и "Анжи".

- У этих разговоров были основания. И обращались не только они.

- А сейчас кто-нибудь пытается подступиться к основному уже полузащитнику "Баварии", к тому же продлившему контракт?

- Во-первых, мы с "Баварией" еще не разговаривали. Хочу определенности. Если у меня через полгода заканчивается контракт и я ухожу свободным агентом - одно дело. В этом случае могу уже сейчас с кем-то переговоры вести и даже подписывать предварительный контракт. Если остаюсь, то должен это четко услышать. Поэтому встреча состоится и расставит для меня точки над i.

ХАЙНКЕС ВСЕ ЧЕТКО ПРОГОВОРИЛ СРАЗУ

- Складывается ощущение, что вы с Хайнкесом довольны друг другом.

- Можно, конечно, быть недовольным, что не все матчи играл в стартовом составе. Но мы изначально с тренером эти вопросы проговорили. Он нас с Луизом Густаву вызвал и четко сказал, что мы оба ему нужны, но одновременно на поле нам места нет: вторым центральным полузащитником будет Швайнштайгер, больше сориентированный на атаку. Так на протяжении всей этой половины сезона и получалось, за исключением двух моментов.

- У ван Гала восприятие действительности менее адекватное?

- Ему то номер на футболке не нравился, то еще что-то. Такое у него отчего-то видение, что номера у игроков должны быть только до 35-го. Но я свой 44-й отстоял. Тот же Рибери у него сначала плеймейкером играл, хотя французу это страшно не нравилось. И Тони с Демикелисом ушли во многом потому, что не находили взаимопонимания с тренером. А я был настроен сражаться до конца. Ни для кого не секрет, что ван Гал не очень хорошо находит нити общения с людьми. А вот игру анализирует много.

- Его соотечественник и приятель Дик Адвокат в плане анализа такой же?

- У него все было построено по-другому: для себя соперников анализировал, но общекомандной "теории" почти не проводил. Считал, необходимости в этом нет. С другой стороны, у Адвоката атмосфера в команде более спокойная.

- Швайнштайгер и Мюллер, помнится, ван Гала защищали.

- Мюллеру он дал шанс в основном составе - как тут не защищать? А со Швайни была такая ситуация. Ван Гал сказал: "Капитан у меня должен все время играть. И два вице-капитана - тоже".

- Хайнкесу производит впечатление малоэмоционального человека. Это так?

- Он не кричит, но тон у него порой бывает недружелюбный, жесткий. Даже если говорит спокойно - интонации весьма доходчивые.

- А как отнесся к вашему удалению в Аугсбурге?

- Довольно спокойно, хотя удаление получилось нелепым, в добавленное время. Главным для меня была не чья-то реакция, а чтобы команда за оставшуюся минуту победу не потеряла. К счастью, удержали.

- С какими эмоциями наблюдали, как без вас "Майнц" центр "Баварии" как нож сквозь масло проходил?

- В Майнце я не был, потом во время двух домашних матчей был в раздевалке, старался ребят поддержать. Главное, что смогли и первое место сохранить, и отрыв какой-то.

А что касается позиции... Иногда пишут: мол, я на атаку не играю, отдаю ближнему, не забиваю. Дескать, опорный должен действовать, как Хави. Но в "Баварии" Хави - это скорее Швайнштайгер, а на моей позиции играет Бускетс. Гвардьола говорит, что это лучший опорный в мире. Но сколько он отдал и забил? Отобрал, закрыл зону, не дал сопернику развить атаку. Свое дело делает, и тренер называет его лучшим. У нас бегут вперед по флангам Роббен и Рибери, бегут Швайнштайгер, Кроос или Мюллер - а там еще и Гомес на острие. Очень часто подключаются оба крайних защитника - Лам и либо Рафинья, либо Боатенг. Что мне делать? Куда бежать и зачем? Откуда забивать? Любой футболист должен прежде всего выполнять установку тренера и использовать свои лучшие качества.

О НЕМЕЦКОМ КДК И ВЕЛЛИТОНЕ С АКИНФЕЕВЫМ

- После удаления в Аугсбурге вы дважды ездили на заседания немецкого КДК, но сократить срок наказания с трех матчей так и не удалось.

- Да, летал, все объяснял. Но когда там сидят люди, заведомо на что-то настроенные, и они 40 лет вместе работают, это бесполезно. Хотя даже судья матча на втором слушании сказал, что посмотрел видео и признает неправильность трактовки своего решения, записанного в протоколе. Подтвердил, что травму - которой и не было - нанести я не хотел. Атаковал игрока спереди, резко, но шел не в него, а закрывать траекторию полета мяча. И просто по инерции попал в ногу.

- Серьезно там разбирательство эпизодов поставлено?

- Все как в суде - обвиняемый, сторона обвинения, сторона защиты... Судья матча выступает, потом его просят удалиться, чтобы он не слышал, что я говорю. С нами на апелляцию летал один из "прокуроров", который сам из-под Мюнхена. Чуть пообщались, подумал: о, нормально, нейтральный парень. А он ка-ак выступил! Думал, все, сейчас игр десять впаяют. "Баварии", кричал он, нельзя уступать, иначе все на шею сядут!

А я не только говорил - показывал. Выходил, мяч держал, делали инсценировку эпизода. Наш клубный юрист у меня Гомесом был (смеется). Но ничего не помогло. Дошли до того, что в конце начали рассказывать: мол, три игры - это еще немного. А можно до двух лет получить дисквалификацию. А у меня это, кстати, первая прямая красная за грубость в карьере была. Я же играю хотя и жестко, но никогда не подло.

- Насчет того, что еще легко отделались, так шесть игр Веллитону показывают, что это действительно так.

- Там, полагаю, сыграл роль общественный резонанс. При всем уважении к Акинфееву и сожалении по поводу его травмы не думаю, что эпизод тянул на такое суровое наказание. Очень многие нападающие играют в корпус. Как футболист скажу: посмотрел запись - ничего страшного не увидел. Одно дело, когда человек специально прыгает, с закрытыми глазами, с двух ног, в опорную.

Я сначала услышал о том эпизоде: о, убил, сломал! Клубы друг на друга ополчились... Думал: что же за момент такой? А включил - таких куча в каждой игре. Просто так вышло, что Акинфеев получил неприятную травму. Не думаю, что ему стоит держать зло на Веллитона. Там, считаю, большую роль сыграл искусственный газон. По себе знаю: играл на синтетике за "Зенит". После обычного поля - день-два, и ты в порядке. После Лужников - три-четыре дня чувствуешь дискомфорт в суставах, коленях, голеностопах. А у кого хронические травмы - сразу воспаляются.

ДЕНИСОВУ ВЫПАЛ НЕЛЕГКИЙ ПУТЬ

- Вот мы и перешли к России. Игорь Денисов в интервью "СЭ" признался, что изменил отношение к тренировочному процессу после того, как поработал с Тимощуком.

- Когда "Зенит" начал добиваться результата, вся команда сплотилась мыслью о победах. И работать стала соответственно. С тем же Денисовым много общались. Я ему говорил: "Игорь, надо в тренажерный сходить, такие-то упражнения сделать, ты будешь себя лучше чувствовать". И мы вместе ходили в тренажерный зал, занимались. Он говорил: "Да, я себя лучше стал чувствовать". Игорю пришлось пройти нелегкий путь - он поменял позицию на поле. Всю жизнь тяготел к атаке, потребовалось здорово перестраиваться.

- Можно сказать, воспитали преемника-опорника.

- Он сам себя воспитал. Просто мне было приятно с ним вместе работать. И со многими другими тоже. Игорь сейчас, считаю, очень хороший футболист. Но у любого игрока есть потенциал для роста, игровые компоненты, в которых еще можно прибавлять. А многого Денисов добился в том числе потому, что тоже, уверен, ведет себя как профессионал. Недавно у него тоже двойня родилась, я поздравил. Четверо детей - это же такое счастье!

- С кем из "Зенита" отношения поддерживаете?

- Из действующих игроков - в основном со Славой Малафеевым. Поздравляем друг друга с Денисовым, Анюковым. А чаще всего на связи с Радимовым и Горшковым. Недавно Горшков был в "Баварии" на стажировке, а через две или три недели из Донецка приехали Попов и Шутков, с которыми тоже вместе играли. Показал им все, уделил времени сколько мог. Вот Горшков, кстати, пример для всех. 38 лет ему было, когда Кубок УЕФА выиграли - а как бегал!

- Могли себе представить, переходя в "Зенит", что эта команда Кубок УЕФА и Суперкубок выиграет?

- Наверное, нет. Для нас первой задачей было золото чемпионата взять. Об этом мне сразу и Фурсенко сказал, и Адвокат. А когда стоит высокая цель, вся команда прогрессирует. Разбуди человека ночью, спроси: "О чем думаешь?" - и он автоматом выпалит: "Выиграть чемпионат!" А потом уже такой настрой и на еврокубки перенесся.

- Ожидали, что в Питере, когда "Бавария" туда на товарищеский матч приедет, вас так встретят - со скандированием фамилии, персональной овацией?

- Такое отношение дорогого стоит. Я же после той игры остался в Питере на пару дней и с удовольствием встретился с болельщиками. Собралось человек 30. Приятно пообщались. Андреас Йонкер (тогдашний и.о. главного тренера "Баварии". - Прим. "СЭ") еще на предматчевой установке сказал команде: "Давайте сыграем для Тимощука". А меня перед игрой подозвал: "Поменяю тебя минуты за две до конца, чтобы ты мог подойти к трибуне, похлопать болельщикам".

ЛУЧШЕ БЫ "ЗЕНИТ" НАЧИНАЛ НА ВЫЕЗДЕ

- В паре "Зенит" - "Бенфика" кого считаете фаворитом?

- Силы относительно равны, но поскольку болею за "Зенит", даю ему больше шансов. Да, из тех соперников, которые были, питерцам, если говорить прямо, попался самый слабый. Не "Барселона", "Реал" или "Бавария". Но нельзя недооценивать команду, которая вышла с первого места из группы, где играл "МЮ". Тем более что первый матч "Зенит" проводит дома, что, считаю, не очень хорошо. Вспомните: когда мы выиграли Кубок УЕФА, почти на всех этапах, кроме "Вильярреала", сначала играли на выезде.

- Когда "Зенит" и "Шахтер" в Лиге чемпионов оказались в одной группе, за кого болели?

- Ох, тяжело пришлось. Но надо признать, что "Зенит" был сильнее. "Шахтер" же по каким-то причинам не смог показать свою игру. Недавно Рината Ахметова с Новым годом поздравил, хотел и Мирчу Луческу после автокатастрофы поддержать, но он чувствовал себя не очень. Пожелал ему в твиттере скорейшего выздоровления и, думаю, в ближайшем будущем свяжусь с ним по телефону.

ХОТЕЛ, ЧТОБЫ РОССИЯ С УКРАИНОЙ ПОПАЛИ В ОДНУ ГРУППУ

- Через полгода у вас - домашний чемпионат Европы. Кто его выиграет?

- (Улыбается.) Украина! А что? Задачи такие нужно ставить.

- Вот и Сергей Фурсенко заявляет, что Россия должна выиграть ЧМ-2018.

- Правильно, молодец!

- Шевченко не хотел, чтобы Россия с Украиной в одну группу попали, Воронин - хотел. А вы?

- И я хотел. Не для того, чтобы доказать, что кто-то сильнее. Просто с друзьями хотелось встретиться на поле.

- Можно сравнить нынешнюю украинскую команду с той, что вышла в четвертьфинал ЧМ-2006?

- Костяк той составляли опытные футболисты. После крупного поражения в первой игре от Испании мы попали в сложную ситуацию, но за счет опыта сумели переломить ее и в итоге пройти дальше испанцев! Сейчас же в сборной очень много новых игроков. Задача тех опытных, кто остался, - поддержать дебютантов и помочь им адаптироваться, чтобы команда стала сильнее.

- 3:3 в товарищеском матче с Германией в Киеве, мне кажется, изменили восприятие украинской сборной даже у нее дома. И у футболистов должно было прибавиться уверенности.

- Думаю, и прибавилось. Ведь немцы приехали основным составом - и у них в крови выигрывать в каждом матче. Мюллер на замену выбежал: "Сейчас мы вас обыграем!" Жаль, конечно, что 3:1 не удержали, но ведь до игры никто не думал, что мы и вничью можем сыграть...

- Не обидно, что Руни амнистировали как раз на игру с Украиной?

- Вот почему меня в бундеслиге не амнистировали, а его - да? (Смеется.) Значит, судьба такая. Не нужно сетовать: и группу нам, мол, поменяйте, и Руни уберите. Нужно выходить и играть в свой футбол. С той же Англией в 2009-м в Днепропетровске мы показали, что можем выигрывать. Отступать некуда было, даже пенальти в начале не забили - а потом предъявили характер, бойцовский дух. И выиграли. На Euro надо так же.

Игорь РАБИНЕР
Мюнхен - Москва

2