13 декабря 2017, 22:30

Какая боль. Трагедия Габриэля Батистуты

Егор Бычков
Корреспондент в Санкт-Петербурге
Бывший нападающий "Фиорентины", "Ромы" и сборной Аргентины – о том, как не любил футбол, просил врача ампутировать ему ноги и мочился в постель.

Габриэль Батистута завершил карьеру более 10 лет назад – в 2005 году. Кумир аргентинских и итальянских болельщиков 90-х и лучший бомбардир сборной Аргентины в "домессиевую" эпоху (56 голов), без которого не была бы написана культовая композиция группы "Чайф" "Аргентина – Ямайка 5:0" (Батистута сделал хет-трик в той игре на ЧМ-98, потратив на это 11 минут), в последние годы часто коротает время, поигрывая в поло и гольф – редкие виды спорта, где не так болят его настрадавшиеся ноги. О проблемах, с которыми ему пришлось столкнуться после завершения футбольной карьеры, и многом другом Батистута рассказал в большом интервью испанскому изданию Marca. "СЭ" приводит самое интересное.

21 июня 1998 года. Париж. Аргентина - Ямайка - 5:0. Габриэль БАТИСТУТА забивает один из своих трех голов в ворота сборной Ямайки. Фото REUTERS
21 июня 1998 года. Париж. Аргентина - Ямайка - 5:0. Габриэль БАТИСТУТА забивает один из своих трех голов в ворота сборной Ямайки. Фото REUTERS

"МНЕ НЕ НРАВИЛОСЬ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ"

– Я всегда относился к футболу как к профессии, в которой мне хотелось подняться на самый высокий уровень, прикоснуться к совершенству. Но я не получал никакого удовольствия от игры – в школе, скажем, предпочитал волейбол или баскетбол. Я делал свою работу, выходил из раздевалки – и старался не пускать футбол в мою личную жизнь. В жизни профессионального футболиста, вообще-то, мало веселого. Поверьте, быть Роналду или Месси довольно сложно. Почему в таком случае я играл на профессиональном уровне 17 лет – с 1988 по 2005 годы? Амбиции. К тому же, мне нравилась атмосфера: адреналин, общение с партнерами по команде, постоянное ребячество. Мне этого сейчас очень не хватает. Зато, закончив играть, я начал лучше понимать футбол, слежу за ним сейчас с куда большим интересом, чем раньше.

Габриэль БАТИСТУТА. Фото REUTERS
Габриэль БАТИСТУТА. Фото REUTERS

"Я МОЧИЛСЯ В ПОСТЕЛЬ, ХОТЯ ТУАЛЕТ БЫЛ В ТРЕХ МЕТРАХ"

– Не могу сказать, что разочаровался в футболе, но в один прекрасный момент понял: хватит, с меня довольно, я отдал ему все, и у меня больше нет сил. Здоровье было ни к черту. Всего через два дня после моего последнего матча я слег – и несколько дней практически не мог ходить. У меня были большие проблемы с лодыжками, особенно, с правой – из-за разных запущенных болячек там почти не осталось хрящей и сухожилий, и все мои 86 килограмм держались на костях. Вы не представляете, что я чувствовал, когда одна кость под нагрузкой терлась о другую. Бывали ночи, когда я не спал до утра, даже закинувшись пригоршней обезболивающих, мне хотелось в туалет, он был в трех метрах, но я мочился в кровать, потому что не мог подняться и дойти до уборной.

Габриэль БАТИСТУТА. Фото REUTERS
Габриэль БАТИСТУТА. Фото REUTERS

"СКАЗАЛ ВРАЧУ – ОТРЕЖЬ МНЕ НОГИ, Я БУДУ КАК ОСКАР ПИСТОРИУС"

– Однажды, после особенно острого кризиса, меня привезли в больницу, и я сказал доктору, что больше не могу терпеть эту боль, пусть он отрежет мне ноги, если только это способно мне помочь. Сказал, что я знаю историю Оскара Писториуса, и, в принципе, не вижу ничего плохого в том, чтобы быть, как он – с протезами. Врач только покрутил пальцем у виска. В итоге мне сделали артродез – операцию, направленную на восстановление опорной способности конечности, и вскоре я понемногу смог вернуться к нормальной жизни. Иногда ноги меня беспокоят, но на партию в гольф или поло я всегда найду силы. А вообще было бы неплохо, чтобы футболисты почаще обращались к спортивным психологам – рассказать о своих проблемах всегда бывает полезно. Я в этом убедился на 100 процентов.

Габриэлю Батистуте было досадно, когда Лионель МЕССИ побил его рекорд. Фото AFP
Габриэлю Батистуте было досадно, когда Лионель МЕССИ побил его рекорд. Фото AFP

"БЫЛО ОБИДНО, КОГДА МЕССИ ПОБИЛ МОЙ РЕКОРД"

– Для меня быть лучшим бомбардиром аргентинской сборной было невероятной честью, поэтому я испытал чувство досады и обиды, когда мой рекорд был побит. С другой стороны, тот факт, что меня превзошел инопланетянин, немного успокоил расстроенные чувства. Месси – невероятный игрок, он делает все, что в его силах, чтобы привести Аргентину к победе, но команде требуются дополнительные усиления. В "Барселоне" другая ситуация – там всякий раз формируется состав именно под Месси, поэтому его игра в клубе и сборной различается. Опять же, играть против "Эйбара" – это не то же самое, что против Бразилии или Германии. Кстати, на месте Лео я бы не зацикливался так на том, что ЧМ-2018 – его последний шанс. При отсутствии травм он точно сможет сыграть и в Катаре.

Сейчас Габриэль БАТИСТУТА увлекается поло и гольфом. Фото REUTERS
Сейчас Габриэль БАТИСТУТА увлекается поло и гольфом. Фото REUTERS

"КАВАНИ, СУАРЕС, ИГУАИН И ИКАРДИ НАПОМИНАЮТ МНЕ МЕНЯ"

– Я уважал каждого тренера, с которым работал, но, честно говоря, мой стиль игры не требовал особенных указаний. У меня была единственная цель – забить гол. И мной не нужно было как-то руководить, чтобы я добился своего. Из нынешних нападающих Кавани, Суарес, Игуаин и Икарди напоминают мне меня. А если говорить про лучших защитников тогда и сейчас, то, думаю, справиться с игроками обороны в мое время было сложнее. Рамос, Пике, Варан, Годин, Маскерано – великолепные футболисты, но Барези, Неста, Мальдини, Верховод и Чамот – это высочайший уровень. Сегодня таких защитников нет.