6 февраля 2013, 00:26

Бомба или петарда?

В понедельник директор Европола Роб Уэйнрайт собрал в Гааге пресс-конференцию, где обнародовал сенсационные цифры: по данным расследования, которое проводилось его организацией с июля 2010-го, за период с 2008 по 2011 год в европейских и международных футбольных турнирах выявлено как минимум 380 договорных матчей, а если говорить о соревнованиях на других континентах, то 680.

Борис ЛЕВИН

Расследование, проведенное совместно с властями Германии, Финляндии, Венгрии, Австрии и Словении, уже назвали самым крупным за всю историю футбола. Сообщается, что на данный момент по его данным осуждены 15 человек (в одной Венгрии - 3 игрока и 4 арбитра), а еще около сотни будет привлечено к суду. И дается довольно скупая, но впечатляющая информация: среди попавших под подозрение игр чемпионатов Турции, Венгрии, Швейцарии, Германии есть и парочка поединков Лиги чемпионов, 14 отборочных матчей Лиги Европы и три встречи отборочного турнира ЧМ-2010 (два в Африке и один в Центральной Америке). А ниточки ведут к некой криминальной группировке, базирующейся в Сингапуре.

Звучит все это зловеще - пока не натыкаешься на суммы, фигурирующие в качестве взяток и подкупов. По данным Европола, упомянутой криминальной группировкой на купленные матчи было поставлено около 16 миллионов евро, а общая прибыль составила 8 миллионов. Получается, что в среднем за игру сингапурский спрут, раскинувший щупальца по всей Европе, имел чуть больше 21 тысячи евро. За сколько же тогда покупались игроки и судьи? За банку варенья и корзину печенья? А посредники, если на той же пресс-конференции говорилось о том, что в каждой покупке могло быть задействовано до 50 человек в 10 странах? Как-то несерьезно получается - у нас даже в первой лиге такими суммами не оперируют.

И второй вопрос, который хочется задать мистеру Уэйнрайту: а зачем, собственно, вы созывали пресс-конференцию, если не назвали конкретные имена, явки, пароли? О том, что в футболе хватает странных матчей, мы и без вас знаем; хочется уже доказательств и громких процессов, а не очередных констатаций существования явления. Если проведенное расследование действительно настолько эффективно, то зачем рассказывать о нем на полпути? Доведите дело до красивой точки, и тогда весь мир вам поаплодирует. Пока же больше похоже на заявления наших родных комитетов и комиссий по аналогичным проблемам: мы проводим титаническую работу, практически вывели уже всех мошенников на чистую воду, вот только назвать их вам не можем. Хочется тут же продолжить: и никогда не сможем…

Уж сколько было громких дел, которые заканчивались кулуарным признанием факта, но "отсутствием доказательств" для оргвыводов по нему. И не только у нас - в "европах" тоже. Из последних вспоминается так называемое "бохумское дело" двухлетней давности. Там полиция, проводя прослушку в связи с совсем другими преступлениями, наткнулась на деятельность криминальной организации с Балкан, регулирующей в своих интересах результаты футбольных матчей.

Речь шла о 270 играх в 9 странах, в том числе даже отборочных к ЧМ (Лихтенштейн - Финляндия - 1:1). А ключевым моментом расследования стала встреча "Дебрецена" с "Фиорентиной" 20 октября 2010 года в Лиге чемпионов (закончившегося со счетом 3:4): признано, что влияние на венгерский клуб имело место, и два его футболиста - вратарь Полексич и полевой игрок Месарош - получили по два года дисквалификации. Но арбитражный суд в Лозанне после апелляции FIFPro наказание Месарошу аннулировал (Полексичу оставив в силе) и признал, что, цитирую: "факт подкупа официально не установлен".

Единственный, кто был тогда осужден по-настоящему, - некий хорват Анте Сапина, бывший вроде бы в эпицентре всех "договорняков". Он получил пять с половиной лет тюрьмы, но формально за другие вещи. Поэтому и возникает сегодня большой вопрос: а не выльется ли громкое заявление Европола в условное наказание очередных полексичей?

* * *

Что такое Европол? Это полицейская служба ЕС, расположенная в Гааге. Основные ее задачи - координация работы национальных служб в борьбе с международной организованной преступностью и улучшение информационного обмена между ними. На данный момент Европол координирует работу полицейских служб всех 27 стран - членов Евросоюза, в его составе порядка 630 сотрудников.

В 2004 г. приказом МВД России № 859 в структуре Интерпола при МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом.